УДК 616 – 071.3:(378:61)
Сравнительный анализ антропометрических показателей студентов медицинского университета (2010 и 2020 учебном году)
Короткова Светлана Борисовна – доктор медицинских наук, зав. кафедрой Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.
Зеленина Марина Тихоновна – доцент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.
Кельина Наталья Вячеславна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.
Коротков Андрей Борисович – ассистент кафедры Профилактики Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко.
Аннотация: В статье представлен анализ антропометрических показателей студентов 2010 и 2020 годов обучения. Выявили общепринятую тенденцию ростовой акселерации, а именно ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Обнаружили изменение цифр массы тела в сторону увеличения как результат снижения двигательной активности. Анализ показателей кистевой динамометрии указал на значительное снижение этих показателей в сравнении со студентами 2010 года обучения, а это значит, что способность противостоять развивающемуся утомлению и общая физическая работоспособность тоже имеют отрицательную динамику.
Ключевые слова: антропометрические показатели, ростовая акселерация, увеличение массы тела, кистевая динамометрия, уменьшение двигательной активности.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития, поэтому зависит от большого количества факторов и отображает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому правильная оценка антропометрических показателей будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Целью работы является сравнительный анализ антропометрических показателей студентов одной возрастной группы обследуемых с интервалом в 10 лет.
Был проведен анализ показателей физического развития 569 студентов юношеского периода онтогенеза (20 - 22 года), из них 413 – девушек и 156 - юношей. Количество обследованных в 2010 году составило 295 студентов: юноши – 77, девушки - 218. В 2020 году обследовано 274 студента: юноши – 79, девушки – 195. В материалы данного исследования были включены архивные данные кафедры физической культуры и медицинской реабилитации за 2010 - 2011 учебный год и результаты измерений студентов 2020 – 2022 года обучения.
Сбор антропометрических показателей проводили с помощью стандартных измерительных приборов (весы, ростомер, сантиметровая лента, динамометр и биоимпедансметр) в соответствии с методическими рекомендациями. Все измерения производили в первой половине дня, натощак, обследуемые были одеты в легкую одежду [1, с. 13]. Оценивались следующие показатели:
Таблица 1. Показатели длины тела студентов ВУЗа по результатам разных лет.
Год обследо-вания |
Юноши |
Девушки |
||||
Ниже среднего (≤ 162,1) |
Сред-ний (162 ,2 - 177,4) |
Выше среднего (≥ 182,0) |
Ниже среднего (≤ 158,2) |
Средний (158,3 - 169,0) |
Выше среднего (≥ 172,0) |
|
2010 |
4(5,5%) |
68(88%) |
5(6,5%) |
40(18%) |
171(78%) |
7(4%) |
2020 |
4(5%) |
45(57%) |
30(38%) |
23(12%) |
128(66%) |
44(22%) |
В результате проведённого анализа показателей роста было установлено, что у студентов, обучавшихся в 2010 учебном году 88% юношей и 78% девушек имели средние значения. В 2020 году средний рост составил 57% юношей и 66% девушек. При этом показатель роста стоя выше среднего у студентов 2010 года обучения был у 6,5 % юношей и 4 % девушек. У студентов 2020 года обучения показатель роста выше среднего составил 38% юношей и 22 % девушек. Данный анализ показывает общепринятую тенденцию ростовой акселерации, что по данным учёных сопутствует улучшение уровня физического созревания молодёжи.
Таблица 2 . Показатели Индекса массы тела студентов ВУЗа по результатам разных лет.
Год обследо-вания |
Юноши |
Девушки |
||||
Норма (18,5 - 24,9) |
Недоста-точная масса тела (≤ 18,5) |
Избыточ-ная масса тела (≥ 24,9) |
Норма (18,5 - 24,9) |
Недоста-точная масса тела (≤ 18,5) |
Избыточ-ная масса тела (≥ 24,9) |
|
2010 |
61(74%) |
11(14%) |
5(12%) |
189(87%) |
10(4%) |
19(9%) |
2020 |
48(61%) |
3(3%) |
28(36%) |
135(69%) |
29(15%) |
31(16%) |
Для анализа показателей массы тела человека важная роль принадлежит оценке индекса массы тела (ИМТ), предложенного Кетле. [3, с.18]. Распределение обследуемых студентов по полученным результатам было проведено на основе международной классификации ИМТ [1, с. 21].
Полученные данные показали, что у студентов, обучавшихся в 2010 учебном году 74% юношей и 87% девушек имели нормальную массу тела, а в 2020 году обучения нормальные значения массы тела уже были выявлены у 61% юношей и 69% девушек. Соответственно отклонения по весо-ростовому показателю студентов 2010 года обучения выявлены у 26% юношей и 13% девушек, а в 2020 учебном году у 39% юношей и 31% девушек.
Проведенные исследования показали, что среди обследованных 295 студентов 2010 года обучения по результатам ИМТ 26% юношей и 13% девушек имели отклонения показателей массы тела. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 14% юношей и 9% девушек. Показатель ИМТ≥ 24,9 кг/м, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, был выявлен у 12% юношей и 4% девушек. Несмотря на то, что отклонения массы тела и в сторону дефицита и в сторону повышения, определялись практически в равных долях среди обследованных, гендерный состав группы студентов с дефицитом массы тела и группой повышенной массы имел определенные различия. Среди 30 студентов с дефицитом массы тела девушки составили 63% (19), юноши - 37% (11). Повышенная масса тела и ожирение в 67% случаях определялись у девушек, среди юношей - в 33%. Таким образом, и дефицит массы тела и повышенная масса и ожирение выявлялись практически в 2 раза чаще среди девушек.
По результатам ИМТ обследованных 274 студентов 2020 года обучения 39% юношей и 31% девушек имели отклонения показателей массы тела. Из них показатель ИМТ<18,5 кг/м2, характеризующийся как хроническая энергетическая недостаточность, был выявлен у 3% юношей и 15% девушек. Показатель ИМТ≥ 24,9 кг/м, указывающий на повышенную массу тела или ожирение, был выявлен у 36 % юношей и 16 % девушек. Повышенная масса тела и ожирение в 16% случаях определялись у девушек, среди юношей - в 36%.
Данный анализ показывает тенденцию изменения цифр массы тела в сторону увеличения, причём у юношей в 3 раза (по сравнению с цифрами 2010 года обучения), у девушек – в 4 раза.
Таблица 3. Средние значения Силового индекса студентов ВУЗа по результатам разных лет обследования.
Год обследования |
Количество обследованных |
Норма |
Выше нормы |
Ниже нормы |
Юноши |
||||
2010 |
77 |
56(72%) |
18(23%) |
3(5%) |
2020 |
79 |
29(36%) |
4(5%) |
46(66%) |
девушки |
||||
2010 |
218 |
147(67%) |
52(24%) |
19(9%) |
2020 |
195 |
39(20%) |
31(16%) |
125(64%) |
Показатели кистевой динамометрии, как показатель используемый для оценки мышечной силы, силовой выносливости, были проанализированы из расчёты силового индекса по формуле: Силовой индекс = Мышечная сила ведущей кисти (кг) / Вес тела (кг)[1, с. 14], [2, с.31].
Проведенные исследования показали, что среди обследованных 295 студентов 2010 года обучения 72% юношей и 67% девушек имели нормальный показатель силового индекса. Показатель выше нормы имели 23% юношей и 24% девушек. Показатель ниже нормы отмечался у 5% юношей и 9% девушек. Анализ цифровых данных позволяет в том числе оценить степень физического развития.
У обследованных 274 студентов 2020 года обучения показатель норма выявлен у 36% юношей и 20% девушек. Показатель выше нормы у 5% юношей и 16% девушек. Показатель ниже нормы отмечался у 66% юношей и 64% девушек. Анализ полученных данных свидетельствует о достоверно значимом ухудшении показателя.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- Антропометрические показатели роста стоя отражают общепринятую тенденцию ростовой акселерации, а именно ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями.
- Снижение двигательной активности, особенно в период пандемии, привело к росту числа молодых людей с избыточной массой тела, что подтверждают результаты анализа индекса массы тела.
- Результаты кистевой динамометрии, используемые нами для оценки мышечной силы и силовой выносливости, указывают на значительное снижение этих показателей в сравнении со студентами 2010 года обучения, а это значит, что способность противостоять развивающемуся утомлению и общая физическая работоспособность тоже имеют отрицательную динамику.
- Сравнительный анализ антропометрических данных студентов разных годов обучения не только подчеркнул тенденцию к ухудшению физического развития и здоровья молодых людей, но и показал необходимость пересмотра методических подходов к проведению практических занятий по физическому воспитанию, внедрение новых оздоровительных технологий, а также больше внимания уделять организации активного досуга и формированию здоровой образовательной среды.
Список литературы
- Чедов К.В. // Физическая культура. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом : Учебно-методическое пособие. 2021. С. 13 - 21.
- Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н.// Врачебный контроль в физической культуре. С. 31.
- Сырова И.Н. // Самоконтроль и оценка физического здоровья студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. 2023. С. 18 - 19.