УДК 37.01

Особенности проведения занятий в кооперативной форме на различных этапах обучения в вузе

Савельева Екатерина Владимировна – кандидат технических наук, доцент Приморского государственного аграрно-технологического университета.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассмотрены вопросы использования интерактивных методов обучения, в особенности работы в малых группах учащихся ВУЗов. Этот подход обладает научно доказанными преимуществами, при этом не базируется исключительно на процессе усвоения учебного материала. Его особенностью является формирование у студентов устойчивой позитивной мотивации к познавательной деятельности (посредством повышения заинтересованности, общей вовлеченности в учебные процессы).

Был проведен всесторонний анализ основных признаков, требований и правил, которые должен соблюдать преподаватель при использовании интерактивных методов обучения. Важно строго придерживаться регламента времени, подготавливать группы с учетом их уровня знаний, а также добиться наличия эффективной обратной связи. Также был решен вопрос, на каких этапах обучения лучше всего применять метод работы в малых группах.

Ключевые слова: интерактивные методы, кооперативное обучение, малая группа, рефлексия, этапы проведения, самостоятельная работа, обсуждение.

Сейчас образовательная деятельность пронизывает все сферы общественных отношений, постепенно изменяя среду, в которой происходит развитие внешних и внутренних факторов трансформации человека. По этой причине реализуется подход, связанный с отказом от догматичности в системе высшего образования Российской Федерации (а также многих других стран). Он также тесно связан с необходимостью использования в ВУЗах новых методом обучения, актуальных инструментов, средств и приемов. Требуется создать положительную среду сотрудничества, в рамках которой преподаватель и учащиеся смогут выступать субъектами образовательного процесса (при этом доминирование педагога будет сведено к минимуму).

Интерактивное обучение реализует способы, посредством которых все участники образовательного процесса становятся равноправными. Эти методы, в первую очередь, являются актуальными и результативными. Результаты ранее проведенных исследований показали, что применение интерактивного подхода в обучении позволяет повысить качество математического образования, изменить точку зрения на цели и содержание учебного процесса, систему оценки и контроля (а также обеспечивать точное выполнение положений ФГОС). Под интерактивными методами обучения (дословный перевод с английского первоисточника – «совместное действие») понимается как совокупность форм и приёмов работы на занятии, позволяющие преподавателю и студентам находится в постоянном диалоге при решении образовательных задач. Причём такое взаимодействие, как справедливо отмечают исследователи, может быть реализовано как на очных занятиях, так и в условиях применения дистанционных технологий обучения [1], а также на всех уровнях (в следующих парах: преподаватель и студент, студент и студент, группа студентов и группа студентов, преподаватель и группа студентов, студент и группа студентов). Основным приемом интерактивных методов является прием диалогического взаимодействия (между преподавателем и учащимися).

При его использовании концептуально важным оказывается общая вовлеченность в процесс обучения, поиск коллективного решения задачи при непосредственном общении субъектов образовательного процесса [2;3]. Также в рамках педагогического взаимодействия на занятии представляется возможным выделить два направления работы: обучение в парах и групповая деятельность. Стоит отметить, что групповая деятельность – это наиболее позитивно ориентированная, актуальная форма интерактивного обучения. Ее можно представить, как «инструмент», с помощью которого выполняются цели и задачи образовательного процесса (например, в рамках «кооперативного обучения»). Принцип сотрудничества выходит на первый план, и работа в малых группах становится перспективным методом совершенствования системы образования в целом. Учащиеся работают вместе, быстрее и эффективнее достигая поставленных целей и задач (так как они прикладывают общие усилия для решения конкретных положений). Также важной частью работы в малых группах является обмен полученными знаниями, навыками и умениями. По мнению специалистов в сфере педагогической психологии, именно это создает ситуацию успею, мотивационную среду.

Малая группа представляет собой «команду» учащихся (небольшое количество человек), которые объединены общим видом деятельности, находятся в тесном контакте по причине наличия конкретной цели и задачи. В результате такого взаимодействия постепенно формируются эмоциональные связи в малых группах, а также могут развиваться групповые ценности, общие нормы и требования к поведению. За счет небольшого количества человек, каждый участник «команды» может за короткий срок высказать свое мнение и принести пользу для конечного результата работы малой группы (это почти невозможно в условиях современных дискуссий в ВУЗах). Часто в кооперативном обучении используются методы, цель которых заключается в формировании у учащихся устойчивой позитивной мотивации к познавательной деятельности (до появления у студентов желания исследовать указанный объект, субъект или причинно-следственные связи). Применяемые «инструменты» должны основываться на проверенном материале, связанном с определенной проблемой (темой), а также выступать эффективным приемом развития логического мышления у всех участников малых групп. Важно стремиться к созданию реальной профессиональной ситуации – что может предполагать шанс реализации самостоятельной деятельности без дополнительного давления извне [4].

Чтобы организовать процесс взаимодействия учащихся в малых группах преподаватель должен четко придерживаться конкретных правил и требований интерактивного обучения:

1. Соблюдение регламента времени

Для каждого этапа решения поставленной учебной задачи установлен регламент времени. Учащиеся обязаны в точности соблюдать это правило, в противном случае есть риск не выполнить задание в указанные сроки (неоформленное решение, отсутствие всех данных для получения верного ответа) [5]. Регламент времени для групповой работы должен быть определен до минут в отношении каждого этапа (с четким указанием всех условий для участников).

2. Создание группы с учетом разного уровня подготовки учащихся

Для формирования групп педагогу важно предварительно достоверно оценить общий уровень математической подготовки обучающихся. Чтобы малые группы успешно работали, целесообразно формировать их из обучающихся с разными учебными возможностями. В этих группах обучающиеся, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Обучающиеся с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи обучающимся с недостаточным уровнем подготовки. Совместно анализируя теоретический материал, выполняя задания по теме, они все достигают более высоких результатов.

Необходимо в каждой малой группе выбрать лидера (капитана), который может быть лидером при выполнении одного задания или нескольких заданий указанной темы, для этого преподавателю необходимо использовать потенциал более высоко подготовленных обучающихся Лидер должен сам проводить обсуждение условия задачи, организовывать этапы работы группы, распределять обязанности в группе, т.е. выполнять функцию руководителя и контролирующей стороны в процессе выполнения заданий.

Не могут успешно работать группы, состоящие из обучающихся с достаточно низким уровнем подготовки. В таких группах трудно назначить лидера, некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Обучающиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу [5]. Деление на «малые группы» может проводиться как преподавателем, так и по желанию обучающихся, с учётом факторов, помогающих реализации цели занятия.

3. Создание эффективной обратной связи

Преподаватель должен уметь руководить (обратная связь) дискуссией, проводить анализ умозаключений обучающихся, а в заключении сделать вывод обо всей дискуссии в целом. Преподаватель должен чётко сформулировать для себя цели занятия, свободно владеть активными методами обучения: методами «мозгового штурма», «кейс-метода».

4. Осознание важности особенностей организации занятий на разных этапах кооперативного обучения

Формы организации на разных этапах обучения существенно отличаются по целям, задачам, содержанию, применяемым методикам, итоговому контролю и т.д.

Различают три основных этапа обучения, на которых работа в малых группах является эффективной:

1) этап формирования знании и умении – усвоение теоретических и практических навыков при изучении нового материала.

Сначала целесообразно провести фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор в группах. Для этого обучающимся необходимо выдать вопросы, которые разбираются в группах. При такой организации обучения каждый обучающийся подвергается пооперационному взаимному контролю, что особенно важно, так как способствует полному осмыслению, глубокому усвоению знаний, сознательному оперированию ими.

2) этап закрепления и совершенствования знании и умении по изучаемой теме занятия - выполнения задании для самостоятельной работы.

Обучающимся малой группы на этом этапе выдаются задания для самостоятельного решения, которые помогают им воспроизводить усвоенные знания. Этап закрепления, повторения знаний превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех обучающихся.

Для выполнения таких самостоятельных работ в структуре занятия обычно выделяют 15-25 минут.

3) этап определения уровня знаний и умений обучающихся – контролирующий.

Проведение занятии на этом этапе продолжительны по времени, и могут занимать целую пару и более. Чаще всего такие занятия проводятся с учебной группой на заключительном этапе изучения отдельных тем, разделов (модулей), при подготовке к итоговым испытаниям по предмету (зачёту, экзамену).

Примерный сценарии занятия состоит в следующем: каждой малой группе выдаются одинаковые теоретические и практические задания; член группы в результате распределения самостоятельно выполняет определённое задание в течение определенного времени. Далее идет этап группового взаимоконтроля, на котором члены группы, слушая ответы товарища, поправляют его, дополняют, уточняют отдельные теоретические положения, правильность решения практических задач, преподаватель при этом не вмешиваясь в процесс обсуждения, имеет возможность выяснить неточности и пробелы в знаниях. После группового обсуждения выбирается представитель группы (докладчик) для освещения определённого выбранного вопроса [6].

Таким образом, метод кооперативного обучения, побуждает обучающихся не только верно решить все задачи, но и добиться, чтобы каждый член команды мог верно защитить любую из них. Думаю, что подобный метод проведения занятия позволит обучающимся как продемонстрировать свои знания и навыки по изученному материалу, так и приобрести ценный опыт самостоятельной и командной работы, умения адекватно оценить не только свой вклад в общее дело, но и вклад другого человека.

Список литературы

  1. Савельева Е.В., Здор Д.В., Федореева О.Е. Интерактивные методы обучения математике в вузе / Е.В. Савельева, Д.В. Здор, О.Е. Федореева // Вестник педагогических наук.
  2. Акамова Н. В. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества обучения бакалавров / Н. В. Акамова, В. В. Акамов, Н. В. Голяева, С. С. Голяев // Международный научно-исследовательский журнал. Серия: Педагогические науки. 2017. № 07 (61). Часть 1 (Июль). С. 66–68. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.037
  3. Урусова Л. Х. Персонифицированный подход в высшем образовании: проблемы и перспективы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. № 2. С. 173–181. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.2.13.
  4. Зыбина Т.Ю. Формы организации работы в малых группах на занятиях по математике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-2. С. 104-108.
  5. Савельева Е.В. Применение интерактивных методов обучения для повышения качества математического образования в вузе // Новые педагогические технологии. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. Научный журнал «Педагогические технологии». 2015. С. 58-63.
  6. Дровалева Л.С., Драгилев Е.В., Драгилева Л.Л. Метод малых групп как эффективный способ взаимодействия преподавателя и студента колледжа (на примере преподавания математики) // Л.С. Дровалева, Е.В. Драгилев, Л.Л. Драгилева // Человеческий капитал. №6 (126). С. 69 -75.

Интересная статья? Поделись ей с другими: