УДК 377

Проблемы организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся колледжа

Иванова Жанна Насыровна – студент кафедры профессионально-технологического образования Института информационных технологий, точных и естественных наук.

Научный руководитель Ипполитова Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профессионально-технологическое образование» Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие контроля знаний и его роль в системе образования. Были описаны основные проблемы организации и проведения контроля в профессиональных учреждениях, а также были рассмотрены тенденции развития системы в будущем.

Ключевые слова: контроль знаний, ориентация на формирование знаний, интегрированная система образования, традиционная парадигма, практико-ориентированная система обучения, личностно-ориентированная система обучения.

Введение

Проблема выявления итогов образовательного процесса и контроля за получением данных показателей считается одной из основных в сфере образования. Новые научные реалии требуют более объективных и независимых оценок учебного процесса. Организация оценки такого рода процесса отражена в системе контроля за результатами обучения, которая обусловлена работой преподавателя и студента. Контроль знаний заключается в озвучивании информации по поводу уровня усвоения материала. При условии рационально построенного учебного процесса и контроля за ним педагог имеет возможность оценить умения, знания, навыки и своевременно корректировать и исправить неточности с целью достижения поставленных результатов. Данный метод позволяет установить связь между преподавателем и студентами для раскрытия скорости усвоения материала и способствует активности на занятиях и появлению заинтересованности.

Цель работы. Изучить основные проблемы при организации контроля за учебной деятельностью в колледже.

Проблема исследования. Проблема исследования состоит в множественности факторов, влияющих на контроль знаний, и сложности их объективного изучения. Это весьма длительный процесс, требующий основательной материально-технической базы.

Метод исследования. Основным методом, используемым при писании статьи, является анализ литературы. Были изучены статьи, направленные на современные системы образования, на роль личности в образовательном процессе и основные проблемы, связанные с трансформацией образования. Была изучена учебная литература для понимания основных факторов, которые влияют на должную организацию контроля.

Среднее профессиональное образование, помимо интеллектуального и профессионального развития человека, призвано подготовить квалифицированного работника по широкому спектру направлений общественной деятельности, учитывая потребности общества, а также желание расширить и углубить полученные знания.

Следовательно, ключевая цель контроля заключается в выявлении положительных результатов у обучающихся и попытке дать рекомендации для улучшения и углубления знаний, что будет стимулировать у студентов активную учебную деятельность.

Организация контроля образовательной деятельности в колледжах является сложной задачей, которая включает в себя управление различными аспектами образовательного процесса для обеспечения эффективности, справедливости и качественных результатов. В этом контексте может возникнуть несколько вопросов, подчеркивающих необходимость продуманных и стратегических решений. Колледжи часто испытывают трудности с поддержанием последовательности в методах оценки. Разные преподаватели могут использовать разные методы оценки, что приводит к различиям в выставлении оценок и оценке успеваемости учащихся. Внедрение стандартизированных методов оценки может помочь обеспечить справедливость и точность оценки успеваемости учащихся.

В современном быстроменяющимся мире для развития человека в системе образования необходимы разнообразные гибкие учебные формы и реализация контроля знаний. Всестороннее развитие информационных технологий сделало допустимым, что компьютеры стали не только средством научной и профессиональной деятельности, но и инструментом в сфере образования. Использование компьютерного контроля знаний дает возможность адаптироваться к индивидуальным характеристикам студентов, применять новейшие методики проверки и оценки знаний. Однако для проведения такого рода контроля в учебном процессе необходимо четко определить методический материал для оценки знаний, для разработки модели оценки знаний, что является несколько затруднительным в связи с слабой материально-технической базой и некомпетентностью преподавательского состава.

С расширением использования технологий в образовании колледжи сталкиваются с проблемой интеграции цифровых инструментов в процесс оценки. Обеспечение эффективного использования технологий и надлежащей подготовки как студентов, так и преподавателей к использованию этих инструментов может стать существенным препятствием.

Инновационной формой контроля является портфолио – форма постоянного анализа знаний в процессе обучения, смещающая внимание с традиционных оценок к гибким и альтернативным. Однако портфолио имеет ряд своих значительных недостатков. Данная система контроля требует основательной работы преподавателей и студентов на протяжении длительного времени. Для реализации также необходимо достаточно больше времени, чем этого требуют традиционные системы. В заключении портфолио как система контроля основана на высоком уровне субъективности и отсутствии четкости в оценке.

Акцент на стандартизированном тестировании и количественной оценке может затмить важность качественных методов оценки. Достижение баланса между количественными показателями (такими как экзамены и оценки) и качественными аспектами (такими как проектная работа, презентации и критическое мышление) имеет решающее значение для обеспечения всестороннего представления об обучении студентов.

На сегодняшний день качество профессионального образования обусловлено жесткой конкуренцией на рынке труда, повышенными требованиями к специалистам и соперничеством с высшими учебными заведениями с точки зрения оказания платного образования. Наблюдается рост количества специальностей и студентов без положенного обеспечения материально-технической базы и уровня подготовки, что приводит к низкой мотивации у студентов. Отмечается наличие формализма при обучении и оценке его результатов. Исходя из последних событий происходит отток перспективных ученых и преподавателей. Преподаватели играют ключевую роль в образовательном контроле. Предоставление преподавателям возможностей для непрерывного профессионального развития гарантирует, что они будут в курсе лучших практик в области оценки и методик преподавания. Это включает в себя обучение разработке эффективных оценок, предоставление конструктивной обратной связи и адаптацию к новым образовательным технологиям.

Явным недостатков системы образования является ориентированность на формирование знаний, но никак не на подготовку молодых специалистов. Благодаря чему возникает проблема роста эффективности и качества подготовки. В учреждении среднего профессионального образования качество подготовки обладает уровнем образованности и воспитанности выпускника, из чего следует что выражает результат обучающего процесса.

В условиях глобализации способность российского общества к внутренней социальной интеграции является важным фактором развития, в котором определенную роль играет образование в качестве социального института, который способствует социализации индивидов и их интеграции в социум. Подобная система образования подразумевает взаимосвязь между внутренними элементами образования и ее сближение с другими сферами общества. Таким образом, интегрированная система образования – система постоянного образования, которая включена в комплекс мер воспроизводства, развития и реализации человеческого капитала. Ей свойственны стратегические цели развития образования: единой образовательное пространство; взаимосвязь между уровнями, организациями; направленность на рынок труда и сотрудничество с научной сферой; доступность образования.

Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия России были свойственны постоянные реформы образования, целью которых было повышение степени включенности в общественные процессы. Однако наблюдаются отрицательные тенденции, влияющие на качество и результат функций. Среди них можно выделить:

  • наличие неравного доступа к образованию у разных слоев население, что вызвано коммерческими интересами препятствует полноценной социализации человека;
  • слабая взаимосвязь между государственным и негосударственным секторами образования на всех уровнях, отсюда разделение ресурсного обеспечения разных уровней и учреждений;
  • усиление межрегионального неравенства развития образовательных систем и, следовательно, искажение единого образовательного пространства;
  • несоответствие образования потребностям сферы профессиональной деятельности и запросам рынка труда;
  • слабая включенность региональных систем в стратегию регионального развития;
  • иерархичная система высшего образования, слабое развитие частно-государственных отношений в сфере образования, различия между образовательными организациями и конкуренция между ними;
  • слабое взаимодействие между наукой и образованием;
  • слабое развитие системы непрерывного образования, низкий охват взрослого населения;
  • наличие существенных расхождений между учреждениями федерального, регионального и муниципального уровня и возможность еще больших осложнений в связи с разделением министерств и ведомств.

Итогом обучения, в основе которого лежит направленность на практическую составляющую, становится специалист, применяющий свои умения в работе. Однако большинство выпускников не способны решать профессиональные задачи, поскольку на данном этапе развития системы образования преобладает традиционная парадигма над практической. Подобный переход свидетельствует о необходимости смены образовательных парадигм. Традиционная парадигма делает акцент на роли преподавателя как ключевого носителя информации, в то время как студенту отведена пассивная роль. Стойкость данной парадигмы связана с тем, что на протяжении целых поколений формировалось мнение о том, что образовательный процесс носит форму поучения.

Обучение, ориентированное на практику, заключает в себе смещение точки внимания с готовых знаний к получению знаний самостоятельным способом, означая переход от предметно-ориентированного к проблемно-ориентированному образованию.

Основные недостатки традиционной системы подготовки заключаются в противоречии между сложившимся привычным укладом образования и современной реальностью, а также в потребностях рынка труда, который нуждается не в знаниях, а в специалистах, способных применять полученные знания на практике.

Однако реализация данной парадигмы вызывает ряд трудностей. Например, расхождения между ростом количества часов на самостоятельную работу и слабой мотивацией обучающихся, между высокими требованиями к подготовке специалистов и низкой готовностью выпускников реализовать эти требования, а также ограниченная материально-техническая база, к которой можно отнести низкую оплату труда и недостаточную материальную мотивацию, отсутствие необходимой лабораторно-экспериментальной базы. Затрудняет процесс перехода на практико-ориентированную парадигму недостаток времени, отсутствие физических сил и усталость, вызванные большим объемом работы. Зачастую преподаватели сами инертны и весьма консервативны к каким-либо изменениям и привержены к традиционным подходам преподавания. Еще одним фактором, препятствующим переходу, является проблема качественного состава преподавателей, связанная с недостаточным уровнем профессиональной подготовки и отсутствием гибкой системы переподготовки или повышения квалификации.

Практико-ориентированная подготовка акцентирует учебный процесс на личностных характеристиках, что способствует повышению ценностно-мотивационной составляющей в профессиональном мышлении обучающихся. Она направляет на успех, учит работать самостоятельно и применять полученные знания и навыки на практике, учит гибкости ума и возможности адаптироваться к новым обстоятельствам, позволяет осознать значимость профессии и позволяет овладеть творческим и креативным подходом в решении поставленных задач.

Полный переход от традиционной подготовки к практической подразумевает создание системы, где работодатель влияет на содержание образовательных программ и сможет запрашивать для себя необходимых специалистов, которые сосредоточены на определенное производство, а учреждения образования будут иметь возможность на практике проверить свои знания, повысить качество и степень подготовки студентов. Из этого следует, что методологическая база и методы образовательного процесса должны основываться как на научных знаниях, так и на знаниях, полученных студентами во время практической деятельности, а также базироваться на способностях работать с инновационными технологиями, используя отечественный и зарубежный опыт.

Цель практико-ориентированной подготовки – формирование профессиональных знаний и навыков, которые получены с помощью синтеза научных и практических знаний. Ключевым стратегическим направлением развития образования в мире считается личностно-ориентированное образование, которое выявляет особенности обучающегося и признает его самобытность и самоценность. В данной системе обучения в центре внимания находится личность, в процессе обучения которой раскрывается ее субъективный опыт и согласовывается с содержанием образования.

Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Ранее это были социально-педагогические модели развития, которые описывались как социокультурный образец, которым необходимо овладеть. Личность воспринималась в качестве носителя этих образцов, что находило отражение в господствующей идеологии. Такая система педагогики исходила из принятия влияния внешних воздействий, а не саморазвития личности.

Реализация личностно-ориентированной системы нуждается в смене «вектора» в педагогике, т.е. необходим переход от жестко регламентированного образовательного процесса к обучению как индивидуальной деятельности студента, которое будет поддерживаться и корректироваться педагогом.

Обучение призвано создать благоприятные условия для развития, нежели является его направлением. Таким образом, задачей обучения становится помощь и поддержка каждого учащегося, учитывая его опыт совершенствования индивидуальных способностей, а не планирование общей и единой программы для всех учащихся, как было ранее. Следовательно, результатом личностно-ориентированного обучения становится раскрытие индивидуальных возможностей каждого студента и выявление педагогических условий, необходимых для реализации. Основной задачей становится развитие способностей выпускника, и весь образовательный процесс должен быть направлен на выявление педагогических воздействий, которые вызовут развитие личности.

Однако стоит отметить существование такой проблемы как получение хорошей отметки в качестве самоцели. В этом случае для учащегося ключевым становится количественный показатель, нежели качественный, происходит сдвиг учебной мотивации с деятельности и ее процесса на результат в виде отметки, который может быть не вполне объективным.

Решение вышеперечисленных проблем основано на усовершенствовании образовательного процесса, на создании учебно-методического обеспечения и обусловлено принятием Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, согласно которым необходимо акцентировать внимание на определении профессиональных компетенций, структурировать учебную информацию согласно научной и профессиональной значимости, на способах усвоения междисциплинарных знаний и умений.

Заключение

Таким образом, суть контроля состоит в том, что на основании его результатов можно корректировать ошибочные знания, определить степень освоения материала, дать оценку их деятельности, внести изменения в методы обучения, скорректировать задания отстающим по учебной программе учащимся. Контроль должен быть постоянным, систематическим и осуществляться во всех его функциях. Реализация контроля на практике делает его делает его эффективным, что положительно отражается на образовательном процессе. Цель контроля знаний и умений заключается в том, что наблюдается повышение ответственности за выполняемую работу у преподавателей и учащихся, в организации аккуратности, в создании положительных нравственных качеств и гибкой адаптации в трудовом коллективе.

Список литературы

  1. Абдуллаева М.И. Актуальные проблемы организации образовательного процесса //Academy. – 2020. – №. 3 (54). – С. 73-75.
  2. Бакаева О.А., Тагаева Е.А. Организация тестового контроля знаний в учебной деятельности //Образование и проблемы развития общества. – 2019. – №. 1 (7). – С. 4-11.
  3. Бояринов Д.А. Непрерывное образование: проблема оценки и управления качеством учебного процесса //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. – №. 1 (38). – С. 40-47.
  4. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 63-4. – С. 34-37.
  5. Десненко С.И., Пахомова Т. Е. Особенности цифрового образовательного контента при организации дистанционного обучения в профессиональном образовании //Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15. – №. 5. – С. 6-14.
  6. Мальцева С.М. и др. Проблема формирования самоконтроля студентов в процессе обучения в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 1 (30). – С. 24-27.
  7. Матжанов Н.С., Ембергенова К.А. Особенности контроля знаний студентов в учебном процессе вуза //Инновационная наука. – 2021. – №. 8-2. – С. 34-37.
  8. Позднякова И.Р., Шубина Ю.В. Проблемы обеспечения качества образования в условиях цифровизации и дистанционного обучения в вузе //Вестник ГГУ. – 2021. – №. 1. – С. 102-115.
  9. Саркисова Е.А. Организация, методика и результаты осуществления дидактического эксперимента по формированию общих учебных умений и навыков научно-исследовательской деятельности курсантов //Военный инженер. – 2021. – №. 4 (22). – С. 92-100.
  10. Хусейнова А.А. Независимый контроль как элемент стимулирования учебной деятельности в рамках компетентностного подхода в образовании //Проблемы современного образования. – 2021. – №. 2. – С. 249-256.