УДК 61:004

Перспективы развития медицинских информационных систем в России

Гуськов Даниил Дмитриевич – студент Лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Абугалиева Жанара Маратовна – студент Лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель Щербакова Ирина Викторовна – старший преподаватель кафедры Медбиофизики имени профессора В. Д. Зернова Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Для развития медицины и здравоохранения в нашей стране важным фактором является внедрение и использование информационных технологий. Уже стал привычным термин «цифровая медицина», в сферу здравоохранения внедряется искусственный интеллект. В связи с этим возрастает внимание специалистов к проблеме развития медицинских информационных систем (МИС). В данной работе рассматриваются перспективы развития МИС в России.

Ключевые слова: медицинская информационная система, цифровая медицина, искусственный интеллект, информационные технологии, здравоохранение.

Деятельность современных медицинских организаций в значительной степени зависит от эффективности сбора, накопления и хранения, специфики использования, анализа, обработки информации. Эти процессы во многом определяют качество оказываемых медицинских услуг.

В условиях лавинообразного нарастания объемов информации медико-биологического характера появилась необходимость в создании информационных систем в сфере здравоохранения, призванных облегчить работу персонала, снизить трудоемкость заполнения документации и подготовки отчетов, анализа результатов лабораторных исследований и регистрации пациентов, создания траекторий их движения в соответствии с диагнозом и выполнения других функций в процессе диагностики−лечения−наблюдения. В связи с этим использование МИС в сфере здравоохранения стало развиваться и расширяться.

На современном этапе медицинские информационные системы наиболее активно применяются в целях хранения и обработки данных (в первую очередь, диагностических), автоматизации и минимизации ошибок в составлении документации, что уменьшает время принятия решений и работы персонала, способствует своевременному оказанию услуг. Развитие сферы здравоохранения в эпоху активизации информационных технологий ускорило процесс информатизации и потребовало внимания специалистов к корректировке и совершенствованию МИС.

Медицинская информационная система представляет собой прикладное специализированное программное обеспечение, предназначенное для решения медицинских задач, имеющие следующие основные цели:

  • во-первых, автоматизировать рутинные и письменные процессы в работе путем создания типовой медицинской документации (карт пациента, больничных листов, различных справок, направлений, отчетов и др.);
  • во-вторых, повысить эффективность управления всеми процессами в медицинских организациях.

МИС принято классифицировать по иерархической структуре и внутренней организации системы.

Согласно иерархической классификации, применяемой с начала 2000-х гг., МИС подразделяют по уровням – это может быть базовый уровень, уровень учреждения, территориальный и государственный уровни. 

К МИС базового уровня относятся информационно-справочные системы; консультативно-диагностические МИС общего (неспециализированного) характера; приборно-компьютерные МИС, включающие совокупность медицинского, лечебного и диагностического оборудования; автоматизированные рабочие места специалистов (АРМ врача).

Системы уровня учреждений предполагают взаимодействие между собой большого количества работников не только в рамках одного, но и нескольких структурных подразделений медицинской организации. Такие МИС необходимы для работы с медицинскими данными по множеству направлений: например, организации электронного расписания врачебного персонала; приемов пациентов по записи; хранения, сбора и обработки статистических данных; хранения электронных карт пациентов и т.д.

МИС территориального и государственного уровней необходимы для решения организационных вопросов по здравоохранению в масштабе регионов России и страны в целом. Также эти МИС предназначены для сбора статистических данных и проведения мониторинга с целью оптимизации сферы здравоохранения, в том числе посредством поддержки МИС более низких уровней.

В нашей стране наблюдается высокий рост требований к уровню информатизации здравоохранения. Большая доля финансовых затрат в период 2019–2023 гг. направлена на разработку и внедрение МИС регионального уровня. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает улучшение работы единой государственной информационной системы (ИС) в здравоохранении, обеспечивающей взаимосвязь процессов организации оказания медицинской помощи и управления ресурсами здравоохранения, ее интеграции с другими ИС (такими, как ИС обязательного медицинского страхования, ведомственными ИС и иными МИС); создание на ее основе единого цифрового контура, развитие государственных ИС в субъектах, МИС во всех медицинских организациях, а также создание централизованных цифровых платформ необходимых для диагностики заболеваний, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ).

В настоящее время ведется работа по созданию и внедрению ИС эпидемиологического надзора, интеллектуальных систем тестирования персонала медицинских организаций, телемедицинских систем, персональных систем мониторинга состояния здоровья пациентов. Если до недавнего времени большая часть медицинской организации вели дублированный документооборот, подразумевающий одновременно создание и бумажных, и электронных документов, то сейчас наблюдается тенденция к переходу к использованию безбумажной электронной документации. Этот процесс включает переход на электронные истории болезни, электронные карты пациента и иные электронные системы. Большинство результатов лабораторных анализов и других медицинских исследований также переводятся в электронный вид. Это облегчает доступ, хранение и анализ к медицинской информации, сокращает время на обмен ей между врачами, что увеличивает эффективность работы медучреждения, снижает вероятность ошибок и улучшает координацию между специалистами в целях повышения качества медицинской помощи.

Подавляющая часть крупных МИС ранних годов разработки представляла собой приложения, выполняющие специализированные задачи, но в связи с возрастающими требованиями появилась необходимость их доработки. Однако при дополнении имеющихся систем может произойти отказ либо потребуется большой объем средств для поддержки. В связи с этим на современном этапе чаще конструируются небольшие специализированные программы с целью их дальнейшей внешней интеграции. При этом учитывается необходимость их интеграции внутри медицинской организации и с другими учреждениями системы здравоохранения. Это важно, потому что в отечественном здравоохранении активно ведется работа по внешней интеграции МИС всех уровней. Развиваются порталы государственных услуг и электронных сервисов здравоохранения. Предполагается, что в будущем произойдет разделение информационных систем на учетные (предназначенные для сбора, обработки и хранения медицинской информации) и сервисы, необходимые для решения специализированных задач. Эти два вида программ должны работать совместно, так врач может заносить информацию о пациенте в учетную систему, где она обрабатывается и на основе определенных установленных данных ставится диагноз, при помощи которого сервис будет предоставлять данные о рекомендованных вариантах лечения.

Отмечающиеся на сегодняшний день ощутимые затраты на обеспечение работы децентрализованных информационных систем, медленный доступ к информации в облачных хранилищах, немалые затраты на использование процессорных мощностей обусловливают повышение внимания специалистов к проблеме перехода на централизованные МИС с использованием интернет-ресурсов. с этой целью прорабатываются возможности подобной работы в регионах, что ускорит процесс перехода в формат облаков.

Всё шире ведутся работы над воплощением в жизнь различных программ на базе искусственного интеллекта и систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР). С позиции врача наиболее реальным вариантом развития будет внешняя интеграция систем ИИ и СППВР с ЭМК (электронными медицинскими картами) и МИС. Эти системы уже в краткосрочной перспективе могут снизить количество врачебных ошибок и повысить качество медицинской помощи, оптимизировать финансирование в системе здравоохранения как в целом, так и отдельных направлений в медицине и клинико-статических групп в частности. В продолжительной перспективе они сформируют организованную систему интеллектуальных сервисов, которые помогут совершить качественный скачок в здравоохранении и запустят процессы цифровой трансформации в медицине.

Также следует отметить, что вследствие санкций западных стран и сложных внешнеполитических условий повысились требования к прикладным программам и общесистемным средствам программного обеспечения, появилась необходимость развития отечественных технических составляющих, поэтому особое развитие получил тренд импортозамещения, которому способствует тот факт, что основная часть здравоохранения в России принадлежит государству (более 89% в денежном выражении). Вне всякого сомнения, отечественные информационные продукты повысят качество обслуживания и предоставляемых услуг, уровень сервиса за счет внедрения новейших алгоритмов машинного обучения и технологий ИИ.

В сфере здравоохранения требуются новые функциональные решения, которые могут обеспечить участие и взаимодействие всех участников этой сферы: пациентов медицинских организаций, страховые компании, государство, представителей бизнес-сообщества и т.д. В связи с этим сформулирован функциональный принцип экосистемности, который может быть реализован при помощи сервисной архитектуры, то есть сборки МИС отдельных сервисов и продуктов. С этой точки зрения, представляется значимой идея виртуальной больницы, включающей в себя такие компоненты, как реестр пациентов ЭМК, личный кабинет пациента, система записи к медицинским услугам, реестр услуг и врачей медицинских организаций, электронная и др.

Все эти тенденции свидетельствуют о пациентцентричности современных МИС, и важным аспектом является интеграция МИС с телемедициной. Данный подход предполагает предоставление консультации, корректировку лечения, контроль состояния здоровья самим пациентом при помощи сервисов, установленных на мобильные устройства. Данная перспективная технология уже внедряется и повышает доступ населения к медицинским услугам. Особое значение это имеет для маломобильных пациентов, для людей, проживающих вдали от развитых медицинских центров и т.д.

В целом с полным основанием можно утверждать, что на сегодняшний день наблюдается активное развитие МИС в России. В связи с этим среди перспектив развития следует отметить введение электронного документооборота, интеграцию МИС с целью централизации и повышения эффективности, развитие облачных принципов хранения информации в МИС, активное динамичное внедрение ИИ и СППВР. Также к важным тенденциям развития МИС относится импортозамещение. Всё это позволит снизить риски врачебных ошибок и повысить качество оказания медицинских услуг, доступность медицинской помощи, откроет новые возможности для оптимизации работы медицинских учреждений и повышения уровня здравоохранения в России.

Список литературы

  1. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 // ГАРАНТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534/ (дата обращения 01.12.2023).
  2. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Малых В.Л., Михеев А.Е. Новые аспекты развития медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии. 2019. № 4. С. 6-12.
  3. Гусев А.В., Плисс М.А., Левин М.Б., Новицкий Р.Э. Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России // Врач и информационные технологии. 2019. № 2. С. 36-49.
  4. Новиков А.А. История и перспективы развития медицинских информационных систем России // Научное Образование. 2022. № 4. С. 17-23.
  5. Полиданов М.А., Щербакова И.В. Ключевые факторы успеха медицинской организации: взгляд будущих медицинских работников // Современные технологии управления. 2020. № 2 (92). С. 6-11.
  6. Путь в науку: сборник студенческих работ / под ред. И.В. Щербаковой. Саратов: Издат. Центр «Наука», 2019. 108 с.
  7. Тупикин Д.В., Щербакова И.В. Значение современных медицинских технологий // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сборник научных статей. М.: ООО «Конверт», 2021. С. 270-272.
  8. Черник А.С. Исследование современных тенденций развития информационных систем в сфере здравоохранения // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 17-23.
  9. Ширяева П.О. Основные проблемы современного этапа цифровизации в здравоохранении // Молодежный научный форум: сборник статей по материалам CCXI студенческой международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 36-38.
  10. Щербакова И.В. Практические аспекты формирования компетентности по информатике: учебное пособие. Саратов: Издат. Центр «Наука», 2017. 30 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: