УДК 37

Дистанционное обучение в ДМШ и ДШИ: виды, особенности, перспективы

Кочкина Людмила Васильевна – преподаватель Детской музыкальной школы №19 г. Саратов.

Аннотация: Данная работа затрагивает проблему музыкального обучения и воспитания в условиях современной действительности.

Актуальность работы определяется внедрением в образовательный процесс ДМШ и ДШИ новых форм обучения, которые преподаватели, учащиеся школ и их родители уже успели применить на практике.

Цель работы – показать значимость и необходимость использования в образовательном процессе ДМШ и ДШИ новых информационных технологий-дистанционного обучения.

В связи с этим, в работе поставлены следующие задачи: обратиться к историческим аспектам дистанционного обучения; рассмотреть данный вид обучения с позиции современного образовательного процесса; обозначить его особенности; выделить плюсы и минусы; предположить перспективу развития; сделать выводы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, новые образовательные стандарты, особенности, важные аспекты, виды дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, перспективы развития.

В настоящее время в России происходят колоссальные перемены в сфере общего образования. Изменения и преобразования происходят во всех образовательных учреждениях. Дополнительное образование не стало исключением. За последние десятилетия система дополнительного образования в России стала предоставлять множество разнообразных образовательных услуг. Теперь уже не только в городах, но и в районных центрах открываются новые развивающие центры для детей; детские музыкальные школы все чаще приобретают статус школ искусств, открывая новые отделения эстетического развития изобразительного искусства, танца, живописи. Педагоги-новаторы создают, адаптируют и успешно применяют новые образовательные программы, методики обучения, направления в работе. Все это является свидетельством того, что современное общество ощущает дефицит общего музыкального образования и стремится к расширению своего общекультурного кругозора. Основным и главным составляющим эстетического воспитания подрастающего поколения является музыкальное воспитание. Без него сложно представить себе всесторонне развитую личность. Искусство является действенным средством эстетического воспитания, а если говорить о ДМШ и ДШИ, то это необходимые учебные заведения к общему образованию детей. Тем самым, гармоничное развитие личности сложно представить без музыкальных школ и школ искусств.

Актуальность выбранной мной темы определяется внедрением в образовательный процесс ДМШ и ДШИ новых форм обучения, которые преподаватели и учащиеся школ уже успели применить на практике. Речь идет о применении дистанционной формы обучения в учреждении дополнительного образования, в ДМШ и ДШИ.

В своей работе я поделюсь своим опытом работы на дистанционном обучении, рассмотрю виды работ, проанализирую положительные и отрицательные стороны, а также оценю перспективы развития данной формы обучения.

1. Что такое дистанционное обучение?

Обратимся к определению, что такое дистанционное обучение? Согласно определению Википедии Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Если обратиться кратко к истории, то дистанционное обучение возникло очень давно. Еще в XIXвеке, в Европе появились первые предпосылки дистанта. Лондонский университет, основанный в 1836 году, стал эпицентром дистанционного образования в то время. Далее, на протяжении столетий эта форма обучения менялась и переходила из одного вида в другой: это было обучение студентов с помощью писем по почте (1840 год, учителем стенографии Исааком Питманом), и обучающая система для женщин американки Анны Элиот Тинкор в 1873 году и наконец, в 1892 году первое зарегистрированное отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. В разных странах открывались отделения при учебных заведениях, где можно было получить образование дистанционно, не посещая учебное заведение.

В России дистанционное обучение появилось сразу после революции. Эта форма обучения в стране стала активно развиваться в виде консультаций: это были курсы по различным направлениям. К концу 60-х годов в стране было создано 11 открытых университетов. Суть обучения заключалась в посещении установочной сессии и сдачи экзаменов. Связь с педагогом студенты могли поддерживать по почте или по телефону. Это было заочное обучение, которое было достаточно распространено долгое время.

В настоящее время, в России форма дистанционного обучения становится все более популярной. Начиная с 2020 года, когда весь мир был охвачен новой коронавирусной инфекцией, все образовательные заведения были переведены на дистанционное обучение. При всех сложностях и несовершенствах этого вида был сохранен процесс обучения, произведены выпуски в школах, ВУЗах, процесс поступления в учебные заведения также был осуществлен дистанционно. Таким образом, система образования успешно применила дистанционную форму.

2. Особенности и важные аспекты в системе дистанционного обучения

И прежде чем начнем рассматривать важные аспекты дистанционки, я бы разделила этот формат обучения, исходя из своей практики, на несколько категорий. Первая категория – длительное дистанционное обучение. Вторая категория – краткосрочное дистанционное обучение. Третья категория – дистанционные уроки в период обычного образовательного процесса.

Каждая из этих категорий, на мой взгляд, имеет свои задачи и пути реализации образовательного процесса. При всем том, что цель у них одна - предоставление учащемуся максимально широких возможностей для успешного освоения программы.

Итак, рассмотрим каждую из категорий дистанционного обучения с ее особенностями, «плюсами» и «минусами».

Длительный дистант (более месяца) представляет собой форму обучения учащихся по средствам Интернет-технологий и ресурсов, реализующий образовательные программы учреждения в соответствии с договором об оказании образовательных услуг. Такая форма обучения применяется в случае невозможности оказания образовательных услуг в стенах учебного заведения в очном формате: в режиме пандемии, либо в следствии длительной болезни ученика (по заявлению родителей), для детей с ОВЗ. Длительное дистанционное обучение, как было сказано выше, применяется при определенных социальных условиях: пандемия, болезнь учащегося и т.д. При таком обучении необходимо спланировать образовательный процесс в соответствии с особенностями каждого ученика (учесть психофизиологическое состояние, характер, способности, трудолюбие). Особенно важно в период дистанционного обучения помнить об индивидуальном подходе к каждому учащемуся, так как отсутствие личного контакта не всегда положительно сказывается на результатах обучения. Не следует забывать при составлении плана работы о продолжительности онлайн-уроков, которые не должны длиться более 30 минут для младших классов и не более 40 минут для средних и старших учащихся. Сдвоенные часы проводить не рекомендуется.

Краткосрочный дистант – применяется в случае сезонных карантинов, отсутствия ученика по каким-либо причинам более 7-10 дней (по заявлению родителей), либо как отдельная форма урока (по решению преподавателя, но не более 2 раз в месяц). При переходе на краткосрочное дистанционное обучение ситуация в целом складывается всегда более благополучно. Учащиеся и родители более спокойно воспринимают дистанционное обучение на короткий период времени. В этом случае, ученик практически не теряет связь с преподавателем, сохраняя задачи, которые реализуются на очном обучении в школе.

Третьему виду дистанционного обучения хочу уделить особое внимание. Это периодические дистанционные уроки с учащимися, которые здоровы, посещают школу, но несмотря на это, я в своей практике начала применять такой вид уроков. Существует множество схем уроков, которые можно применять в образовательном процессе. Каждую их них следует применять как одну из возможностей воздействия на ученика, но не постоянно действующий фактор. Мастерство преподавателя в том и состоит, чтобы уметь модифицировать тот или иной вид урока, для достижения поставленной цели и решения определенных задач. Далеко не всем учащимся «назначается» дистанционный урок. Такой вид занятий целесообразно применить в том случае, когда внимание ученика на уроке постоянно рассеяно, ученик вялый, пассивный. С такими учащимися преподаватель «забирает» активность на себя и весь урок проходит на активном эмоциональном подъеме преподавателя. Такие уроки происходят все чаще с современными детьми. Чтобы включить ученика в рабочий процесс, заинтересовать, побудить мыслить необходимо на время дополнить очный занятия дистанционными уроками. Очень показательным фактором является включение ученика в работу с первого урока. Еще до начала занятия ребенок концентрируется на подготовке к уроку: готовит рабочее место: ноты, карандаш для пометок в нотах, дневник, в который сам записывает домашнее задание. Далее, во время урока, внимание ученика также находится в постоянной концентрации. Очень важно, чтобы ученик «услышал» преподавателя, а не просто выполнял то, что простит педагог. Самостоятельная работа с текстом, в отсутствии учителя рядом во время дистанционного занятия, но под руководством преподавателя, хорошо организует самоподготовку дома. Такие занятия хорошо побуждают ребенка думать и заниматься дома осмысленно и результативно. 

Все три вида дистанционных занятий, безусловно, имеют общие педагогические и методические принципы. Немного остановимся на этом вопросе. Целью дистанционных занятий, как и реального образовательного процесса, является предоставление учащемуся максимально широких возможностей для успешного освоения программы.

Задачи, которые реализуются на дистанционном обучении:

  • выявление и развитие его индивидуальности в процессе обучения;
  • всестороннее и универсальное развитие личности ученика;
  • расширение его художественного и общекультурного кругозора;
  • активизация его творческих и познавательных сил.

Конечно, дистанционный урок отличается от урока в режиме реального времени, когда преподаватель находится рядом с учеником и происходит постоянное взаимодействие ученика с учителем. На дистанционном занятии ученик не ощущает присутствия педагога, а педагог в свою очередь обеспечивает взаимосвязь с учеником во время урока. Поэтому, на первом дистанционном занятии важно обратить внимание ученика на то, что такая форма работы не менее важна и значима для него, чем работа в классе. А также, такая работа очень ответственна для него и важна во многих аспектах. Подкрепить свою беседу следует планом работы на период дистанта, куда необходимо включить посещение онлайн – выставок, онлайн-концертов и всевозможных творческих мероприятий. Далее, следует проговорить с учащимися об эстетической стороне онлайн-урока: «Когда мы встречаемся на онлайн-уроке, на нас должно быть приятно смотреть». Нельзя позволять себе появляться в эфире неопрятным или не причесанным. Одним из главных принципов онлайн-урока остается недопустимость психологического давления на ученика. Этот принцип становится наиболее актуальным именно на онлайн-уроках, так как личного контакта с учеником отсутствует и общение должно проходить в максимально комфортной обстановке для учащегося. При этом, стержень урока, план должны быть неукоснительно соблюдены. Возможно, на первых уроках, немного снизить требования, чтобы дать возможность быстрее адаптироваться ученику к онлайн-обучению. Как известно, для продуктивной работы с учеником необходимо «личностное» общение, но в данной ситуации оно невозможно. И тем не менее, важно постараться создать ту атмосферу, которая будет максимально приближена к привычному для ребенка уроку в классе. Следует также участливо относиться к ребенку в онлайне, как и в реальном времени: интересоваться его успехами не только в музыке, быть внимательным ко всем сторонам его жизни и быть готовым помочь в случае возникновения трудностей.

Учебно-воспитательный процесс в ДМШ и ДШИ во время дистанционного обучения также определяется сочетанием различных форм учебной работы. Задача преподавателя на дистанте остается прежней – подготовить ученика к самостоятельной работе – умению заниматься самостоятельно, слушать и понимать музыку, читать книги о музыке и музыкантах и т.д. Именно поэтому, так важно сделать и дистанционные занятия разнообразными, наиболее содержательными и интересными.

3. Перспективы развития дистанционного обучения

Согласно собственному опыту, за последнее время, применение дистанционного обучения все чаще находит место в образовательном пространстве. Анализируя сложившуюся ситуацию в образовании в целом и дополнительное образование в частности можно сказать, что применение Интернет-ресурсов все чаще становится единственным способом получения образования для некоторых категорий граждан, а для многих – удобной формой обучения. К примеру, люди с ограниченными возможностями здоровья теперь могут получить качественное образование, не выходя из дома. Студенты, проживающие в далеких уголках России, имеют возможность обучаться по средствам дистанционного обучения, посещая лекции, семинары, участвовать в конференциях. Сдавать зачеты и экзамены также имеется возможность дистанционно. Со стороны финансов – это наименее затратно, так как не нужно приезжать в учебное заведение на сессию, а также, экономия времени. Если выяснять положительные стороны Интернет-ресурсов для дополнительного образования, то можно назвать прежде всего тот факт, что дистанционное обучение продолжает реализовывать ту же цель и те же задачи, что и были поставлены в реальном режиме занятий. К тому же, дистанционное обучение, как мы увидели, имеет и воспитательный характер – организуя ученика, приучая его к самостоятельности, ответственности и работоспособности. А это очень важный пункт для развития ученика в ДМШ. В России подписано Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 года №1678 г. Москва «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Применение такого вида обучения будет регламентировано этими Правилами.

Отрицательными моментами дистанционного обучения по-прежнему остаются некоторые моменты:

  • часто нестабильное Интернет-соединение, что нарушает ход урока и отрицательно сказывается на образовательном процессе;
  • некачественные образовательные платформы, на которых возможно проведение урока (ограничения по времени во время занятий, внесение платы за дополнительное время и т.д.)
  • отсутствие «личностного» общения с учеником на уроке;
  • невозможность тактильного общения с учеником. Особенно это относится к урокам с начинающими учащимися, с которыми преподаватель работает над организацией игрового аппарата, свободой игровых движений.

Заключение

Профессия преподавателя-музыканта, в сущности, как и любого другого преподавателя, ориентирована работать на будущее. Преподаватель, работая с учеником затрачивает энергию, знания, опыт, профессионализм, но результат его работы будет лишь через некоторое время. Педагогическое искусство – это не строгое соблюдение правил, планов урока, а способность разрешить непредвиденные ситуации, возникающие на уроке и не только. Дистанционное образование является ярким примером того, что преподаватель - многогранная личность, способная научить, передать знания, раскрыть способности и развить ученика в любых обстоятельствах, оставаясь при этом педагогом-наставником.

Список литературы

  1. История дистанционного обучения: история появления и развития [Электронный ресурс]. URL: https://zaochnik.ru/blog/istorija-vozniknovenija-i-razvitija-distantsionnogo-obuchenija/. (Дата обращения 06.11.2023)
  2. Дистанционное обучение: [Электронный ресурc]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.(Дата обращения 08.11.2023)
  3. История дистанционного обучения в России: с какого года началась ее развитие: [Электронный ресурс]. URL:https://dop-mosreg.ru/istoriya-distancionnogo-obuceniya-v-rossii-s-kakogo-goda-nacalas-ee-razvitie/.(Дата обращения 10.11.2023)
  4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д: «Феникс»,2002. – 288с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: