УДК 37

Методы и стратегии развития навыков смыслового чтения

Карыбаева Саягуль Елтайкызы – кандидат филологических наук Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Жунисова Камшат Куатовна – магистр филологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Жумадилова Мейрамгуль Нурмагамбетовна – кандидат филологических наук Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В данной статье рассматривается важность и методики развития навыков смыслового чтения в условиях современной образовательной системы. Авторы подчеркивают, что смысловое чтение становится все более актуальным в контексте обучения языкам, поскольку оно не только предполагает техническое восприятие текста, но и способность применять знания, умения и навыки в различных ситуациях общения. Статья описывает этапы работы с текстами, включая предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы, а также представляет разнообразные стратегии и упражнения, которые помогают формировать навыки смыслового чтения.

Ключевые слова: смысловое чтение, обучение языкам, навыки чтения, предтекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап, стратегии чтения, упражнения на развитие навыков чтения, критическое мышление, коммуникативные умения, оценка информации, понимание текста, учебные стратегии, применение знаний.

Среди всех форм речевой деятельности, таких как аудирование, говорение, чтение и письмо, чтение приобретает все более важное значение. Эффективное обучение чтению становится приоритетной задачей современного обучения языкам. Умение читать не ограничивается просто техникой чтения; это также способность применять знания, навыки и умения в различных ситуациях общения и деятельности. Ведь чтение, как форма речевой активности и средство коммуникации, считается одним из наиболее важных навыков для большинства людей, как подтверждают исследования.       

Смысловое чтение представляет собой специальный подход к чтению, который включает в себя следующие аспекты:

  • Осознание цели чтения и выбор подходящего метода чтения в зависимости от поставленной цели;
  • Извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, то есть способность выделять важные сведения из текста;
  • Определение ключевой информации и второстепенных деталей в тексте;
  • Способность свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей и жанров;
  • Понимание и адекватная оценка языка и структуры средств массовой информации.

Для достижения смыслового понимания текста не достаточно просто прочитать его слово в слово. Необходимо также оценивать информацию, реагировать на содержание и анализировать текст с целью полного понимания его смысла. Смысловое чтение помогает читателю не только усваивать информацию, но и активно взаимодействовать с текстом, адаптировать его к своим потребностям и целям.      

Для развития навыков смыслового чтения у студентов важно учитывать, что в методике преподавания языков часто используется классификация видов чтения в зависимости от характера извлечения информации из текста. Согласно этой классификации, можно выделить четыре основных вида чтения:

  • Ознакомительное чтение: этот вид чтения направлен на целостное восприятие всего текста. Читатель стремится получить общее представление о содержании текста без детального анализа.
  • Просмотровое чтение: Здесь основная цель - быстро определить тему или основную идею текста. Этот вид чтения полезен, когда необходимо быстро оценить, соответствует ли текст интересам или информационным потребностям.
  • Поисковое чтение: При поисковом чтении читатель ищет конкретную информацию или ответ на определенный вопрос в тексте. Этот вид чтения требует умения выделять ключевые слова или фразы, которые связаны с поставленной задачей.
  • Изучающее чтение: Здесь цель - полное осмысление и понимание всего текста и его разделов. Читатель стремится анализировать текст, выявлять основные идеи, детали и взаимосвязи между ними.

Различные этапы работы с текстом предполагают применение разных стратегий смыслового чтения, каждая из которых имеет свои цели и результаты. Ниже представлена краткая таблица, отражающая основные стратегии смыслового чтения, цели и ожидаемые результаты для каждого этапа:

СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование       и  интерпретация

Оценка информации

Этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ

ТЕКСТОВЫЙ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ

Вызов (побуждение)

Осмысление (реализация)

Рефлексия (размышление)

Просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Изучающее (медленное, художественное) чтение

Рефлексивное чтение

-      анализ заголовка

-просмотр рисунков, схем

-      знакомство со структурой

-      знакомство с оглавлением / аннотацией

-      чтение по абзацам

-      выделение значимой информа ции

расстановка условных графических знаков

-      выделение смысловых частей

-      выявление деталей, подтекстовый информа ции

-      составление вопросов

составление плана, графической схемы

-      возврат к заглавию, иллюстра циям

обобщающая беседа - сведения об авторе – творческие задания

-      Результат

-      Результат

-      Результат

включение механизма антиципации

интерпретация текста

Понимание (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации

Хотим подробнее рассмотреть приёмы работы на каждом этапе формирования навыков смыслового чтения:

Предтекстовый этап играет важную роль в формировании навыков смыслового чтения и создает основу для успешного восприятия текста. Упражнения и приёмы на этом этапе мотивируют студентов к более внимательному и целенаправленному чтению. Давайте подробнее рассмотрим каждый из указанных приёмов:

Приём ключевых слов: Выбор 4-5 ключевых слов из текста и высказывание предположений о том, как они будут применяться в новом контексте, помогает студентам активизировать свой словарный запас и начать ассоциировать предстоящий текст с этими ключевыми словами.

Прогнозирование содержания текста по заголовку: Анализ заголовка и рассмотрение иллюстраций помогает студентам создать предположения о теме и содержании текста. Это стимулирует их интерес к тексту и помогает им создать своеобразный "план ожиданий".

Мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы): Мозговой штурм позволяет студентам ассоциировать тему текста с собственными знаниями и опытом, что может сделать процесс чтения более взаимосвязанным с их предварительными знаниями.

Использование этих приёмов способствует более активному и целенаправленному чтению текста, актуализации лексики, а также стимулирует интерес и мотивацию к осмысленному чтению. Этот этап помогает студентам подготовиться к более глубокому пониманию текста на следующих этапах их работы с ним.

Текстовый этап играет ключевую роль в процессе развития навыков смыслового чтения. На этом этапе студенты взаимодействуют с текстом непосредственно и стремятся полностью его понять. Для достижения этой цели можно использовать разнообразные задания и приёмы:

Составление информативного реферата: Студенты определяют основные аспекты текста, такие как "кто", "что", "где", "когда", "как" и "почему", чтобы лучше понять суть текста.

Подбор заголовка или создание собственного: Студенты могут предложить заголовок, который наилучшим образом описывает содержание текста. Это упражнение помогает им сформулировать основную идею текста.

Заполнение пропусков в тексте: Если в тексте есть пропуски, студентам предоставляется возможность вставить недостающие слова или фразы, основываясь на контексте.

Поиск верных/неверных утверждений: Студентам предлагаются утверждения, связанные с текстом, и их задача - определить, являются ли они верными или неверными на основе прочитанного.

Чтение с остановками и заданием вопросов: Преподаватель может останавливать чтение текста и задавать вопросы студентам, чтобы проверить их понимание и поощрить их активное участие в обсуждении текста.

Расположение пунктов плана согласно логике повествования: Студентам предлагается определить логическую последовательность событий или идей в тексте, что помогает им лучше структурировать информацию.

На этом этапе студенты активно работают над формулированием собственного мнения, а также развивают навыки анализа и восприятия информации. Это способствует улучшению их коммуникативных универсальных учебных действий и способности к логическому мышлению.

Послетекстовый этап играет важную роль в развитии коммуникативных умений у студентов, так как он направлен на практическое применение информации, полученной при чтении текста. На этом этапе можно использовать разнообразные виды заданий, чтобы интегрировать чтение с продуктивными коммуникативными навыками, такими как говорение и письмо. Вот некоторые из видов заданий, которые можно использовать на послетекстовом этапе:

Дискуссия по проблемам прочитанного текста: Студенты могут обсудить темы, поднятые в тексте, выразить свои мнения и аргументировать их. Это способствует развитию навыков устной коммуникации и критического мышления.

Ролевая игра: Студенты могут сыграть роли персонажей из текста или создать собственные диалоги, используя события из текста. Это улучшает их умение работать в команде и выражать себя на изучаемом языке.

Написание письма, эссе, сочинения, реферата: Студенты могут написать письмо, эссе или другой вид письменной работы на основе темы из текста. Это развивает навыки письма и структурирования текста.

Составление графических опор для пересказа: Студенты могут создать графические схемы или карты с концептуальными связями, чтобы подготовиться к пересказу текста. Это помогает им структурировать информацию и лучше запоминать содержание.

Творческие задания: Эти задания могут включать в себя создание продолжения истории, нарисовать иллюстрацию к тексту, написать отзыв или рецензию.

Синквейн: Это специальный вид структурированного краткого описания темы или текста, который состоит всего из 5 строк. Студенты могут использовать синквейн для краткой рефлексии о прочитанном материале.

На этом этапе чтения, студенты смогут активно применять информацию, полученную из текста, и развивать свои навыки говорения и письма на изучаемом языке.

Активное развитие навыков смыслового чтения на занятиях играет важную роль в обучении и подготовке студентов к современным вызовам и требованиям. Эти навыки не только помогают им лучше понимать тексты, но и развивают критическое мышление, умение анализировать информацию, искать решения и применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

В современном мире, где информация легко доступна и меняется быстро, навыки смыслового чтения могут помочь студентам оставаться информированными, анализировать новости, научные статьи, литературные произведения и многое другое. Кроме того, они могут использовать эти навыки в учебе, работе и в повседневной жизни, что делает их более компетентными и успешными в современном мире.

Таким образом, развитие навыков смыслового чтения имеет долгосрочную ценность и способствует формированию компетентных и образованных специалистов, способных успешно справляться с вызовами современного общества.

Список литературы

  1. Жумадилова М.Н., Карыбаева С.Е. Материалы республиканского научно-практического семинара «Проблемы обучения казахскому языку и современные педагогические технологии» - «Развитие навыков смыслового чтения на казахском языке у обучающихся» 25 ноября 2022 г., Астана, ЕНУ. – 356 стр., ISBN 978-601-337-778-0
  2. Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detejvnachalnoj-hkole/metody-i-priyomy-smyslovogo-chteniya
  3. Типовая учебная программа общеообразовательной дисциплины
  4. «Казахский язык» для организаций высшего и (или) послевузовского образования
  5. Онлайн ресурсы: kaz-tili.kz, www.sozdik.kz, www. soylem.kz, tilalemi.kz. emle.kz. terminkom.kz. atau.kz.

Интересная статья? Поделись ей с другими: