УДК 37

Реализация национального проекта «Образование» в сфере образования

Малышева Мария Олеговна – студентка факультета Экономики Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Хартанович Константин Витальевич – доктор экономических наук Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена реализации национального проекта «Образование» в сфере образования. Проект «Образование» рассмотрен в рамках государственной политики. В статье особое внимание уделено основным направлениям развития образования в РФ в рамках проекта. Проведен анализ результатов реализации проекта за период 2019-2021 года.

Ключевые слова: сфера образования, государственная политика, национальный проект «Образование», развитие образования.

Введение

Образование представляет собой главный критерий развития страны.

На современном этапе важнейшим критерием оценки успешности страны на мировой арене является уровень образования граждан. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед государством, является постоянное усовершенствование системы образования в целом.

В современном мире ускоренного научно-технического процесса, быстрой динамики устаревания информации и вместе с этим социальной и экономической нестабильности государство должно брать на себя большее количество обязанностей и ответственности в сфере образования. Это связано с тем, что данная сфера является ключевой в формировании граждан конкретного государства. Еще одной причиной такой тенденции является влияние сферы образования на последующее экономическое развитие страны. В высшем образовании важно не только модернизировать образовательный процесс подготовки студентов, но и увеличивать количество научных исследований, проводимых на базе высших учебных заведений (далее ВУЗ) [2].

Политику РФ в сфере образования можно охарактеризовать как комплексную, разноплановую, что в целом отвечает запросам рынка и общества [3].

В рамках государственной политики в сфере образования главным проектом является национальный проект «Образование». Он не является единственным механизмов для реализации государственной политики, но именно он показывает наибольшую эффективность и результативность ее исполнения. Также национальный проект «Образование» полностью соответствует национальной цели, так как ориентирован на «обеспечение возможности самореализации и развития талантов» [1].

Основные цели и задачи национального проекта «Образование»

Перед национальным проектом «Образование» ставятся следующие цели [4]:

  1. Вхождение РФ в число ведущих стран по качеству образования на различных ступенях образования. В данном случае имеется в виду то, что не только ВУЗы должны входить в топы мировых образовательных учреждений, но и сама система высшего либо общего образования должна быть признана на мировой арене. Для этого важно, чтобы система образования строилась исходя из потребностей мирового рынка.
  2. Формирование условий для поддержания и развития потенциала у детей и молодежи, как в социальной сфере, так и в профессиональном развитии. Для достижения данной цели важно, чтобы система строилась исходя из ряда важных принципов: справедливости, объективности, всеобщности. Важно, чтобы учащиеся всех возрастов могли найти путь самоопределения.
  3. Создание условий для духовно-нравственного воспитания во всех этапах образования.

Для реализации целей были выбраны ключевые направления [1]:

  1. Модернизация образовательной инфраструктуры. Многие учебные заведения сталкивались с проблемой морального износа техники, которая необходима для качественной преподавательской работы. Это направление ориентированно на решение данной проблемы. Также модернизация будет охватывать строительство и ремонт зданий, в которых проходят занятия.
  2. Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. Профессорско-преподавательский состав должен быть подготовлен к развитию дистанционного образования, поэтому должны обладать рядом ИКТ-компетенций. Благодаря курсам повышения квалификации, которые предусматривает это направление, педагоги могут своевременно и комплексно освоить современные технологии.
  3. Совершенствование содержания образования - обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик. Данный шаг позволит модернизировать систему образования.

В системе образования национальный проект может быть реализован через [1]:

  1. Проект «Молодые профессионалы». Данный проект направлен на создание условий, при которых учащиеся профессиональных учреждений имеют возможность получить практические профессиональные навыки, которые отвечают требованиям рынка.
  2. Проект «Социальные лифты для каждого». Данный проект направлен на создание условий проведения объективных профессиональных конкурсов, которые могли бы выступать в качестве площадки для карьерного продвижения молодых профессионалов, которые проходят обучение в ВУЗе.
  3. Проект «Цифровая образовательная среда». В рамках этой части национального проекта проходит модернизация оснащения в учебных заведениях. Особым стимулом в данном направлении стала пандемия COVID-19.

Данный национальный проект сейчас находится на стадии реализации. Некоторые заявленные цели еще не достигнуты, но большая их часть уже дает результаты [1].

  1. Проект «Молодые профессионалы». В рамках проекта были проведены два успешные чемпионата, а именно международный чемпионат «АБИЛИМПИКС» и европейский чемпионат «ВОРЛДСКИЛЛС». Также было создано большое количество центров опережающей профессиональной подготовки. Такие учреждения занимаются ускоренным профессиональным обучением, а также предоставляют возможность пройти курс повышения квалификации по наиболее востребованным направлениям.
  2. Проект «Социальные лифты для каждого». В рамках этого проекта более 700 тысяч человек получили возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки перед потенциальными работодателями в рамках профессиональных конкурсов. Студенты ВУЗов составляют 63% от данного количества.
  3. Проект «Цифровая образовательная среда». В ВУЗах появился ряд программ, которые проводятся в формате дистанционного обучения, либо с использованием дистанционных технологий. Также ВУЗы смогли получить все необходимое цифровое оснащение, а также большое количество профессорско-преподавательского состава были подключены к цифровой образовательной среде.

В дальнейшем проект будет развиваться. Большая часть целей поменяет свой количественный показатель, например, развитие инфраструктуры. К долгосрочным планам проекта относится развитие кадрового потенциала на всех ступенях образовательного процесса, в том числе и в высшем образовании. Главным пунктом развития образования в рамка будущего проекта будет являться внедрение новой структурной модели организационно-методического сопровождения реализации образовательных программ [4].

Таким образом можно сказать, что национальный проект «Образование» является ключевым механизмом реализации государственной политики в сфере образования. Он доказал свою эффективность и будет использоваться в дальнейшем.

Трудности реализации программы и их пути решений

Несмотря на значительные усилия правительства, реализация национальных проектов в сфере образования сталкивается с рядом трудностей, которые замедляют достижение поставленных целей.

Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются национальные проекты в сфере образования, является нехватка финансирования. Несмотря на значительные расходы на образование, в некоторых регионах наблюдается недостаток финансов для реализации образовательных программ. Это может привести к нехватке учебных материалов, низкой оплате учителей и отсутствию необходимой инфраструктуры, что в свою очередь оказывает негативное влияние на качество обучения.

Другой серьезной проблемой является недостаток квалифицированных специалистов в сфере образования. Недостаточная подготовка педагогов и административного персонала может привести к низкому качеству образования, отсутствию инноваций и недостаточной поддержке учащихся с особыми образовательными потребностями.

Также одной из трудностей реализации национального проекта в сфере образования является неоднородность образовательной системы в различных регионах. Различия в доступе к образованию и качестве обучения могут создавать неравенство возможностей для учащихся, что препятствует достижению целей национального проекта.

В свете вышеизложенного, необходимо разработать комплекс мер по преодолению трудностей, с которыми сталкиваются национальные проекты в сфере образования. Это может включать в себя увеличение финансирования образования, улучшение подготовки педагогов и управленческого персонала, а также создание единых стандартов качества образования во всех регионах страны. Только путем совместных усилий государства, образовательных учреждений и общественности можно преодолеть трудности реализации национального проекта в сфере образования и обеспечить устойчивое развитие образования в стране.

Заключение

Реализация национального проекта в сфере образования представляет собой сложный и многогранный процесс, сопровождающийся рядом трудностей. Однако, несмотря на эти трудности, реализация национального проекта в сфере образования имеет потенциал для положительного изменения ситуации.

Для преодоления трудностей необходимо разработать комплексные стратегии, включающие в себя увеличение финансирования, улучшение качества подготовки педагогов и управленческого персонала, а также создание единых стандартов качества образования во всех регионах страны. Осуществление этих мер может помочь снизить неравенство возможностей для учащихся, улучшить доступ к качественному образованию и обеспечить устойчивое развитие образования в стране.

В целом, реализация национального проекта в сфере образования представляет собой важную задачу, требующую совместных усилий государства, образовательных учреждений и общественности. Только при согласованных действиях всех заинтересованных сторон можно достичь успеха в этом деле и обеспечить качественное образование для всех граждан страны.

Список литературы

  1. Национальный проект "Образование". О проекте. – Режим доступа: www.mpcenter.ru/national-project/o-proekte (дата обращения 14.06.2022)
  2. Образовательное право России [Текст] : учебник и практикум : в 2 кн. / А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
  3. Образовательное право: учебное пособие / М. В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9. Текст: электронный.
  4. Паспорт национального проекта "Образование". – Режим доступа: www.edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: