УДК 37

Конструктивизм при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Проняева Мария Вадимовна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Государственного института просвещения.

Аннотация: Профессиональное образование – важнейшая ступень новой парадигмы, формирует конструктивные навыки и критическое мышление, что развивает потенциальные возможности к самообразованию и контролю.

Ключевые слова: профессиональное образование, критическое мышление, самообразование, трансформация.

Современное образование развивается на базе трансформации общества. Новая парадигма основанная на личностно-деятельном подходе формируется в сознании учащихся и направлена на приобретение навыков критического мышления и коммуникативных компетенций. Инновационный характер взаимодействует с разнообразными методами обучения, позволяет создавать определённую среду на базе прагматического конструктивизма.

Конструктивизм-педагогическая философия заключается в том, что знания не даются в готовом виде, необходимо создавать педагогические условия для само конструирования знаний, именно в этом конструктивизм формирует наше собственное понимание действительности. Ж. Пиаже писал в одной из своих работ - это есть процесс непрерывного конструирования и реорганизации.[4,с 212]

Учёные 20-21 века совершенствуют различные методологии обучения, которые внедряют конструктивизм в учебный процесс, если взять во внимание работы Л. Выгодского [2,с 55], Ж. Пиаже [4, с.218] и других выдающихся конструктивистов в этой области, перед образованием ставятся две задачи: раскрыть и научить обучающегося конструктивно мыслить и непрерывно совершенствоваться. Е. И. Поленова говорила, что основная мысль конструктивизма-создание собственного подхода, который конструируется с помощью мыслительной деятельности, обучаемых на основе ранее приобретённого опыта и усвоенных знаний.

Проанализировав работы учёных можно определить, что существуют три основные теории обучения: когнитивизм, бихевиоризм и конструктивизм. Педагогический конструктивизм подразумевает трансформацию инструкций обучаемому и созданию условий для совершенствования знаний с учётом индивидуальных представлений окружающей среды в мире, фоновых знаний и культур, обучающийся приобретает опыт в условиях конструктивного обучения, встраивает новую полученную информацию в процесс обучения и расширяет на аудиторных занятиях. Ж. Пиаже писал, что когнитивный конструктивизм является абстрактным построением, а не конкретной методикой обучения. Социальный конструктивизм Л. С. Выгодского по его мнению предполагает, что первоначально выполняются задачи под чьим-то руководством, а только после этого на индивидуальном уровне. Современные, российские учёные основываются на принципах конструктивизма и на рекомендации конструирования процесса образования.

Процесс обучения основан на когнитивном и социокультурном опыте студентов, а также включают социальные и исследовательские действия всё это необходимо для выявления индивидуальных способностей обучающихся.

Практика иностранного языка формирует предметно- практическую деятельность, а образовательный процесс стимулирует саморазвитие, рефлексию, самоанализ на занятиях, а также используются различные материалы и источники для обучения студентов.

Это различные профессионально-ориентированные учебные пособия, аудио и видеофайлы на английском языке и безусловно аутентичные интернет-сайты например "BBC learning English ".

Следующий принцип конструктивизма предполагает, что профессионально-ориентированное обучение происходит параллельно с изучением базового курса, то есть способствует пониманию и развитию профессионального стиля мышления и обеспечения профессиональной потребности в знаниях будущей профессии.

В данном случаи конструктивизм опирается и обеспечивает индивидуальную и коллективную деятельность, которая в будущем позволит опираться на достигнутые, профессиональные знания и умения, разъяснять, доказывать, объяснять и убеждать.

Если мы возьмём во внимание моделирование в профессионально-ориентированной среде, то способы решения определяются на базе индивидуальных способностей студентов, где важные позиции конструктивизма являются принципом сотрудничества между субъектом и образовательной средой, в этом случаи преподаватель становится соратником в образовательной деятельности, а также скоординировать учебный процесс для развития критического мышления, путём обсуждения противоречий и решения профессионально-ориентированных проблемных задач.

Мотивация обучения обеспечивает проблемно-поисковую деятельность, которая связана с ситуациями различного профессионального взаимодействия. Студенты активно принимают участия в международных конференциях на иностранном языке, изучают язык профессионального общения.

В отличие от инструктивизма оценка знаний имеет комплексный характер в конструктивистской дидактике. Все нацелено на самоконтроль и совершенствование навыков, где в рамках конструктивизма предусматриваются решения разнообразных задач.

Конструктивизм отражает теоретико-познавательную перспективу и рассматривает обучение иностранного языка как активный процесс, где знания строятся на собственном опыте, на применения информационно-коммуникативных технологий для формирования новых способов познания.

Идеи конструктивизма можно найти в трудах А. Н. Леонтьева. Современные исследования объединяют положение конструктивизма и прагматизма, связывают бытиё человека с окружающей средой, которая формирует знания и умения.

Специалисты в области педагогики выяснили, что в процессе образования основной задачей является формирование навыков самостоятельного мышления. Л. С. Выготский отмечал, что в обучении гораздо важнее научить ребёнка мыслить, чем сообщать ему те или иные знания. [3, с.181]

При обучении иностранного языка в ВУЗе как определяет конструктивистская педагогика нельзя исключать идеи инструктивизма так как без этого невозможно организовать познавательный процесс для самостоятельной деятельности студента, где обучающийся обязан уметь синтезировать, интерпретировать информацию, умение использовать современные информационные технологии, но к сожалению это невозможно развить без поддержки преподавателя, когда у обучающегося нет глубоких знаний в этой области и только на основе полученных умений и знаний студент начинает конструировать и подходить творчески к использованию полученных знаний на основе их конструирования.

Таким образом конструктивизм тесно связан с инструктивизмом. Принципом конструктивизма является база для развития методических систем, а инструктивизм создаёт подходы для реализации эффективного индивидуального развития личности. А также конструктивизм включает процесс творческого обучения, который опирается на опыт и мастерство профессионалов. Всё это способствует развитию и формированию самоорганизации в освоении педагогических и современных технологий, повышению мастерства и компетентности.

Список литературы

  1. Пиаже. Ж. Психология интеллекта.- СП,: Центр гуманитарных технологий,2003,URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3252.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  3. Поленова А.Ю. Реализация принципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете //Journal of Economic Regulation.-2017.-Т.8.-N3.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание,личность.
  5. Жилин Д. М. Инструктивизм и конструктивизм- диалектически противоположные стратегии обучения// Педагогика.-2011.-N5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: