УДК 378.16

Особенности преподавания иностранного языка в техническом вузе

Бут Екатерина Викторовна – студентка Димитровградского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения иностранному языку студентов высших технических учебных заведений. Также был проведен анализ литературы, который позволил выявить наиболее эффективные методики, которые могут повысить уровень подготовки студентов после окончания соответствующего курса. В данной статье затронута тема коммуникативного подхода и методик, которые ему присущи, эффективность которых является неоспоримой. Также раскрыты причины, при анализе которые можно понять, важность усовершенствования процесса обучения иностранного языка, включающего в себя особенности преподавания в высшей школе технического учебного заведения.

Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, специализация, особенности, коммуникация, методика.

В современном техническом образовании актуальной проблемой является подготовка специалистов с хорошим уровнем знания иностранного языка. Одной из причин этого является то, что студенты, поступающие на технические специальности, не сдают иностранный язык как вступительный экзамен, что ведет к недостаточному уровню знаний. Кроме того, технические вузы ограничивают количество часов на гуманитарные предметы, что отрицательно сказывается на качестве преподавания иностранного языка. Эта проблема усугубляется отсутствием иноязычной среды общения.

Несмотря на это, студентам предъявляются высокие требования к их языковым компетенциям. Это приводит к тому, что большой упор делается на самостоятельной работе студентов, а время на разговорную практику сокращается. Кроме того, требуется от студентов самодисциплина и самоконтроль, что для многих первокурсников является сложной задачей. В результате данная методика обучения неэффективна и не отвечает реальным потребностям студентов в освоении иностранного языка [1].

Чтобы изменить эту ситуацию, нужно пересмотреть традиционные методы обучения и заменить их на более эффективные, в том числе необходимо соблюсти ряд особенностей, которые будут отличаться от преподавания языка в других образовательных учреждениях.

Отсюда вытекает цель данного исследования – изучение особенностей преподавания иностранного языка в технических вузах и выявление наиболее подходящей методики обучения.

Одной из важнейших особенностей преподавания иностранного языка в технических вузах является специализированный словарный запас. Студентам необходимо знать термины и определения, связанные с их профессиональной деятельностью, которые пригодятся им в дальнейшем для анализа иностранной литературы, установления контакта со специалистами других стран. В связи с этим изучению специальной лексики должно быть уделено достаточное количество времени.

Второй особенностью является ориентация на практическое применение полученных знаний. Необходимо, чтобы студенты умели общаться на иностранном языке в профессиональной сфере, читать и понимать научные статьи и техническую документацию. Для этого важно использовать в процессе преподавания различные методы, направленные на развитие навыков практического применения языка. В качестве источников для этого можно использовать учебники, справочники, научные статьи и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью студентов.

Из этих особенностей вытекает важная задача – создание профессионально-ориентированных учебных пособий нового поколения, содержание которых будет разработано с учётом специфики определённых специальностей. Оно должно быть построено на основе коммуникативной и компетентностной модели выпуска конкретного вуза. В условиях современности создание такой литературы не должно вызвать больших сложностей, однако необходимо постоянное обновление данных в связи с быстрым развитием технологий [2].

Коммуникативный подход является основным при преподавании иностранного языка в технических вузах. Коммуникативное обучение подразумевает в качестве результата формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению[3]. Он предполагает активное использование языка в процессе обучения и уделяет большое внимание развитию разговорных навыков студентов. Для реализации коммуникативного процесса обучения необходимо создавать условия для общения на иностранном языке. Для данного подхода возможно применение таких методик, как мозговой штурм, дискуссия, воображаемая ситуация, интервью, ролевая игра, проблемная речемыслительная задача. Все эти методики широко и эффективно используются на практике [4].

Также стоит отметить, что каждый студент имеет свои особенности в изучении иностранного языка. Из этого следует ещё одна особенность – нахождение подхода к каждому студенту индивидуально, учитывая его уровень знаний и потребности. Для достижения этой цели проведение индивидуальных консультаций. Однако стоит отметить, что инициатива должна идти не только от преподавателя высшей школы, но и от самих студентов.

В заключение стоит отметить, что преподавание иностранного языка в технических вузах имеет свои особенности, которые требуют от преподавателя специальных знаний и навыков. Для достижения высоких результатов в этой сфере необходимо соблюдать вышеописанные особенности и методики преподавания, а также важно создание специальной литературы, предназначенной для определённых специальностей.

Список литературы

  1. Преподавание иностранного языка в техническом вузе: проблемы и пути их решения. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29379 (дата обращения: 09.12.2023).
  2. Краснощекова Г.А. Теория языкового образования студентов технических вузов: монография / Г.А. Краснощекова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 72 с.
  3. Современные методы обучения иностранным языкам: учебное пособие / Е.И. Воробьева, Ю.А. Макковеева, Н.Л. Ушакова, О.А. Щукина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019 – 110 с.
  4. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка ка иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: