УДК 78:37

Музыкальное образование в разных странах мира и его популярные методы

Бай Цзыи – студент Средней школы г. Мэнчжоу (Китай).

Аннотация: Музыкальное образование – это область практики, в которой педагоги готовятся к карьере учителей музыки начальной или средней школы, директоров ансамблей, школ или музыкальных консерваторий. Музыкальное образование также является областью исследований, в которой ученые проводят оригинальные исследования способов преподавания и изучения музыки. Ученые в этой области публикуют свои выводы в рецензируемых журналах и обучают студентов бакалавриата и магистратуры в университетах или музыкальных школах, чтобы они стали учителями музыки.

Ключевые слова: музыка, образование, методы, становление.

Музыкальное образование охватывает психомоторную область (формирование навыков), область познания (получение знаний), аффективную сферу – желание учащегося получать, усваивать материал и делиться им. В ходе него воспитывается способность воспринимать музыку, развивается сфера чувств.

Учебные планы по музыке нередко предполагают применение учащимися знаний в области математики, родного и иностранного языка, культурологи и истории. Исследования показывают, что это помогает учащимся достигать успехов в других академических областях, сдавать SAT, ACT и прочие стандартизированные тесты.

На всех уровнях от дошкольного до высшего образования обучение музыке является стандартным явлением, потому что взаимодействие с музыкой считается основополагающим компонентом нашей культуры и нашего поведения. Разные народы практикуют разные подходы к музыкальному образованию, что обусловлено их политическим и историческим контекстом. Изучение музыки из других культур помогает учащимся легче воспринимать незнакомые новые звуки. Согласно данным исследований, музыкальные предпочтения человека связаны с его родным языком, с привычными для него звуками.

На протяжении 20-го века было разработано или модернизировано множество всевозможных подходов к обучению музыке. Ряд из них оказал большое влияние на музыкальное образование в целом. Например, это созданная в начале прошлого века эвритмика или метод Далькроза за авторством педагога и музыканта Э. Ж. Далькроза из Швейцарии. Орф Шульверк призывал развивать музыкальные способности учеников тем же путем, по которому шло развитие музыки в западной цивилизации. Метод Кодая использует преимущества активных приемов обучения и реакции на музыкальные произведения.

Согласно методу Судзуки, для обучения музыке необходимо создать такую же среду, как для изучения родного языка человека. По Гордону играть на музыкальных инструментах учат с помощью приемов аудирования. Во время разговорного сольфеджио учащиеся погружаются в музыкальную литературу их родной культуры. В метод Carabo-Cone входит использование костюмов, игрушек и прочего реквизита для изучения основных концепций нотного стана, характеристик нот и расположения клавиш фортепиано. В специально спроектированном классе ребенок изучает основы музыки в буквальном смысле на ощупь. Метод MMCP направлен на формирование личного отношения к музыке, учащиеся учатся воспринимать ее как актуальный, личный, развивающийся предмет. Все популярнее становится преподавание популярной музыки, систематическое знакомство с рок-музыкой и прочими формами поп-музыки как в учебном классе, так и вне его стен. Существует немало исследований, которые показывают, что музыкальные занятия помогают детям эффективнее контролировать свое дыхание, управлять голосом и телом в целом.

Европейские дети еще в начальной школе нередко знакомятся с теорией и историей музыки, осваивают хоровое пение, учатся играть на блокфлейтах и клавишных инструментах. В Индии и некоторых других странах в школе изучают игру на клавишных, фисгармонии, скрипке, а студенты учатся исполнять индийскую музыку рага. Школьники часто становятся участниками хоров, ансамблей, джаз-бэндов, марширующих и концертирущих оркестров. Иногда могут проводиться дополнительные уроки музыки. Для учеников средней школы или ее аналога музыка обычно является частью обязательной учебной программы.

В высших учебных заведениях на программах гуманитарного цикла студенты получают академические кредиты за прохождение музыкальных курсов, в том числе за изучение истории музыки, знакомство с разными музыкальными направлениями и стилями. Помимо этого, большинство североамериканских и европейских вузов заведений имеют собственные хоры, концертирущие и марширующие оркестры, ансамбли и т. д.

Множество университетов также реализуют программы на получение ученой степени в сфере музыкального образования, готовят студентов для преподавания музыки в заведениях начального и среднего уровней образования. Высшие ученые степени, например, D.M.A. или доктор наук, позволяют работать в университете. Они присуждаются тем, кто прошел полный курс занятий по теории и истории музыки, технике, игре на конкретном инструменте, участвовал в ансамбле и занимался с опытными педагогами. Отделения музыкального образования в американских и европейских университетах также участвуют в междисциплинарных исследованиях в сфере философияи образования, музыкальной психологии, историографии музыкального образования, социомузыкологии, педагогической этномузыкологии и т. д.

Знакомство с западной художественной музыкой распространеняется все дальше в за пределы Европы и Северной Америки. К нему подключаются и азиатские государства, включая Южную Корею, Китай, Японию. Колледжи и университеты на западе также включают в свои учебные программы музыку, которая выходит за пределы их национальной музыкальной традиции. Это музыка Западной Африки, Мексики (мариахима), Индонезии (гамелана), Зимбабве (маримба), разные виды поп-музыки с разных концов света.

Музыкальное образование не ограничивается рамками учебных заведений. Оно доступно каждому человеку на протяжении всей его жизни в рамках индивидуального обучения. Сегодня частные и групповые уроки музыки могут посещать как любители, так и профессиональные музыканты.

Список литературы

  1. Алпатова, А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре : учебник для вузов / А. С. Алпатова ; отв. ред. В. Н. Юнусова. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 247 с.
  2. Алпатова, А. С. Народная музыкальная культура. Архаика : учебник для СПО / А. С. Алпатова ; отв. ред. В. Н. Юнусова. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 247 с.
  3. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От платона до кабалевского : учебник и практикум для вузов / Е. А. Бодина. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
  4. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 333 с. 
  5. Браудо, Е. М. История музыки : учебник / Е. М. Браудо. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 444 с. 
  6. Герцман, Е. В. История музыки. Пифагорейское музыкознание : учебник для вузов / Е. В. Герцман. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 261 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: