УДК 37

Применение персонализированной модели образования при изучении темы “Системы счисления” в курсе информатики 8 класса

Сусуйкина Алла Александровна – студентка магистратуры по направлению «Педагогическое образование» Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Актуальность применения персонализированной модели образования при изучении темы "Системы счисления" в школьном курсе информатики обусловлена существенными преимуществами, которые такой подход может предоставить в образовательном процессе. В статье рассматриваются конкретные методы и технологии персонализации, а также исследуется их эффективность в контексте изучения "Систем счисления". Такой подход не только способствует более глубокому усвоению материала, но и развивает навыки самостоятельной работы, критического мышления и применения полученных знаний в практических ситуациях.

Ключевые слова: персонализированная модель образования, цифровые технологии, система счисления.

Тема «Система счисления» в базовом курсе информатики имеет тесную связь с математикой и является ключевой для формирования фундаментальных математических знаний у школьников. Часто учащиеся неохотно углубляются в эту тему из-за большого количества математических операций, задавая себе вопрос: «Зачем мне это нужно?». Преподавателям приходится находить разнообразные методы и формы обучения, чтобы заинтересовать учеников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основной целью изучения информатики является формирование понимания важности информационных процессов в современном мире. Ответ на этот запрос может быть найден только путем использования методов, которые основаны на простом и понятном объяснении материала, а также интересном и полезном применении этого материала в школьном курсе информатики.

Образовательный процесс зависит от того, как построить обучение. Именно от этого будет зависеть результат, который мы получим.

Современный учитель должен уметь проектировать образовательную среду, организовывать совместную деятельность обучающихся, осуществлять эмоциональную поддержку обучающихся, мотивировать, формировать навыки постановки целей, рефлексии, разрабатывать учебные модули (объединяя темы, демонстрируя перспективы изучения отдельных вопросов), осуществлять помощь в выборе программ самообразования, в том числе и формировании индивидуальных маршрутов, использовать возможности цифровизации.

Цифровые технологии работают только тогда, когда обучающийся является субъектом освоения образования (когда он может выбирать цель обучения, выбрать маршрут, решить один или с одноклассниками будет решать учебную задачу), осуществляется качественная обратная связь, поддержка учителя.

Как не ошибиться в выборе? Какую модель использовать?

Сегодня таким примером модели может служить персонализированная модель образования, разработанная на основе цифровой платформы для школы «Сберкласс». Современная цифровая образовательная платформа «Сберкласс» способствует созданию персонализированных учебных маршрутов для учеников. Эта платформа предоставляет учителям возможность развивать актуальные навыки у каждого обучающегося, автоматизировать повседневные задачи и активно вовлекать учащихся в образовательный процесс.

В персонализированной модели образования меняются роли участников образовательного процесса. Учитель должен предоставлять обратную связь, поощрять рефлексию и содействовать убеждению учащихся в том, что развитие способностей возможно только через осознанное саморазвитие и усердную работу над собой.

«Целью персонализации в школах является максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого обучающегося, повышение эффективности учебного процесса каждого обучающегося и для образовательного сообщества в целом», – говорит Е. И. Казакова.

Обучение, основанное на персонализации, представляет собой разнообразный набор таких программ, форм и методов обучения, которые нацелены на соответствие образовательным запросам, интересам и целям обучающихся. Эта методика дает возможность обучающимся самостоятельно выбирать направление, а также темп обучения, что способствует индивидуальному подходу в образовательном процессе. Не это ли самое главное в наше время, время неограниченного количества информации, всемирной цифровизации, - учить учиться?

Персонализация – адаптация к учебным потребностям, предпочтениям и интересам обучающихся; цели и содержание – величины временные.

В персонализированной модели обучения нет необходимости заранее планировать и документировать путь каждого ученика. Вместо этого стимулируется самостоятельный выбор обучающимся вариативных заданий, уровней усвоения материала и дополнительных учебных модулей. При этом в безопасной и поддерживающей среде учащийся самостоятельно определяет свои предпочтения из доступных вариантов, соответствующих его текущим возможностям развития.

Перед учителями стоит задача осмысливать множество учительских идей; искать пути использования их в профессиональной деятельности.

Рассмотрим, каким образом модель персонализированного обучения посредством цифровой платформы «Сберкласс» может быть использована во время занятий по информатике восьмого класса, при изучении материала о «Системах счисления».

Можно предположить, что использование данной модели (модель персонализированного обучения посредством цифровой платформы «Сберкласс») – деятельностная теория обучения – позволит положительно мотивировать учителей для получения ожидаемых результатов, чтобы каждый обучающийся получил персональное, современное, интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни.

Список литературы

  1. Казакова, Е.И. Совместная работа над учебным модулем: методическое пособие / Е.И. Казакова и др. – Москва: СБЕРКЛАСС, 2022. – 73 с.
  2. Казакова, Е.И. Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования: методическое пособие / Е.И. Казакова. – Москва: АНО «Платформа новой школы», 2019. – 48 с.
  3. Казакова Е. И., Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования: методическое пособие / АНО «Платформа новой школы», - М., 2019. – 36 c.
  4. Калинина, Д.С. Организация образовательного процесса с применением онлайн-курсов / Д.С. Калинина // Инновации в образовании. - 2019.- Т. 15, № 2.- С. 76-84.
  5. Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Ермаков Д.С. Культура учения в персонализированном образовании // Нижегородское образование. – 2020. – № 3. – С. 11-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: