УДК 616 – 071.3:(378:61)

Сравнительный анализ антропометрических показателей студентов медицинского университета (2010 и 2020 учебном году)

Короткова Светлана Борисовна – доктор медицинских наук, зав. кафедрой Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.

Зеленина Марина Тихоновна – доцент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.

Кельина Наталья Вячеславна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.

Коротков Андрей Борисович – ассистент кафедры Профилактики Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.

Аннотация: В статье представлен анализ антропометрических показателей студентов 2010 и 2020 годов обучения. Выявили общепринятую тенденцию ростовой акселерации, а именно ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Обнаружили изменение цифр массы тела в сторону увеличения как результат снижения двигательной активности. Анализ показателей кистевой динамометрии указал на значительное снижение этих показателей в сравнении со студентами 2010 года обучения, а это значит, что способность противостоять развивающемуся утомлению и общая физическая работоспособность тоже имеют отрицательную динамику.

Ключевые слова: антропометрические показатели, ростовая акселерация, увеличение массы тела, кистевая динамометрия, уменьшение двигательной активности.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития, поэтому зависит от большого количества факторов и отображает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому правильная оценка антропометрических показателей будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Целью работы является сравнительный анализ антропометрических показателей студентов одной возрастной группы обследуемых с интервалом в 10 лет.

Был проведен анализ показателей физического развития 569 студентов юношеского периода онтогенеза (20 - 22 года), из них 413 – девушек и 156 - юношей. Количество обследованных в 2010 году составило 295 студентов: юноши – 77, девушки - 218. В 2020 году обследовано 274 студента: юноши – 79, девушки – 195. В материалы данного исследования были включены архивные данные кафедры физической культуры и медицинской реабилитации за 2010 - 2011 учебный год и результаты измерений студентов 2020 – 2022 года обучения.

Сбор антропометрических показателей проводили с помощью стандартных измерительных приборов (весы, ростомер, сантиметровая лента, динамометр и биоимпедансметр) в соответствии с методическими рекомендациями. Все измерения производили в первой половине дня, натощак, обследуемые были одеты в легкую одежду [1, с. 13]. Оценивались следующие показатели:

Таблица 1. Показатели длины тела студентов ВУЗа по результатам разных лет.

Год обследо-вания

Юноши

Девушки

 

Ниже среднего (≤ 162,1)

Сред-ний

(162 ,2 - 177,4)

Выше среднего

(≥ 182,0)

Ниже среднего

(≤ 158,2)

Средний

(158,3 - 169,0)

Выше среднего (≥ 172,0)

2010

4(5,5%)

68(88%)

5(6,5%)

40(18%)

171(78%)

7(4%)

2020

4(5%)

45(57%)

30(38%)

23(12%)

128(66%)

44(22%)

В результате проведённого анализа показателей роста было установлено, что у студентов, обучавшихся в 2010 учебном году 88% юношей и 78% девушек имели средние значения. В 2020 году средний рост составил 57% юношей и 66% девушек. При этом показатель роста стоя выше среднего у студентов 2010 года обучения был у 6,5 % юношей и 4 % девушек. У студентов 2020 года обучения показатель роста выше среднего составил 38% юношей и 22 % девушек. Данный анализ показывает общепринятую тенденцию ростовой акселерации, что по данным учёных сопутствует улучшение уровня физического созревания молодёжи.

Таблица 2 . Показатели Индекса массы тела студентов ВУЗа по результатам разных лет.

Год обследо-вания

Юноши

Девушки

 

Норма

(18,5 - 24,9)

Недоста-точная масса тела

 (≤ 18,5)

Избыточ-ная масса тела

 (≥ 24,9)

Норма

(18,5 - 24,9)

Недоста-точная масса тела

 (≤ 18,5)

Избыточ-ная масса тела

 (≥ 24,9)

2010

61(74%)

11(14%)

5(12%)

189(87%)

10(4%)

19(9%)

2020

48(61%)

3(3%)

28(36%)

135(69%)

29(15%)

31(16%)

Для анализа показателей массы тела человека важная роль принадлежит оценке индекса массы тела (ИМТ), предложенного Кетле. [3, с.18]. Распределение обследуемых студентов по полученным результатам было проведено на основе международной классификации ИМТ [1, с. 21].

Полученные данные показали, что у студентов, обучавшихся в 2010 учебном году 74% юношей и 87% девушек имели нормальную массу тела, а в 2020 году обучения нормальные значения массы тела уже были выявлены у 61% юношей и 69% девушек. Соответственно отклонения по весо-ростовому показателю студентов 2010 года обучения выявлены у 26% юношей и 13% девушек, а в 2020 учебном году у 39% юношей и 31% девушек.

Проведенные исследования показали, что среди обследованных 295 студентов 2010 года обучения по результатам ИМТ 26% юношей и 13% девушек имели отклонения показателей массы тела. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 14% юношей и 9% девушек. Показатель ИМТ≥ 24,9 кг/м, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, был выявлен у 12% юношей и 4% девушек. Несмотря на то, что отклонения массы тела и в сторону дефицита и в сторону повышения, определялись практически в равных долях среди обследованных, гендерный состав группы студентов с дефицитом массы тела и группой повышенной массы имел определенные различия. Среди 30 студентов с дефицитом массы тела девушки составили 63% (19), юноши - 37% (11). Повышенная масса тела и ожирение в 67% случаях определялись у девушек, среди юношей - в 33%. Таким образом, и дефицит массы тела и повышенная масса и ожирение выявлялись практически в 2 раза чаще среди девушек. 

По результатам ИМТ обследованных 274 студентов 2020 года обучения 39% юношей и 31% девушек имели отклонения показателей массы тела. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 3% юношей и 15% девушек. Показатель ИМТ≥ 24,9 кг/м, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, был выявлен у 36 % юношей и 16 % девушек. Повышенная масса тела и ожирение в 16% случаях определялись у девушек, среди юношей - в 36%.

Данный анализ показывает тенденцию изменения цифр массы тела в сторону увеличения, причём у юношей в 3 раза (по сравнению с цифрами 2010 года обучения), у девушек – в 4 раза.

Таблица 3. Средние значения Силового индекса студентов ВУЗа по результатам разных лет обследования.

Год обследования

Количество обследованных

Норма

Выше нормы

Ниже нормы

Юноши

2010

77

56(72%)

18(23%)

3(5%)

2020

79

29(36%)

4(5%)

46(66%)

девушки

2010

218

147(67%)

52(24%)

19(9%)

2020

195

39(20%)

31(16%)

125(64%)

Показатели кистевой динамометрии, как показатель используемый для оценки мышечной силы, силовой выносливости, были проанализированы из расчёты силового индекса по формуле: Силовой индекс = Мышечная сила ведущей кисти (кг) / Вес тела (кг)[1, с. 14], [2, с.31].

Проведенные исследования показали, что среди обследованных 295 студентов 2010 года обучения 72% юношей и 67% девушек имели нормальный показатель силового индекса. Показатель выше нормы имели 23% юношей и 24% девушек. Показатель ниже нормы отмечался у 5% юношей и 9% девушек. Анализ цифровых данных позволяет в том числе оценить степень физического развития.

У обследованных 274 студентов 2020 года обучения показатель норма выявлен у 36% юношей и 20% девушек. Показатель выше нормы у 5% юношей и 16% девушек. Показатель ниже нормы отмечался у 66% юношей и 64% девушек. Анализ полученных данных свидетельствует о достоверно значимом ухудшении показателя.

Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:

  1. Антропометрические показатели роста стоя отражают общепринятую тенденцию ростовой акселерации, а именно ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями.
  2. Снижение двигательной активности, особенно в период пандемии, привело к росту числа молодых людей с избыточной массой тела, что подтверждают результаты анализа индекса массы тела.
  3. Результаты кистевой динамометрии, используемые нами для оценки мышечной силы и силовой выносливости, указывают на значительное снижение этих показателей в сравнении со студентами 2010 года обучения, а это значит, что способность противостоять развивающемуся утомлению и общая физическая работоспособность тоже имеют отрицательную динамику.
  4. Сравнительный анализ антропометрических данных студентов разных годов обучения не только подчеркнул тенденцию к ухудшению физического развития и здоровья молодых людей, но и показал необходимость пересмотра методических подходов к проведению практических занятий по физическому воспитанию, внедрение новых оздоровительных технологий, а также больше внимания уделять организации активного досуга и формированию здоровой образовательной среды. 

Список литературы

  1. Чедов К.В. // Физическая культура. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом : Учебно-методическое пособие. 2021. С. 13 - 21.
  2. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н.// Врачебный контроль в физической культуре. С. 31.
  3. Сырова И.Н. // Самоконтроль и оценка физического здоровья студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. 2023. С. 18 - 19.

Интересная статья? Поделись ей с другими: