УДК 616.7

Проблема остеохондроза среди студентов 4 курса медицинского вуза

Комарова Алина Николаевна – студент Ижевской государственной медицинской академии.

Трефилова Алёна Алексеевна – студент Ижевской государственной медицинской академии.

Толмачев Денис Анатольевич – доктор медицинских наук, профессор, доцент кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии.

Аннотация: В статье изучены вопросы, связанные с проблемой возникновения остеохондроза среди студентов населения России, так как они не теряют свою актуальность из года в год. В связи с этим необходимо изучение сложившейся ситуации по проблеме возникновения остеохондроза в Удмуртской республике на примере студентов 4 курса лечебного факультета Ижевской Государственной Медицинской Академии. Проведен анонимный опрос по авторской анкете (Google Формы) среди ста двадцати двух студентов Ижевской Государственной Медицинской Академии, обработка и анализ полученных результатов проведен с использованием программы Microsoft Office Excel. Возраст респондентов составил от 17 до 24 лет.

Ключевые слова: нагрузка, студент, остеохондроз, образ жизни, боль.

Актуальность

Вопросы, связанные с проблемой возникновения остеохондроза среди студентов, не теряют свою актуальность из года в год. В наше время, малоподвижный образ жизни становится совершенно обычным явлением практически любого современного человека. Уже со школы у многих подростков выявляется низкая двигательная активность, а в студенческие годы буквально любая активность заменяется сидячим выполнением работы. Однако, именно недостаток минимальной нагрузки на организм человека и отсутствие физических упражнений приводят к хронической усталости, истощению организма, а также появлению уже в студенческие годы такого распространенного в наши дни заболевания как остеохондроз.

Остеохондроз – это заболевание, при котором происходит поражение, затвердевание хрящей межпозвоночных дисков, а позже и иных отделов позвоночника. Именно затвердевший диск приносит дискомфорт и болевые ощущения, поскольку оказывает давление на нервные окончания. Многие современные студенты уже на первом курсе имеют первые признаки остеохондроза, которые можно было бы избежать благодаря выполнению определенного комплекса физических упражнений.

Поскольку современные студенты придерживаются подобного малоподвижного образа жизни, то, находясь даже в обычной, казалось бы, безобидной сидячей позе, всю основную нагрузку берут на себя мышцы шеи и туловища. В таком случае, вся нагрузка, которая изначально была на мышцах шеи и туловища, с большей тяжестью переходит на наш позвоночник. Происходит истончение межпозвоночных дисков, что и приводит к возникновению первых симптомов остеохондроза.

Цель

Анализ проблемы возникновения остеохондроза среди студентов лечебного факультета Ижевской Государственной Медицинской Академии.

Методы

Проведен анонимный опрос по авторской анкете (Google Формы) среди ста двадцати двух студентов Ижевской Государственной Медицинской Академии, обработка и анализ полученных результатов проведен с использованием программы Microsoft Office Excel, формулирование выводов и практического значения исследования.

Результаты

В анкетировании приняли участие 122 студента обучающиеся на 4 курсе, из которых 70,5% девушек и 29,5% молодых людей Ижевской Государственной Медицинской Академии, от 17 до 24 лет.

По анкетированию, мы выяснили, что большинство студентов проводит свободное время в сидячем положении. (рис. 1).

 Рисунок 1. Занятие студентов в свободное время.

Проведя, социологический опрос, мы выяснили, что основное количество студентов занимаются спортом 1-3 раза в неделю (рис. 2).

Рисунок 2. Количество занятий спортом у студентов.

Результаты среди опрошенных показывают, что большинство студентов (59,50%) не имеют избыточного веса (рис. 3).

Рисунок 3. Количество студентов имеющие избыточный вес.

По анкетированию, выяснилось, что большинству студентов (75,41%) не был поставлен диагноз остеохондроз (рис. 4).

Рисунок 4. Количество студентов имеющие остеохондроз.

Результаты среди анкетируемых показывают, что большинство студентов получают регулярную нагрузку на позвоночник в одном положении (37,70%) и ведут малоподвижный образ жизни (27,05%) (рис. 5).

Рисунок 5. Распространенность факторов среди студентов способствующие развитию остеохондроза.

Результаты среди опрошенных показывают, что у большинства студентов (36,89%) остеохондроз был диагностирован менее 1 года назад (рис. 6).

Рисунок 6. Как давно студентам был поставлен диагноз - остеохондроз.

По анкетированию, выяснилось, что 46,72% студентов редко мучают боли, 36,07% не испытывают болей, 14,75% мучают частые боли, 2,46% постоянные (рис. 7).

Рисунок 7. Частота болей в спине у студентов.

Проведя, социологический опрос, выяснилось, что 50,00% студентов не ощущают боль, 30,33% мучают боли слабой интенсивности, 15,57% средней интенсивности и 4,10% мучают очень интенсивные боли (рис. 8).

Рисунок 8. Интенсивность болей в спине у студентов.

Результаты среди опрошенных показывают, что у 32,79% студентов нет болей, у 37,70% боль длится 1-1,5 ч., 19,67% боль длится 4 ч. и больше, 9,84% 2-4 ч. (рис. 9).

Рисунок 9. Продолжительность болей в спине у студентов.

Проведя, социологический опрос, выяснилось, что у 45,08% студентов боли появляются после длительной вынужденной позы, 18,85% после переноса и поднятия тяжестей, 17,21% после длительной ходьбы (рис. 10).

Рисунок 10. Провоцирующие факторы болей в спине.

Результаты среди анкетируемых показывают, что для облегчения состояния 40,98% студентов делают гимнастику, 34,43% ограничивается сменой положения тела, 13,93% ходят на массаж, 10,66% использует медикаментозное лечение (рис. 11).

Рисунок 11. Методы борьбы студентов с болями в спине.

По анкетированию, мы выяснили, что большинство студентов проводит свободное время в сидячем положении и занимаются спортом 1-3 раза в неделю. Большинство студентов (59,50%) не имеют избыточного веса и у основного количества (75,41%) не был поставлен диагноз остеохондроз. Также выяснилось, что в быту большинство студентов получают регулярную нагрузку на позвоночник в одном положении (37,70%) и ведут малоподвижный образ жизни (27,05%), а остеохондроз был диагностирован у 36,89% менее 1 года назад. Благодаря анкетированию, выяснилось, что 63,93% студентов мучают боли (46,72% студентов редкие, 14,75% частые боли, 2,46% постоянные), 36,07% не испытывают болей.

Было выяснено, что 30,33% мучают боли слабой интенсивности, 15,57% средней интенсивности и 4,10% мучают очень интенсивные боли, с продолжительностью у большинства 1-1,5ч. Выяснилось, что у большинства студентов боли появляются после длительной вынужденной позы и для облегчения состояния 40,98% студентов делают гимнастику, 34,43% ограничивается сменой положения тела, 13,93% ходить на массаж, 10,66% использует медикаментозное лечение.

Вывод

Таким образом, основными причинами остеохондроза студентов являются: большой объем учебной работы, малоподвижный образ жизни, редкое занятие спортом, проведение большого времени в сидячем положении(социальные сети, онлайн-игры). Из проведенного исследования можно сделать вывод, что многие студенты страдают остеохондрозом. Большая часть студентов не уделяют должного внимания своему здоровью и у многих есть клинические признаки остеохондроза, но этот диагноз не поставлен, так как не было обращения в больницу. Часто у студентов боли появляются после длительной вынужденной позы и для облегчения состояния студенты делают гимнастику, сменяют положения тела, ходят на массаж, используют медикаментозное лечение, что свидетельствует об осведомленности студентов о профилактических мероприятиях против остеохондроза, но они используются только в критических ситуациях.

По результатам исследования считаем актуальным предложить способы профилактики остеохондроза:

  • не перегружать позвоночник, не создавать условий, способствующих повышению давления в межпозвонковых дисках:
  • ограничить вертикальные нагрузки;
  • не делать резких движений, особенно поворотов туловища при наклоне;
  • избегать падений и прыжков с большой высоты, травм и ушибов позвоночника;
  • чаще менять положение тела;
  • держать спину ровно;
  • стараться сохранять естественные физиологические изгибы позвоночника: в положении лёжа, нагрузка на позвоночник минимальна, но постель должна быть полужесткой (желательно спать на сплошном ортопедическом матрасе и ортопедической подушке); в положении сидя спину держать ровно за счет мышц или прижимая ее к спинке стула или кресла (сиденье должно быть достаточно жестким, а спинка иметь изгиб в районе поясницы), голову держать прямо; в положении стоя чаще менять ногу, на которую опираетесь; вставать с постели или со стула, а также ложиться и садиться, следует при помощи рук не напрягая и не сгибая спину;
  • перед физической нагрузкой выпить воды и помассировать спину, это разгонит кровь, ускорит обменные процессы и позволит межпозвонковым дискам впитать достаточное количество влаги;
  • не поднимать и не держать тяжелые предметы на вытянутых руках, для поднятия предмета присесть на корточки, а затем вставайте вместе с ним, при этом предметы должны находиться как можно ближе к туловищу;
  • при переноске тяжестей стараться равномерно распределять нагрузку, если приходится нести предмет перед собой, держать его как можно ближе к телу, и, передавая его, не вытягивайте руки вперёд, а также используйте для переноски тяжестей тележки, сумки или чемоданы на колесиках, рюкзаки;
  • при выполнении тяжелой работы, связанной с подъемом, передвижением и переноской тяжестей желательно использовать широкий пояс или специальный корсет;
  • не следует поднимать груз более 10 кг;
  • при выполнении какой-либо работы нужно стараться, как можно меньше наклоняться и находиться в согнутом состоянии и периодически разгружать позвоночник (вис на перекладине, потягивание с подъемом рук, отдых лежа);
  • носить удобную обувь, женщинам следует ограничить хождение в обуви на высоком каблуке.

Список литературы

  1. Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К. Изменение стрес-соустойчивости у студентов при применении транскраниальной электростимуляции. Кубанский научный медицинский вестник. 2018; 25(2): 78-81. DOI: 10.25207/1608-6228-2018-25-2-78-81
  2. Кириенко А.Н., Сороковиков В.А., Поздеева Н.А. Дегенеративно-дистрофические поражения шейного отдела позвоночника. Сибирский медицинский журнал. 2015; 138(7): 21-26.
  3. Котова О.В., Акарачкова Е.С. Боль в шее: распространенность, факторы возникновения, возможности терапии. Фарматека. 2014; 9: 45-49.
  4. Ратбиль О.Е. Остеохондроз: современное состояние вопроса [Текст] / О.Е. Ратбиль // Русский медицинский журнал. – 2010. – С. 1615–1618.
  5. Sahin N., Karata O., Ozkaya M., Cakmak A., Berker E. Demographics features, clinical findings and functional status in a group of subjects with cervical myofascial pain syndrome. AGRI. 2008; 20: 14-19.
  6. Calderon P. dos S., Hilgenberg P.B., Rossetti L.M.N., Laurenti J.V.H., Conti P.C.R. Influence of tinnitus on pain severity and quality of life in patients with temporomandibular disorders. J Appl Oral Sci. 2012. 20(2): 170-173. DOI: 10.1590/S1678-77572012000200008.
  7. Ytrehus B., Carlson C.S., Ekman S. Etiology and pathogenesis of ostheochondrosis. Vet Pathol. 2007; 44(4): 429-448. DOI: 10.1354/vp.44-4-429
  8. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в доно-зологическую диагностику. М.: Слово; 2008: 208.
  9. Костылев А.Н., Алексеенко С.Н., Пильщико-ва В.В., Бондина В.М., Губарева Д.А. Оценка личностно-ориентированной мотивации студентов к успешности обучения в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2017; 5. URL: https://science-education.ru/article/view?id=26768.
  10. Bron C., Dommerholt J.D. Etiology of myofascial trigger points. Curr Pain Headache Rep. 2012; 16(5): 439-444. DOI: 10.1007/s11916-012-0289-4.
  11. Desai M.J., Saini V., Saini Sh. Myofascial pain syndrome: a treatment review. Pain Ther. 2013; 2(1): 2136. DOI: 10.1007/s40122-013-0006-y.

Интересная статья? Поделись ей с другими: