УДК 373.24
Формирование информационно-педагогической компетентности у студентов в процессе проектной деятельности
Никифорова Дарья Геннадьевна – студентка кафедры Педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета
Аннотация: Содержание статьи посвящено проблеме формирования информационно-педагогической компетентности в условиях высшего педагогического учебного заведения. Эффективной формой работы в этом направлении автор считает разработку конкретного информационного продукта для детей дошкольного возраста и анализирует опыт участия в проекте по созданию комплекса интерактивных игр.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-педагогическая компетентность, проектная деятельность, интерактивные игры, дети дошкольного возраста, мастер-класс.
Актуальные направления работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования, можно с уверенностью назвать использование современных информационных технологий.
Включение их в педагогический процесс, частота использования зависит от уровня сформированности у воспитателей информационно-педагогической компетентности. Именно поэтому большое внимание в Петрозаводском государственном университете уделяется решению этой задачи.
Активное освоение способов работы с информацией осуществляется в процессе изучения курса: «Информационные технологии в образовании».
Однако студент может овладеть навыками поиска, обработки и передачи информации (информационная компетентность), но не видеть возможности использования полученных навыков в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста (педагогическая компетентность).
Необходимость формирования всех компонентов, определяющих понятие «информационно-педагогическая компетентность», побуждает к поиску эффективных форм подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования.
Такой практически значимой формой подготовки мы считаем разработку конкретного информационного продукта для детей. В рамках студенческого проекта «Северенок»,получившего финансирование в рамках Гранта Главы Республики Карелия, мы разработали кейс интерактивных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экосистемой районов Крайнего Севера Республики Карелия.
Интерактивный материал, созданный в рамках проекта «Северёнок», разрабатывался в трёх сервисах: PowerPoint (25 игр), LearningApps (12 игр) и Interacty (3 игры). В первой программе были созданы офлайн-игры, во второй – онлайн-игры, а последняя платформа использовалась для создания онлайн-пазлов. Весь интерактивный материал разделён на четыре блока: дикие животные, растения, птицы, природные явления. Например, в блок «Животные Крайнего Севера Карелии»вошли игры: «Кто живёт в Арктической зоне Карелии?», «Фотографии обитателей Севера Карелии», «Загадки», «Как ты думаешь, кто это?», «Что они едят?»,
Следует подчеркнуть, что апробация интерактивного материала осуществлялась в дошкольных образовательных организациях, которые находятся в отдаленных районах Карелии.
Анализируя результаты диагностики педагогов дошкольных образовательных учреждений, мы выявили следующие проблемы:
- 65% педагогов включают в воспитательно-образовательный процесс такие информационные технологии как презентации, слайд-шоу;
- 35% испытывают затруднения в использовании информационных технологий и пользуются материалами на бумажных носителях;
- 75% воспитателей отметили отсутствие знаний в области разработки интерактивных игр;
- 25% респондентов имеют опыт работы с интерактивным материалом, но испытывают сложности в освоении платформ, ориентируются на дидактическую задачу, а не на игровые действия.
Выезжая в педагогические экспедиции в районы, мы реализовали задачу по обучению воспитателей дошкольных образовательных учреждений созданию интерактивных игр.
Ознакомление педагогов с процессом создания интерактивного материала проходило в ходе мастер-классов, так как передача знаний в процессе практической деятельности происходит более эффективно.
Мастер-классы в дошкольных учреждениях проводились по определенному плану. Мотивировать участников встречи помогла демонстрация игр, которые наша проектная команда разработала ранее. Воспитатели анализировали содержание материала, высказывали свои замечания и предложения, обращалось внимание на возможности его использования в рамках интеграции со всеми областями ФГОС дошкольного образования [4].
Далее, знакомили педагогов с возможностями платформ, сайтов. Более подробно раскрыли потенциал сайта Learning Apps (разделы, создание, редактирование, сохранение и использование игр). Самым творческим моментом мастер-класса в каждом детском саду стал процесс разработки интерактивных игр воспитателями. Мы выступали в роли консультантов-помощников.
Участие в работе по созданию востребованного продукта-кейса интерактивных игр, существенно повлияло на уровень сформированности информационно-педагогической компетентности у всех участников проекта6студентов, педагогов дошкольных образовательных организаций.
Технологизация коснулась всех сторон жизнедеятельности человека и далее, этот процесс будет только нарастать. Это, в свою очередь, потребует от педагогов умения ориентироваться в огромном потоке информации, применять новые информационные технологии, создавать интерактивные материалы, которые будут интересны и полезны детям.
Список литературы
- Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.
- Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.
- Борокина В. А., Ханова Т. Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode. (дата обращения:02.12.2023 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М.: Сфера, 2020. – 96 с.