УДК 37

Методология и особенности преподавания истории искусств

Саровская Полина Владимировна – студент кафедры Иностранных языков отделения Теории и методики преподавания иностранных языков (японский язык) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: В статье анализируются методология и особенности преподавания истории искусств. Рассматриваются особенности истории искусств как дисциплины и её роль в творческом и личностном развитии обучающихся. Отмечается значение методики в преподавании истории искусств. Выявляются задачи и ориентиры обучения дисциплине. Приводятся основные методы преподавания истории искусств, отмечается значимость междисциплинарного подхода. Рассматриваются интерактивные методы обучения, такие как культура участия и культурная медиация.

Ключевые слова: история искусств, методология, методика, методы обучения, обучающиеся.

Художественное образование должно способствовать усвоению, сбережению и дальнейшему распространению духовных достижений культуры, созданию, реконструкции и адекватной интерпретации обучающимися художественных ценностей, формированию готовности выступать активными субъектами этно-художественной среды [1]. Важным элементом художественного образования является история искусств, преподавание которой должно быть направлено на раскрытие и развитие способностей обучаемых, формирование самодостаточной, социально значимой, творческой личности, которая обладает эстетической культурой, гармонизована с миром и чувствует внутреннюю органическую причастность к нему. Значительная роль истории искусств в творческом и личностном развитии учащихся делает актуальным исследование методологии и методики её преподавания.

Целью работы является изучение методологии и особенностей преподавания истории искусств. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

История искусств изучает процесс развития пластических искусств с момента их зарождения до современности [2]. Она является гуманитарной дисциплиной, направленной на раскрытие особенностей эстетического освоения окружающей действительности в процессе исторического развития. Данная специфика определяет выбор методов обучения дисциплине, включающих не только словесные и наглядные, но практические, такие как метод проблемного изложения, исследовательский и поисковый.

Большая роль в преподавании истории искусств и в художественном образовании в целом принадлежит методике, обобщающей методы преподавания, их теоретические и практические положения [3]. Значимость методики определяется дуалистической сущностью искусства – его эмоционально-духовным и научным началом. Первый этап становления художника должен заключаться в определение цели и задач его творчества и способов их достижения. Это позволит сформировать отношение художника к понятию изобразительной грамоты и природе художественного творчества, развить творческое мышление и глубокое понимание искусства, без которых невозможно полноценное развитие внутреннего чутья и таланта.

Искусство является широким полем смыслов, которыми при преподавании можно оперировать в открытой игровой манере [4]. При этом основной задачей становится не столько формирование дисциплинарного знания, сколько обучение пониманию через истолкование, представляющее собой бесконечное развёртывание гибких герменевтических стратегий. Для обучения пониманию искусства необходимо использовать первичные методы знакомства с эмпирическим материалом и методы, которые касаются не отвлечённого теоретизирования, а живого понимания.

В процессе изучения истории искусств у обучающихся должно сформироваться понятие о том, что цель искусства заключается в переосмыслении, а не дублировании натуры [5]. Учащиеся должны научиться осознавать художественную ценность произведений, уметь анализировать их и формулировать своё мнение, учитывая субъективность художественных образов, различия языка и трактовки произведений представителями различных живописных школ. При этом они должны чётко разделять точное знание о произведениях и контексте и возможные интерпретации, а также сравнивать только те явления, между которыми могла быть реальная историческая связь, а не внешнее случайное совпадение [6].

Основными в преподавании истории искусств являются следующие методы [7]:

  1. Семиотический. Является основополагающим, поскольку рассматривает сферу искусства как коммуникацию. Коммуникативные проблемы искусства затрагивают ситуации знакомства и понимания произведений, поэтому их ключевыми категориями выступают знак, значение и репрезентация содержания для воспринимающего. Семиотический метод раскрывает сущность языка искусства, его значений и смыслов, что способствует коммуникации с произведением искусства и обеспечивает возможность говорить о произведении за счёт установления связей между художником, произведением, зрителем и обществом.
  2. Диалогический. Является логичным продолжением семиотического метода. Разговор об искусстве в процессе обучения представляет собой умение сформулировать и выразить собственную точку зрения, репрезентировать её диалогически, аргументировать и критически осмыслить.
  3. Сравнительно-исторический. Расширяет возможности семиотики и диалога благодаря погружению в общественно-исторический контекст эпохи создания произведений искусства.
  4. Искусствоведческий анализ. Позволяет увидеть отдельные элементы произведения искусства и связи между ними, что способствует более полному пониманию цельного художественного образа. Элементами анализа могут выступать произведение как объект, формальные качества произведения, связи произведения в историко-культурном контексте, авторский замысел, кураторский замысел, социальный контекст и персональные связи.

История искусств является междисциплинарной областью исследований, в связи с чем при преподавании этой дисциплины необходимо придерживаться междисциплинарного подхода [8]. Исследование художественного произведения невозможно без рассмотрения процесса его создания и последующего использования, что обуславливает необходимость включения в искусствознание смежных дисциплин, таких как краеведение, археология, история, статистика, источниковедение, естественные науки, демография и другие, в зависимости от специфики и истории создания произведения. Близкими к искусствоведению науками и исследовательскими областями являются философия искусства, культурология, эстетика, психология искусства, социология, семантика и семиотика искусства, религиоведческий, литературоведческий и герменевтический подходы. С позиции преподавания истории искусств важным является включение в методику практико-ориентированных дисциплин – педагогики искусства, педагогического искусствоведения и музейной педагогики.

Синтез указанных подходов позволяет совместить теории и методы преподавания искусства и воздействие искусствоведческих дисциплин на развитие творческих способностей обучающихся. Важным аспектом, вносящим корректировки в методологию преподавания истории искусств, является интерактивность, представляющая собой ориентацию на взаимодействие в широком его понимании [9]. Так, интерактивность должна присутствовать не только на уровне восприятия аудиторией готового материала, но и при формировании этого материала: обучающиеся должны иметь возможность вносить свои пожелания в содержание и способы восприятия изучаемых тем. Такой уровень интерактивности может быть достигнут при помощи культуры участия и культурной медиации [10].

Суть культуры участия заключается в превращении традиционных потребителей контента в деятельностных участников, чьё мнение учитывается, а активность поддерживается. В основе этого метода лежат открытость, доступность и вовлечение в деятельность, что способствует формированию у обучающихся навыков не только осмысления, но и актуализации культурного наследия. При преподавании истории искусств метод культуры участия может быть реализован при помощи технологии культурной медиации, задача которой состоит в сопоставлении между собою различных точек зрения с целью получения представлений о различном восприятии искусства.

Вспомогательным методом преподавания истории искусств может стать интегративное обучение, заключающееся в установление связей между двумя видами объектов – дополнении основного материала примерами из других видов искусства [11]. При этом в каждом случае формируется новая целостная система на уровнях понимания и эмоционального отклика, что способствует более глубокому осмыслению и лучшему запоминанию материала.

Таким образом, основной целью дисциплины «История искусств» является моделирование когнитивной карты, при помощи которой обучающиеся могут в нелинейной форме осуществлять навигацию по множеству художественных смыслов, представленных различными направлениями, школами, объединениями и персоналиями. Такая навигация способствует развитию герменевтических стратегий учащихся, обеспечивающих восприятие и глубокое внутреннее понимание разнообразных художественных практик, как расходящихся между собой по существу, так и сходящихся в некоторых формальных или содержательных моментах.

Список литературы

  1. Акимов С.С. Владение искусствоведческой методологией как профессиональная компетенция преподавателя истории искусств в детской художественной школе // Культурный код. – 2022. – № 3. – С. 69-86. – DOI: 10.36945/2658-3852-2022-3-69-86.
  2. Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин: учеб. пособие для вузов / Г.В. Ганьшина. – 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2022. – 195 с.
  3. Донин А.Н. Комплементарное использование музыки в преподавании истории искусств // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2022. – № 2 (64). – С. 89-93. – DOI: 10.26086/NK.2022.64.2.012
  4. Мороз С.А. Теоретические аспекты преподавания визуального искусства // The Scientific Heritage. – 2021. – № 67-4 (67). – С. 34-42. – DOI: 10.24412/9215-0365-2021-67-4-34-42.
  5. Оноприенко Л.П. Особенности мероприятий по истории искусств в школе в рамках педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 123-125. – DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00229.
  6. Сушкова С.В. Методика преподавания истории изобразительного искусства в современной школе искусств // Альманах педагога. – 2016. – 8 с.
  7. Трушникова Е.Л. Междисциплинарный подход и культура участия в методике преподавания истории искусств // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 38-48. – DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-38-48.
  8. Трушникова Е.Л. Методы и технологии работы с произведением искусства в преподавании истории искусств // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 117-127. – DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-117-127.
  9. Трушникова Е.Л., Дегтеренко Л.Н. Культура участия и культурная медиация как методы обучения истории искусств // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 3 (35). – С. 36-43.
  10. Шмелева Н.В., Саймиддинов А.К. Современное искусство в контексте практик преподавания: проблемы и перспективы // Juvenis scientia. – 2019. – № 8. – С. 27-30. – DOI: 10.32415/jscientia.2019.08.06.
  11. Юсупхаджиева Т.В. Современный мир и развитие методики обучения изобразительному искусству // Гуманизация образования. – 2019. – № 5. – С. 12-20. – DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10049.

Интересная статья? Поделись ей с другими: