УДК 37.013

Роль воспитателя в формировании социальных навыков у дошкольников

 

Роговик Дарья Николаевна – воспитатель Средней общеобразовательной школы имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Караханова Айида Гаджирамазановна – воспитатель Средней общеобразовательной школы имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль воспитателя в формировании социальных навыков у дошкольников. Основная акцент делается на важности развития социальных компетенций в раннем возрасте и их влиянии на дальнейшую адаптацию ребенка в обществе. В статье указывается, что воспитатель играет ключевую роль в формировании этих навыков, создавая благоприятную образовательную среду, где дети могут развивать коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, учиться работать в коллективе и решать конфликты. Также отмечается, что развитие социальных навыков в раннем возрасте способствует успешной социализации и установлению здоровых отношений с окружающим миром.

В заключение подчеркивается, что воспитатели имеют возможность содействовать формированию социальных навыков у дошкольников и тем самым внести важный вклад в их будущую жизнь.

Ключевые слова: навык, социализация, самооценка, компетентность, эмоциональный интеллект.

Введение:

Первоначальная участвующая роль педагога в развитии социальных навыков дошкольников является очень существенной и актуальной, поскольку развитие социальных навыков в раннем возрасте оказывает особо значительное влияние на будущую жизнь и успешную адаптацию детей в обществе.

В дошкольных учреждениях педагоги играют важную роль в развитии социальных навыков у детей. Они создают благоприятную обучающую среду, где дети могут приобретать опыт общения, изучать работу в группе и разрешать конфликты. Современное образование все боль ше уделяет внимание развитию социальных компетенций уже на ранних стадиях обучения, и педагоги в дошкольных учреждениях играют ключевую роль в этом процессе. Они работают с детьми в период, когда социализация только начинается, и имеют возможность влиять на формирование социальных навыков, помогая им освоить важные навыки, которые будут полезны во всей их будущей жизни. [1, c.65]

Данная статья ставит своей целью изучить и проанализировать влияние воспитателя на развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования:

В детском саду, воспитатель выполняет крайне важную задачу, направленную на формирование у детей навыков взаимодействия в обществе. Он играет роль главного посредника, содействующего развитию коммуникативных способностей, работы в коллективе, уважения к окружающим и соблюдению правил поведения.

Основные факторы успешной социализации дошкольника включают несколько аспектов. Во-первых, важно сформировать у ребенка положительное отношение к себе и принятие своей уникальности. Это позволит ребенку чувствовать себя ценным и уверенным в себе как личности. Второй важный аспект - положительное отношение к другим членам общества и уважение их индивидуальных особенностей развития. Этот навык поможет ребенку устанавливать и поддерживать здоровые отношения с окружающими.
Для достижения этих целей имеются несколько ключевых факторов. Во-первых, развитие коммуникативной и социальной компетенции у ребенка является крайне важным.

Также, воспитатель в детском саду берет на себя роль агента социализации, выполняя различные социальные функции и роли. Он помогает детям осознать и усвоить эти функции, поощряя их развитие и применение в своей повседневной жизни. Воспитатель играет важную роль в формировании социальных навыков детей, таких как уважение к другим, умение работать в команде, способность эффективно общаться и адаптироваться к различным социальным ситуациям.

Важным аспектом является развитие навыков коммуникации, включая способность выразить свои мысли и эмоции, а также умение слушать других. Взаимодействуя с окружающими, ребенок учится понимать и сотрудничать с другими людьми, а также находить совместные решения проблем. Кроме того, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе является важным фактором. Относясь к себе с уважением и чувствуя свою значимость, ребенок развивает самоуважение и самостоятельность. Однако также важно развивать навыки толерантности и умение принимать различия в людях и их индивидуальных особенностях. [2, c.15]

Добросовестный воспитатель должен создавать благоприятную атмосферу в группе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и защищенно. Ему следует оказывать поддержку детям, которые испытывают трудности в общении или приспособлении к новой среде. Воспитатель должен уметь найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Также ему необходимо сотрудничать с родителями и другими специалистами, чтобы обеспечить наилучшее развитие каждого ребенка.

Одно из важных заданий воспитателя – создание условий для развития социальных навыков у детей. Он помогает им в освоении навыков общения, учит работать в группе, уважать других и соблюдать правила поведения. Воспитатель также помогает детям развивать их эмоциональный интеллект и умение разрешать конфликты мирным путем.

Воспитатель играет также важную роль в формировании этических ценностей и норм поведения у детей. Он учит их следовать правилам справедливости, честности, заботы о других людях и окружающей среде. Воспитатель должен быть примером для детей и внушать в них этические ценности через свои поступки и слова. Он способствует формированию у детей сознательного и ответственного отношения к миру и людям. [3, c.863]
Вот пять ключевых задач, которые помогут воспитателям поддержать развитие социальных навыков у детей:

  1. Формирование навыков ответственности является важной задачей для воспитателя. Он помогает ребенку осознать, что его слова и поступки имеют значение и могут повлиять на окружающих. Сознательная ответственность помогает развивать заботу и уважение к другим людям. Воспитатель может поддержать ребенка в осознании его ответственности, поощряя его брать на себя ответ за свои поступки и слова. Это может быть достигнуто путем поощрения ребенка признавать свои ошибки и уметь извиняться, когда это необходимо.
  2. Развитие навыков предотвращения и разрешения конфликтов является важным аспектом воспитания детей. Воспитателю необходимо помочь ребенку научиться находить конструктивные пути решения проблем социального взаимодействия, что способствует развитию эмоционального контроляи умению работать в команде.
    Для предотвращения конфликтов существует несколько методов. Один из них заключается в изменении своего отношения к основной проблеме, которая вызывает противоречия. Второй метод заключается в изменении отношения оппонента к проблеме. Третий метод подразумевает пересмотр реальности с учетом ожиданий всех заинтересованных сторон, тем самым предварительно устраняя возможное противоречие. [4, c.221]
  3. При формировании навыков социального общениявоспитатель должен уделять внимание формированию у детей таких качеств, как уважение к мнению других, умение разрешать конфликты путем диалога и поиска компромисса, а также способность выслушивать и учитывать точку зрения других людей.
    Важно, чтобы воспитатель создавал безопасную и доброжелательную атмосферу, где у каждого ребенка есть возможность высказать свое мнение, внести свой вклад в общую работу и чувствовать себя принятым и ценным.
  4. Развитие положительных самоощущений является одной из основных задач воспитательной работы. Воспитатель должен помогать ребенку укреплять чувство уверенности в своих способностях, повышать самооценку и раскрывать его потенциал.
    Для этого воспитатель должен поощрять и поддерживать достижения и усилия ребенка. Важно активно замечать и отмечать его прогресс и успешные результаты. Это помогает ребенку осознавать свои сильные стороны и перспективы, а также преодолевать трудности и неудачи.
  5. Формирование ценностей социального сотрудничества играет важную роль в воспитании детей. Задачей воспитателя является помочь ребенку осознать, насколько важно оказывать поддержку и помощь другим людям, а также понять необходимость проявления милосердия и сострадания. Ребенок должен стремиться к такому поведению, которое учитывает интересы и потребности других участников социальной деятельности. Это в свою очередь поможет развивать у ребенка навыки толерантности и терпимости. [5, c.120]
    С целью помощи ребенку в понимании важности оказания помощи и поддержки другим людям, воспитатель имеет возможность применить следующие подходы и методы:
    Одним из подходов, который может помочь детям осознать значимость оказания помощи и поддержки другим людям, являются ролевые игры. Во время таких игр дети имеют возможность воплотиться в роли друг друга и получить лучшее понимание о том, как люди могут чувствовать и мыслить. Это помогает развивать эмпатию и способность понимать чужую точку зрения.
    Дискуссии представляют собой полезный инструмент, способствующий развитию у детей навыков выражения мыслей и идей, а также улучшению навыков общения. Давая детям возможность участвовать в дискуссиях на различные темы, мы помогаем им научиться выражать свои мысли и идеи более ясно и убедительно. [6, c.153]
    Тренинги предлагаются как эффективный метод развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Они способствуют учению регулирования эмоций и развитию умений в коммуникации. Тренинги предоставляют структурированную форму взаимодействия, позволяя детям практиковать разнообразные навыки и получать обратную связь. [7, c.208]

Заключение

В итоге, роль воспитателя в формировании социальных навыков у дошкольников имеет огромное значение. Он создает благоприятную и безопасную среду, проводит систематическую работу по развитию социальной компетентности детей и помогает им осваивать навыки взаимодействия с окружающими. Однако, влияние других факторов, таких как семья и общество, также важно. Для успешного формирования социальных навыков у детей необходимо партнерство между воспитателями и родителями, а также гибкость и адаптация педагогической практики к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Усвоение социальных навыков в дошкольном возрасте является основой для успешной адаптации в обществе и развития здоровых отношений.

Список литературы

  1. Hujala, E., Lahtinen, E., & Rissanen, T. (2014). Фонд пожизненной социальной компетентности: Поддержка социальных навыков детей от дошкольного образования и ухода до школы. European Journal of Education, 49(1), С. 59-72.
  2. Raines, S. (2013). Ключевые понятия для понимания учебной программы. Студенческий опыт учебной программы и педагогики в высшем образовании: тенденции в политике и практике, С. 8-22.
  3. Howes, C., & Hamilton, C. E. (1992). Отношения детей с опекунами: матери и учителя по уходу за детьми. Развитие ребенка, 63(4), С. 859-866.
  4. Denham, S. A., & Burton, R. (2003). Программы социальной и эмоциональной профилактики и вмешательства для дошкольников. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers. С. 219-223.
  5. Bodrova, E., & Leong, D. J. (2007). Инструменты разума: Выготский подход к дошкольному образованию. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Пирсон. С. 105-123.
  6. Shonkoff, J. P., & Phillips, D. A. (Eds.). (2000). От нейронов к соседям: наука о развитии детей раннего возраста. Вашингтон, DC: National Academy Press. С. 144-156.
  7. (2018). Уход и образование детей раннего возраста: глобальные и региональные отчеты. Париж, Франция: UNESCO Publishing. С. 205-210.