УДК 376.3

Особенности фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Золотницина Анастасия Игоревна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Андрусева Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Развитие фонетико-фонематического восприятия является ключевым аспектом формирования навыков речи у детей. Способность слушать и воспринимать информацию - ключевая основа дальнейшего развития ребенка. Дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, сталкиваются со сложностями в способности воспринимать и обрабатывать полученную извне звуковую информацию. В данной статье рассмотрим особенности фонетико-фонематического восприятия у детей с ФФНР.

Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, работа, коррекция, логопедия, дошкольники.

Тема фонетико-фонематического недоразвития в специальной психолого-педагогической литературе занимает не последнее место в контексте изучения отечественными и зарубежными исследователями. Впервые термин ФФНР был представлен группой отечественных ученных во главе с Р.Е. Левиной. Они рассматривали данную особенность в контексте нарушений произносительной стороны речевых высказываний родного языка [2, 7].

Р.И. Лалаева под фонетико-фонематическим недоразвитием речи представляет собой состояние, при котором у ребенка возникают трудности в правильном восприятии и воспроизведении звукового материала. Это может быть связано с нарушениями в развитии фонетических и фонематических процессов, что влияет на формирование ясной и понятной речи [2, 7].

Так, Н.А. Медова отмечает, что ФФНР характеризуется незавершенностью формирования процессов произношения и восприятия. Данная особенность высказываний объединяет большую группу нарушений речевой деятельности, препятствующей дальнейшей социализации и интеграции ребенка. ФФНР. Конечном итоге препятсвует полноценному развитию, формированию навыков коммуникативного взаимодействия, что в дальнейшем становится результатом социальной депривации и дезадаптации [2,7].

О нарушениях речи говорят следующие особенности:

  • Несоответствие речевых высказываний возрастной норме;
  • Отклонения в психофизиологических механизмах говорения;
  • Несоответствие уровня высказываний возрастной норме.

Термин «фонематическое восприятие» определяется как способность дифференцирования фонем и установление звуковой структуры слова. Это определение включает в себя множество сходных понятий: различие фонем, фонематический анализ, синтез, представления [2,8].

Д.Б. Эльконин под термином «фонематическое восприятие» понимает умения ребенка:

  • определять порядок слогов и звуков в слове;
  • устанавливать различительные роли звука;
  • выделять качественные основные характеристики звука [2,8].

Многие исследователи данные термин опосредуют в контексте умственных действий по формированию звукового анализа и синтеза.

Фонетико-фонематическое недоразвитие оказывает существенное влияние на общее развитие речи у детей. Они могут испытывать затруднения в формировании моторной артикуляции, что в свою очередь влияет на их коммуникативные навыки. Задачей специалистов в данной области является разработка индивидуальных подходов к коррекции недоразвития, направленных на восстановление нормального фонетико-фонематического восприятия [1, 235].

Особенности фонематического восприятия у детей с ФФНР в большинстве случаев заключаются в проблемах речевого слуха. Это связано с тем, что при первичных фонематических нарушениях сохраняются существенные проблемы в процессах узнавания и различения фонем, входящих в состав слова.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи страдают в операциях отбора фонем по их артикуляционным позициям. У детей данной категории встречаются кинетические и кинестетические типы снижения чувствительности вследствие парезов и параличей [1, 236]

У детей с ФФНР (при ринолалии) наблюдаются изменения оральной чувствительности в полости рта. Это обособляется дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Наблюдается возможное изменение чувствительности неба (гипестезия) [1, 236]

Так, дети с проблемами фонематического восприятия сталкиваются с такими речевыми трудностями как:

  1. Ограниченная слуховая различимость. Исптывание трудностей при восприятии близких по артикуляции звуков.
  2. Нарушения фонетической осознанности. Дети имеют сложности в оперировании отдельными звуками, так как обладают меньшей концентрацией фонетической осознанности.
  3. Дошкольники с нарушениями фонетического восприятия имеют трудности в восприятии фонем на слух, что приводит к заменам звуков и искажению речи.
  4. Недоразвитие артикуляционной моторики. Слабость артикуляционной моторики приводит к трудности в воспроизведении некоторых звуков, что также затрудняет фонематическое восприятие
  5. Неустойчивость в произношении. Дети испытывают значительные трудности в поддержании стабильности произносимых звуков.
  6. Трудности в интонационном оформлении речи. Нарушения фонематического восприятия приводят к трудностям оформления ритма речи.
  7. Пониженная чувствительность к звукам. Дети с ФФНР имеют слабости слуховой памяти, что затрудняет запоминание и воспроизведение некоторых звуков [1, 236].

Диагноз ФФНР оставляет свои отпечатки не только в речевом отношении развития ребенка, но и оказывает значительное влияние на формирование высших психических функций. Так, внимание у детей с ФФНР характеризуется меньшей устойчивостью и трудностями в переключении с одного вида деятельности на другой. Объем внимания у детей с ФФНР также характеризуется меньшим числом, нежели у детей с нормой. О.Л.Леханова отмечает, что в процессе коррекционно-педагогического воздействия показатели внимания приходят в норму [1, 238].

Память у детей с ФФНР проявляет себя с сужением объема запоминания и возможными ошибками при воспроизведении. Эти особенности связаны с недостаточной устойчивостью внимания и нарушениями фонематического слуха. Клинические формы дизартрии могут сопровождаться нарушениями мнестической деятельности [3, 28].

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) могут иметь особенности в развитии мышления, связанные с их специфическими трудностями в области фонематического восприятия. Однако важно отметить, что эти особенности могут быть разнообразными и зависят от индивидуальных характеристик каждого ребенка. Так, нарушения мышления характеризуется следующими признаками:

  • снижение уровня обобщений;
  • снижение уровня конкретности мышления;
  • нарушение словесно-логического мышления;
  • слабость обобщений;
  • инертность мыслительных операций;
  • трудности в установлении причинно-следственных связей. [3, 28]

Коррекция фонематического восприятия заключается в следующих аспектах:

  • Применение индивидуального подхода. В зависимости от сложностей речевых нарушений педагогу коррекционного учреждения необходимо подбирать различные пути коррекции применительно к каждому ученику.
  • Использование артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика позволяет развивать моторику, что помогает улучшить понимание и произношение звуков.
  • Развитие слуховой дифференциации звуков. Упражнения и игры на развитие слуха позволяют улучшить фонематическое восприятие и впоследствии наладить навыки произношения и дифференциации звуков.
  • Использование наглядного материала. Наглядный материал и интересная подача занятия способствует развитию речевой мотивации, побуждая детей учувствовать в процессе обучения [3, 28].

Таким образом, под фонематическим восприятием понимают состояние, при котором у ребенка возникают трудности в правильном восприятии и воспроизведении звукового материала. Нарушения фонематического восприятия ведут к серьезным последствиям школьной дезадаптации и социализации ребенка в целом. Исходя из этого, применение определенных методов и средств позволяют корректировать данное состояние до определений нормы.

Список литературы

  1. Елецкая, О. В. Специальная педагогика : учебное пособие / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. – Москва : Владос, 2019. – 478 с. – ISBN 978-5-907101-59-3. – Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/162096 (дата обращения: 06.12.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Мёдова, Н. А. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи : учебно-методическое пособие / Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева. – Томск: ТГПУ, 2021. – 96 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/254093 (дата обращения: 06.12.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Поливара, З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста : учебное пособие / З. В. Поливара. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 136 с. – ISBN 978-5-9765-1650-2. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/115881 (дата обращения: 06.12.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: