УДК 373.24

Формирование  информационно-педагогической компетентности  у студентов в процессе проектной деятельности

Никифорова Дарья Геннадьевна – студентка кафедры Педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета

Аннотация: Содержание статьи посвящено проблеме формирования информационно-педагогической компетентности в условиях  высшего педагогического учебного заведения. Эффективной формой работы в этом направлении автор считает разработку конкретного информационного продукта для детей дошкольного возраста и анализирует опыт участия в проекте по созданию комплекса интерактивных игр.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-педагогическая компетентность, проектная деятельность, интерактивные игры, дети дошкольного возраста, мастер-класс.

Актуальные направления работы с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования, можно с уверенностью назвать использование современных информационных технологий.

Включение их в педагогический процесс, частота использования зависит от уровня сформированности у воспитателей информационно-педагогической компетентности. Именно поэтому большое внимание в Петрозаводском государственном университете уделяется решению этой задачи.

Активное освоение способов работы с информацией осуществляется в процессе изучения курса: «Информационные технологии в образовании».

Однако студент может овладеть навыками поиска, обработки и передачи информации (информационная компетентность), но не видеть возможности использования полученных навыков в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста (педагогическая компетентность).

Необходимость формирования всех компонентов, определяющих понятие «информационно-педагогическая компетентность», побуждает к поиску эффективных форм подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования.

Такой практически значимой формой подготовки мы считаем разработку конкретного информационного продукта для детей. В рамках студенческого проекта «Северенок»,получившего финансирование в рамках Гранта Главы Республики Карелия, мы разработали кейс интерактивных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экосистемой районов Крайнего Севера Республики Карелия.

Интерактивный материал, созданный в рамках проекта «Северёнок», разрабатывался в трёх сервисах: PowerPoint (25 игр), LearningApps (12 игр) и Interacty (3 игры). В первой программе были созданы офлайн-игры, во второй – онлайн-игры, а последняя платформа использовалась для создания онлайн-пазлов. Весь интерактивный материал разделён на четыре блока: дикие животные, растения, птицы, природные явления. Например, в блок «Животные Крайнего Севера Карелии»вошли игры: «Кто живёт в Арктической зоне Карелии?», «Фотографии обитателей Севера Карелии», «Загадки», «Как ты думаешь, кто это?», «Что они едят?»,

Следует подчеркнуть, что апробация интерактивного материала осуществлялась в дошкольных образовательных организациях, которые находятся в отдаленных районах Карелии.

Анализируя результаты диагностики педагогов дошкольных образовательных учреждений, мы выявили следующие проблемы:

  • 65% педагогов включают в воспитательно-образовательный процесс такие информационные технологии как презентации, слайд-шоу;
  • 35% испытывают затруднения в использовании информационных технологий и пользуются материалами на бумажных носителях;
  • 75% воспитателей отметили отсутствие знаний в области разработки интерактивных игр;
  • 25% респондентов имеют опыт работы с интерактивным материалом, но испытывают сложности в освоении платформ, ориентируются на дидактическую задачу, а не на игровые действия.

Выезжая в педагогические экспедиции в районы, мы реализовали задачу по обучению воспитателей дошкольных образовательных учреждений созданию  интерактивных игр.

Ознакомление педагогов с процессом создания интерактивного материала проходило в ходе мастер-классов, так как передача знаний в процессе практической деятельности происходит более эффективно.

Мастер-классы в дошкольных учреждениях проводились по определенному плану. Мотивировать участников встречи  помогла демонстрация игр, которые наша проектная команда разработала ранее. Воспитатели анализировали содержание материала, высказывали свои замечания и предложения, обращалось внимание на возможности его использования в рамках интеграции  со  всеми областями ФГОС дошкольного образования [4].

Далее, знакомили педагогов с возможностями платформ, сайтов. Более подробно раскрыли потенциал сайта Learning Apps (разделы, создание, редактирование, сохранение и использование игр). Самым творческим моментом мастер-класса в каждом детском саду стал процесс разработки интерактивных игр  воспитателями. Мы выступали в роли консультантов-помощников.

Участие в работе по созданию востребованного продукта-кейса интерактивных игр, существенно повлияло на уровень сформированности информационно-педагогической компетентности у всех участников проекта6студентов, педагогов дошкольных образовательных организаций.

Технологизация коснулась всех сторон жизнедеятельности человека и  далее, этот процесс будет только нарастать. Это, в свою очередь, потребует от педагогов умения  ориентироваться в огромном потоке информации, применять новые информационные технологии, создавать интерактивные материалы, которые будут интересны и полезны детям.

Список литературы

  1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.
  2. Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.
  3. Борокина В. А., Ханова Т. Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode. (дата обращения:02.12.2023 г.)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М.: Сфера, 2020. – 96 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: