УДК 373.24

Ознакомление детей дошкольного возраста с экосистемой Крайнего Севера

Хвостикова Полина Константиновна – студентка кафедры Педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета

Аннотация: Предлагаемая хрестоматия по ознакомлению детей дошкольного возраста с экосистемой Крайнего Севера рассматривается как методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Пособие разработано в рамках студенческого проекта «Северенок», содержание которого направлено на формирование представлений детей дошкольного возраста о природе Арктической зоны Карелии. Тексты произведений могут быть использованы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы и фольклора, экологического образования, познавательного развития. Пособие рекомендовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

Ключевые слова: хрестоматия, диагностический материал, дошкольный возраст, экосистема, Крайний Север, фольклор, животные, птицы, растения, природный явления.

В конкурсе Грантов Главы Республики Карелия мы представили проект по разработке образовательного модуля «Северёнок» по ознакомлению дошкольников с экосистемойрайонов Крайнего Севера. По результатам проведения конкурсанаша идея получила финансовую поддержку. На протяжении 2023 года мы создавали и апробировали компоненты познавательного в дошкольных образовательных учреждениях Крайнего Севера Карелии.

Хрестоматия разработана в рамках студенческого проекта «Северенок», содержание которого направлено на формирование представлений детей дошкольного возраста о природе Арктической зоны Карелии. Проект поддержан на конкурсе Грантов Главы Республики Карелия.

При составлении хрестоматии мы опирались на произведения русской литературы: былины Обонежья, Карельский фольклор, народные песни Ингерманландии, сказки, собранные А. А. Шахматовым в Олонецкой губернии, песенный фольклор кестеньгских карел.

В хрестоматию мы включили поговорки, пословицы, загадки, стихотворения, сказки, рассказы, которые можно использовать в работе с детьми по формированию представлений об экосистеме Крайнего Севера.

Предлагаемое методическое пособие направлено на формирование представлений у детей дошкольного возраста об экосистеме Крайнего Севера. Хрестоматию можно использовать в процессе проведения занятий с детьми по ознакомлению с произведениями художественной литературы и фольклора, трудовой деятельности, экологического образования.

При разработке методического пособия учитывались результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста по четырем разделам «Животные», «Растения», «Птицы», «Природные явления».

Диагностический материал разрабатывался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Пособие включает в себя задания по трем разделам «Животные», «Растения», «Природные явления». Целью заданий диагностического материала является выявление уровня представлений детей об экосистеме Крайнего Севера. Наиболее интересными заданиями, по результатам наблюдения за детьми педагогов оказались «Животные Карелии», «Отгадай», «Природные явления Арктической зоны Карелии», «Полярные животные».

Задание «Животные Карелии» представляет собой набор из тринадцати карточек с изображением животных, проживающих на территории Карелии и не проживающих в Карелии. Детям нужно разделить животных на две группы и ответить на предлагаемые вопросы. Цель данного задания состоит в выявлении уровня представлений детей о животных Арктической зоны Карелии.[3]

Задание «Отгадай» направлено на определение уровня знаний детейо видах животных Крайнего Севера Карелии. Детям предлагается три карточки с изображением зайца-беляка, полярного зайца и обычного зайца. Задача состоит в том, чтобы из представленных видов животных выделить полярного зайца. [3]

Выявить уровень знаний детей о природных явлениях Арктики можно с помощью задания «Природные явления Арктической зоны Карелии». Методика проведения задания подразумевает под собой узнавание семи природных явлений – северное сияние, полярный день, полярная ночь, иней, сосульки (замерзшая вода), льды Арктики, вьюга. Сложность задания состоит в том, чтобы объяснить, почему возникает данное природное явление. [4]

Задание «Полярные животные» нацелено на определение знаний детей о полярных животных Карелии. Стимульный материал задания включает в себя две картинки с изображением обычного волка и полярного волка. Детям предстоит выделить полярного волка и ответить на предлагаемые вопросы. [3]

Анализ результатов диагностики позволил нам определить уровень развития представлений детей об экосистеме Крайнего Севера. Уровень развития представлений находится на низком уровне. Дети с помощью взрослого выполняли задания, самостоятельно могли выполнить задания по блоку «Животные». Мы предполагаем, что это связано с тем, что Федеральная общеобразовательная программа ДОУ не подразумевает подробное ознакомление детей с экосистемой Крайнего Севера Карелии.

Данные анализа помогли нам наметить дальнейшую работу по разработке интерактивных игр, конспектов занятий, интерактивных карт по ознакомлению детей с природой севера Карелии, с природой родного края.

Список литературы

  1. Карельский фольклор / под ред. В.Я. Проппа. – Петрозаводск: Государственное издательство Карело-финском ССР, 1949. – 218 с.
  2. Люйюнен, А. Кратко о «Kalevala»: эпос «Калевала» в юмористическом пересказе с точки зрения современного человека; Сказка про карельского лося Тойво. – Санкт-Петербург: Реноме, 2020. – 84 с.
  3. Окружающий мир // Сказки о животных URL: https://nukadeti.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).
  4. Окружающий мир // Сказки о природных явлениях URL: https://okrujaushiy-mir.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).
  5. Окружающий мир // Экологические сказки о растениях URL: https://rostoksamara.siteedu.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: