УДК 008

Развитие межкультурных компетенций как основа успеха межкультурных коммуникаций

Гимальдинова Светлана Хафизовна – студент Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина

Аннотация: В работе рассматриваются стратегии развития межкультурных и творческих компетенций в условиях межкультурного взаимодействия. Основанная на работах различных ученых, статья затрагивает аспекты развития межкультурных компетенций, а также творческих компетенций в контексте межкультурного взаимодействия. В работе использованы следующие методы: изучение, анализ и синтез научной литературы.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурные компетенции, стратегии развития, творчество.

Введение

Несмотря на то, что вопросы межкультурной коммуникации рассматривались в работах разных авторов, некоторые аспекты данного направления остаются малоизученными, например, приемы эффективного овладения ее приемами при обучении, пока не разработаны. Во многих работах обозначены в основном барьеры, мешающие эффективному общению, но не предлагаются способы их преодолений, другими словами, проблемы обозначены, но не указаны возможные пути их решения.

Вопросы межкультурной коммуникации и межкультурных компетенций рассматриваются в работах многих ученых  (Jiaquan, 2009; 2014; С. Г Тер-Минасова 2000, Грушевицкая 2003, Садохин 2014). Вопросы, связанные с ней, не перестают оставаться актуальными и не до конца изученными с течением времени, развитием технологий, в том числе обучения, а также международной обстановки. Достаточно детально описаны барьеры на пути эффективного общения, однако способы их решения часто носят ситуативный и часто бессистемный характер. Важность же развития компетенций, связанных с облегчением межкультурного общения, часто обходится стороной.

В данной статье рассматривается необходимость  развития межкультурных компетенций как условие успешного овладения основами межкультурной коммуникации. Для того, чтобы лучше понять, развитие каких именно межкультурных компетенций окажется наиболее успешным для формирования  успешной межкультурной коммуникации. Для достижения этой цели было поставлено несколько задач: 1)изучить основные понятия и структуру межкультурной компетентности; 2) проанализировать значение межкультурной компетентности в межкультурном взаимодействии; 3) описать и провести анализ стратегии развития межкультурной компетентности.

Понятие и структура межкультурной компетентности

Концепция межкультурной компетентности связана с готовностью принимать различия и включает в себя как социальные, так и культурные аспекты. Ученые не едины в определении межкультурной компетентности. В научной литературе преобладают различные определения межкультурной компетентности.

Основываясь на идее о том, что компетенции охватывают все, что человек на самом деле может и  знает, что компетентность представляет собой систему внутренних психических состояний, отражающуюся в качестве видимых действий, Гейстманн [14, с. 34–37] представляет основные компоненты межкультурная компетентность, которую можно рассматривать как основу развития межкультурной компетентности: когнитивные компоненты сознательного поведения – знания; аффективные компоненты сознательного поведения – эмоции. Межкультурная компетентность описывается как поиск баланса между собственными и чужими интересами и потребностями, вытекающими из различных культурных контекстов.

По данным Прускуса [29, с. 85], Самовар [32, с. 424 ] и др. описывают значение межкультурной компетентности следующим образом:

  • совокупность компонентов, состоящая из различных проявлений знаний, способностей, черт, установок, влияющих на когнитивные и поведенческие процессы в межкультурном контексте;
  • способность личности эффективно работать в разнообразной среде;
  • способность личности, приобретенная на основе знаний, умений и установок, эффективно работать в контексте взаимодействия различных культур, что достигается посредством успешного посредничества и наращивания потенциала [17, с. 43–46].

Определяют межкультурную компетентность как способность понимать другую и свою) культуру и способность действовать адекватно, адекватно, включая все необходимые для этого навыки, и разделяет межкультурную компетентность на три взаимозависимых измерения: когнитивные межкультурные знания, т.е. теоретические знания о других культурах, сходствах и различиях между культурами); аффективная межкультурная чувствительность, т.е. личностные качества, такие как открытость и толерантность, эмпатия и благосклонное отношение человека к межкультурным контактам); коммуникативно-поведенческий способности и навыки успешно общаться и адекватно вести себя) [21, с. 28].

Также определяют межкультурную компетентность как способность взаимодействовать с людьми другого культурного происхождения, которая включает в себя три аспекта: формирование культурного сознания включая всестороннее понимание собственной культуры и отношения к другим культурам); осведомленность о культурных знаниях; развитие навыков межкультурного взаимодействия и умения эффективно использовать их в межкультурных ситуациях.

Согласно Т.Г Грушевицкой, межкультурная компетентность  -  есть позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических институтов общества к потребностям разных культурных групп[2, с. 236]. Автор также отмечает, что обычно выделяют следующие элементы содержания межкультурной компетентности: культурная осведомленность; культурные знания; культурная чувствительность или культурные отношения; культурные навыки.

Как видим, сложно выделить общее определение межкультурной компетентности, тем  более, что это делают другие авторы(Byram, 1997; Deardorff, 2009;) определяют его по-разному и предлагают разные модели. Обобщая представленные в научной литературе модели, можно согласиться с утверждением Норвилене  [26, с. 42], что в моделях всех авторов выделяются следующие уровни:

  • уровень познания знание своего и другие культуры, культурные различия, сходства, культурные нормы, убеждения, ценности, и т. д.);
  • эмоциональный уровень личностные качества, установки, эмоции, чувства, и т. д.);
  • поведенческий уровень выделение применения знаний, умений, установок, культурного опыта в межкультурном взаимодействии и сотрудничестве).

Уровень каждой модели состоит из определенных структурных компонентов. Норвилене [26, с. 42], выделяет пятнадцать наиболее распространенных структурных компонентов, необходимых людям, живущим в поликультурном обществе и стремящимся к межкультурному диалогу:

  • уважение к другой культуре;
  • открытость;
  • терпимость к двусмысленности;
  • гибкость;
  • эмпатия;
  • любознательность и желание открывать, учиться;
  • культурные знания;
  • культурное взаимопонимание;
  • умение слушать и слышать точку зрения собеседника;
  • умение контролировать;
  • умение интерпретировать и сравнивать;
  • умение анализировать и оценивать;
  • умение разрешать/избегать конфликтов;
  • владение иностранным языком;
  • понимание невербального языка.

Если решение проблемы соответствует критериям творческой деятельности, в межкультурном взаимодействии, как и в других жизненных ситуациях, решение проблемы как процесс) можно рассматривать как творческое мышление. Важность творческого мышления значительна не только в неформальном общении между людьми разных национальностей, но и в межкультурном деловом общении, таком как межкультурные команды,

международные переговоры или другие международные встречи подобного характера, где необходимо находить решения, которые приемлемо для всех общающихся сторон.

В межкультурной компетентности можно выделить три уровня, которые необходимо развивать: языковую, коммуникативную и культурную компетентность. Только единство этих трех компетенций может обеспечить успешный межкультурный диалог. По мнению автора, модель межкультурной компетентности Байрама [7] очень важна для развития межкультурной компетентности. В этой статье мы рассмотрели конкретные межкультурные компетенции, которые необходимо развивать, используя модель межкультурной компетентности указанного исследователя. т.е. путем классификации различных способностей, навыков и знаний, которые необходимо развивать в соответствии с размерами модели межкультурной компетентности, определенной автором.

В педагогической концепции можно выделить следующие направления – сосуществование культур, сравнение культур, антирасизм, развитие критического мышления, что можно рассматривать как педагогическую стратегию развития межкультурной компетентности.

Следует отметить, что в процессе обучения развитие межкультурной компетентности должно основываться на конструктивистской парадигме, а также на обучении на основе опыта, проблемном обучении, совместном обучении, рефлексивном обучении и стратегиях когнитивного обучения. Сочетание выявленных стратегий обучения позволяет добиться отличных результатов в развитии межкультурной компетентности

Для обеспечения эффективной межкультурной коммуникации необходимо сочетать межкультурные компетенции с творческими компетенциями.

Список литературы

  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
  2. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие) —М.: Слово/Slovo, 2000. —624с.
  3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М .: КНОРУС, 2014. — 254 с.
  4. Хомски, Н. Язык и мышление: Учеб. пособие) - М.: Изд. МГУ, 1972. - 123 с.
  5. Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation: zur Interaktion zwischen Menschen verschiedener Kulturen / Gerhard Maletzke. - Opladen : Westdeutscher Verlag, 1996. – 100 p.
  6. Byram, M. 1997). Teaching and assessing intercultural communicative competence. Multilingual Matters. 137 p .
  7. Carrio-Pastor, M. L., & Belles-Fortuno, B. Eds.). 2021). Teaching language and content in multicultural and multilingual classrooms: CLIL and EMI approaches. Palgrave Macmillan. 377 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-56615-9
  8. Cottrell, S. 2017). Critical thinking skills: effective analysis, argument and reflection. Series: MacmillanStudy Skills. Red Globe Press. 296 р.
  9. Deardorff, D. K. Ed.). 2009). The SAGE Handbook of Intercultural Competence. SAGE Publications, Inc. 565 p.
  10. Domingo, H. G. 2018). Assessing intercultural communicative competence: diploma thesis. GRIN Verlag.
  11. Fantini, A. E. 2019). Intercultural comunicative competence in educational exchange: a multinational perspective. Series: Routledge Research in Teacher Education. Routledge.358 p. https://doi.org/10.4324/9781351251747-2
  12. Geistmann, Ch. 2002). Interkulturelle Kompetenz – Eine wichtige und förderbare Fähigkeit in der internationalen Zusammenarbeit: Entwicklung eines Konzeptes zur schrittweisen Förderung interkultureller Kompetenz aufgezeigt am Beispiel der Handelspartner Frankreich und Deutschland. Books on Demand, GmbH. 37 p.
  13. Gormley, Jr. W. T. 2017). The critical advantage: developing critical thinking
  14. Hinz-Rommel, W. 1994). Interkulturelle Kompetenz. Ein neues Anforderungsprofil fuer die soziale Arbeit. Waxmann. 181 s
  15. Jackson, J. 2014). Introducing language and intercultural communication. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315848938
  16. Jason, G. 2001). Critical thinking: developing an effective worldview. Wadsworth Group 454 p.
  17. Jiaquan, X. 2009). On the development of college students’ intercultural competency intercultural competency. International Forum of Teaching and Studies, 52), 27–31.
  18. Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation: zur Interaktion zwischen Menschen verschiedener Kulturen / Gerhard Maletzke. - Opladen : Verlag,Westdeutscher 1996. 226 s.-https://doi.org/10.1007/978-3-322-80350-4
  19. McConachy, T. 2018). Developing intercultural perspectives on language use: exploring pragmatics and culture in foreign language learning. Series: Languages for Intercultural Communication and Education. 384 p.
  20. Byram, & A. J. Liddicoat Eds.). Vol. 33. Multilingual Matters. 384 p.
  21. Norvilienė, A. 2014b). Tarpkultūrinės studentų kompetencijos ugdymosi) veiksniai. Socialinis ugdymas,382), 40–55. https://doi.org/10.15823/su.2014.04
  22. Pruskus, V. 2004). Multikultūrinė komunikacija ir vadyba. Vilniaus teisės ir verslo kolegija.Creativity Studies, 2021, 141): 197–217 217
  23. Rothman, J. C. 2007). Cultural competence in process and practice: building bridges. Pearson Education. 360 p.
  24. Rutherford, A. 2018). A fundamental guide to effective decision making, deep analysis, intelligent reasoning, and independent thinking: elements of critical thinking. Independently Published 281 p.
  25. Samovar, L. A., Porter, R. E., & McDaniel, E. R. 2011). Intercultural communication: a reader. Cengage Learning. Frontiers in Psychology, 10. 535
  26. Tracy, B. No Excuses!: The Power of Self-Discipline by Brian Tracy2010).  322 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: