УДК 78.072

Курт Магнус Аттерберг: штрихи к творческому портрету

Ренёва Наталия Сергеевна  кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыковедения Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Семеряга Иван Владимирович  кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В статье предпринята попытка составления краткого творческого портрета шведского композитора Курта Аттерберга. Материалом исследования стали основные оркестровые сочинения композитора. Теоретическую базу исследования составили преимущественно работы зарубежных музыковедов конца ХХ – начала XXI веков. В ходе исследования были выявлены узловые моменты творческой биографии К. Аттерберга, а также ключевые черты его авторского стиля.

Ключевые слова: Курт Аттерберг; шведская музыка; симфоническая музыка; поздний романтизм; национальный романтизм.

Курт Магнус Аттерберг (1887–1974) является значимой фигурой в музыкальной культуре Швеции первой половины и середины ХХ века. Яркая личность, плодовитый композитор и общественный деятель, дирижер и инженер, Аттерберг прожил долгую жизнь и проявил себя как на музыкальном поприще, так и в работе в патентном бюро, сотрудником которого он оставался до восемьдесят второго года жизни. Аттерберг начал свой творческий путь еще до Первой мировой войны, пережил становление и распространение нацизма в Германии, с представителями музыкальной жизни которой активно сотрудничал, Вторую мировую войну, тяжелое послевоенное время, развитие западноевропейского авангарда в западной Европе и эпоху ее восстановления. Вместе с тем в отечественной литературе фигура Аттерберга и его наследие практически не освещены. Одно из редких исключений составляет краткая статья известного советского нидерландиста В.В. Ошиса в первом томе музыкальной энциклопедии [1, стб. 245], увидевшем свет еще при жизни композитора в 1973 году. Целью настоящего исследования является составление творческого портрета К. Аттерберга с учетом зарубежных публикаций второй половины ХХ – начала XXI столетия.

Музыкальное образование Аттерберг получил многостороннее. Он учился композиции и инструментовке в Шведской королевской академии музыки (1910-1911), а благодаря получению государственных стипендий ездил на учебу в Германию (1911, 1913). Также молодой Аттерберг много и активно занимался самообразованием. Как пишет Т. Блок, его основной учебной лабораторией были концерты, которые он регулярно посещал. «Его раннее музыкальное образование как молодого музыканта состояло в основном из посещений концертов и опер и участия в концертах в качестве виолончелиста. Кроме того, он самостоятельно изучал партитуры, что, вероятно, также было связано с практическим опытом. В воспоминаниях Аттерберга о своей юности постоянно встречается то, что он сам придает большое значение слушанию, а не знаниям из учебников» [4, с. 26].

В качестве одной из отличительных черт творческого пути Аттерберга исследователи называют стремительное, триумфальное начало его профессиональной музыкальной карьеры, которое ознаменовала премьера его Первой симфонии си минор ор. 3 в 1912 году, фрагментарно представленной им еще на наступлении в Шведскую королевскую академию музыки. Основания для столь уверенного заявления о себе на арене шведской музыкальной жизни дают и другие ранние сочинения композитора, в которых он смело обращается к сложным классико-романтическим жанрам и формам – Рапсодия для фортепиано с оркестром ор. 1 (1909), Первый струнный квартет ор. 2 (1909), Концертная увертюра ор. 4 (1010/1912), Вторая симфония ор. 6 (1911-1913), Реквием для солистов, хора и оркестра (1914), и др.

В качестве другой характерной черты творчества Аттерберга следует отметить не только в молодые годы, но на протяжении всего творческого пути приверженность композитора жанрам традиционного городского концертного и музыкально-театрального репертуара, таким как симфония, инструментальный концерт, программная и непрограммная оркестровая музыка, опера, балет, музыка к театральным постановкам. Основу композиторского наследия Аттебрерга составляют 9 симфоний, 9 оркестровых сюит, 5 инструментальных концертов, 2 концертные увертюры, программные оркестровые сочинения, 5 опер, балеты, Реквием, 2 кантаты, 3 струнных квартета и другие сочинения.

Наибольшую популярность на концертных площадках получили симфонии композитора. Так, вскоре после премьеры Первой симфонии Аттерберга прозвучала и Вторая симфония (1919), которую исполнил немецкий дирижер Артур Никиш, прославившийся как выдающийся интерпретатор музыки эпохи романтизма. За ней последовала Третья симфония, названная композитором «Картины западного побережья» (1914-1916), отличающаяся программной картинностью и звуковой красочностью. Большой успех имела и Пятая симфония «Трагическая» (1919-1922). А в 1928 году Шестая симфония Аттерберга заняла первое место на международном конкурсе к 100-летию Ф. Шуберта, учрежденном компанией «Columbia Graphophone Company» и венским Обществом друзей музыки и в жюри которого входил Карл Нильсен [6]. Получив поистине мировую известность, симфония была опубликована издательством «Universal Edition», записана компанией «Columbia Graphophone Company», а ее партитура была передана Гюрцерих-оркестру для премьерного исполнения в Кёльне. С тех пор Шестая симфония Аттерберга приобрела подзаголовок «Долларовая» (см. рис. 1). Следующее обращение композитора к симфоническому жанру состоялось во время Второй мировой войны, когда он написал Седьмую (1942) и Восьмую симфонии (1944). Однако, «как и у всех композиторов позднего романтизма, после Второй мировой войны звезда Аттерберга начала закатываться» [3]. Тесные связи с немецкими музыкантами времен нацистской диктатуры заставили соотечественников Аттерберга «относиться к нему с подозрением» [там же].

1

Рисунок 1. К. Аттерберг. Шестая симфония, I часть, тт. 1-5

Курт Аттерберг работал в романтической традиции, а его музыка обнаруживает позднеромантические черты. Это проявляется, прежде всего, в выборе тематики и круга художественных образов. Многие произведения композитора имеют обобщенную программу, связанную с образами природы. Так, живописные звуковые полотна расстилаются на страницах партитур Третьей симфонии «Картины западного побережья», симфонической поэмы «Река» и «Вермландской рапсодии». Не менее интересна Аттербергу и стилизация различных национальных стилей, например, в таких сочинениях, как «Восточная сюита» № 1 для оркестра, Восьмая симфония «На шведский народный мотив», «Шведский праздник середины лета» для камерного оркестра, «Восточная легенда» для духовых, ударных, фортепиано и струнного оркестра, увертюра «Алладин (восточное perpetuum mobile)», «Индийские напевы» для оркестра, «Китайская сюита» № 4 для струнного оркестра и др. Кроме того, он обращается и к историческим стилям, преимущественно к барокко, к приему, в «Барочной сюите» № 5 для флейты, гобоя, кларнета и струнных, «Пасторальной сюите в старинном стиле» № 8 для малого оркестра и др.

Музыкальный язык Аттерберга богат на разнообразные тембровые и гармонические краски, которые в его сочинениях, в частности, оркестровых, всегда выступают на первый план наряду с неповторимыми, обладающими своеобразным северным колоритом мелодиями. Ему свойственны необычные комбинации тембров, изящное «подсвечивание» мелодических линий и подголосков солирующих инструментов, как, например, в третьей части Третьей симфонии, имеющей подзаголовок «Летняя ночь», которую открывает солирующая альтовая флейта в сопровождении сумеречных вертикалей у валторны, арфы, виолончелей и контрабасов (см. рис. 2).

2

Рисунок 2. К. Аттерберг. Третья симфония, III часть, тт. 1-9

В гармоническом языке композитора формируется органичное сочетание элементов диатоники и мягкой хроматики. Мелодиям Аттерберга свойственна диатоничность, интонациям – подчеркнутое преобладание совершенных и несовершенных консонансов, как, к примеру, в Вармландской рапсодии (см. рис. 3). В гармонии преобладает плотная многотерцовая аккордика (септаккорды, нонаккорды), нередко с альтерированными и добавочными тонами (см. рис. 3), терцовые и хроматические однотерцовые гармонические и тональные соотношения (например, сопоставление ля-минорного и ля-бемоль-мажорного трезвучий в начале первой части Шестой симфонии, см. рис. 1).

3

Рисунок 3. К. Аттерберг. Вармландская рапсодия, тт. 1-5

Многие исследователи отмечают значительную роль влияния немецкого романтизма на стиль Аттерберга, конкретно влияние творчества и стиля Брамса. Однако надо заметить, что если композитор и испытывал это влияние, но в своих сочинениях он его переработал, впитал и сформировал свой, более современный и сложный стиль в духе северного национального романтизма, обладающий как чертами западноевропейского романтизма, так и элементами импрессионизма, проявившегося по меньшей мере в гармоническом языке, характере тематизма и оркестровом стиле.

Еще одной значимой чертой стиля Аттерберга является опора на мелодику шведского фольклора. «В четырех из девяти симфоний цитируются народные мелодии. Если во Второй и третьей симфониях несколько мелодий только проводятся, то в Четвертой и Восьмой симфониях весь тематический материал основан на народных мелодиях» [5, с. 122]. И далее, анализируя фольклорные корни симфоний Аттерберга, К. Финкел отмечает, что целый ряд тем «написан в дорийском ладу, к которому Аттерберг питал большую симпатию» [там же]. Вместе тем Т. Блок предостерегает от экстраполяции этих наблюдений на стиль Аттерберга в целом, поскольку обращает внимание на то, что в его произведениях «использование народной музыки вовсе не основано на его непосредственном опыте создания народной музыки, а ее образцы не связаны с его непосредственной родиной», поскольку композитор родился, вырос и работал в Стокгольме [4, с. 30]. Это подтверждает и К. Финкел: «мелодической особенностью многих шведских и норвежских народных мелодий является так называемый “мотив Грига” – мелодическая фраза, которая подчеркивает нисходящий ход с первой ступени на пятую» [5, с. 123]. Действительно, в главных темах Аттерберга нередко подчеркивается узкообъемный мотив в пределах пятой – первой ступеней. Примером может служить главная тема первой части Концерта для валторны с оркестром (см. рис. 4).

4

Рисунок 4. К. Аттерберг. Концерт для валторны с оркестром, I часть, тт. 1-8

Среди музыкально-театральных сочинений Аттерберга наибольший интерес представляют его оперы и балеты. Как пишут исследователи, «наиболее известными из них стал балет «Неразумные девы» (1920), написанный для балетной компании “Ballets Suédois”[1]. Балет «Белая лошадь» (1923-1924) с его наивным фольклорным характером и формой зингшпиля также имел успех» [2].

При такой интенсивной композиторской деятельности в свой наиболее активный период творчества Аттерберг регулярно выступал как дирижер, при чем не только в городах Швеции, но и за ее пределами. Не менее важной частью творческой жизни композитора была его музыкально-критическая деятельность: на протяжении почти 40 лет (1919-1957) он работал музыкальным критиком в газете «Стокгольм-Тиднинген» («Стокгольм Таймс») и в своих работах отстаивал достаточно консервативную позицию, проявляя негативное отношение к новым техникам. Наконец, Аттерберг также занимался административной деятельностью. С 1924 по 1962 год он был в руководстве Шведского международного общества композиторов (STIM), председательствовал в шведском отделении немецкого Общества по управлению правами на публичное исполнение и механическое воспроизведение музыки (GEMA). Столь разнообразные профессиональные интересы и поприща многих вводили в заблуждение, приводя к обманчивому суждению о поверхностности Аттерберга во всех своих начинаниях. Однако более детальное изучение его творческой биографии, музыкальных сочинений, писем и иных материалов позволяет избавиться от этого заблуждения и оценить по достоинству его вклад в музыкальное искусство ХХ века, с которым русскоязычному слушателю еще предстоит ознакомиться.

Список литературы

  1. Ошис В.В. Аттерберг Курт // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти томах. Том 1: А–Гонг. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 1072 стб.
  2. Åstrand H., Wallner B. Atterbeg, Kurt (Magnus) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – London: Macmillan, 2001. – URL: https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/display/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000001481?rskey=5n2pWm&result=1 (дата обращения 15.11.2023)
  3. Biskup C. Preface // Atterberg, Kurt. Mittsommardanser Op. 24 for orchestra. – Universal Edition AG, 2021. – URL: https://repertoire-explorer.musikmph.de/wp-content/uploads/vorworte_prefaces/4460.html (дата обращения: 28.11.2023)
  4. Block T. Flammande land: Kurt Atterberg och den ungsvenska falangen. – Uppsala : Uppsala University, 2005. – 215 s.
  5. Finkel C. Swedish folk music in Kurt Atterberg’s Symphonies // XVI Nordic Musicological Congress, Stockholm 2012 – Proceedings / ed. J. Derkert, coed. P. K. Pedersen; Department of Musicology and Performance Studies Stockholm University. – Stockholm: 2014. – S. 122-132.
  6. Schlüren C. Vorwort // Atterberg, Kurt. Symphony No. 6 in C Op. 31 «Dollar Symphony». – Universal Edition AG, 2002. – URL: https://repertoire-explorer.musikmph.de/en/product/atterberg-kurt/ (дата обращения: 15.11.2023)

 [1] «Les Ballets Suédois» (франц. «Шведский балет») – шведская балетная компания, основанная Р. де Маре в Париже в 1920 году, выступавшая в 1920-1925 годы в Европе и США. Сотрудничала с ведущими деятелями французского искусства того времени – Полом Клоделем, Жаном Кокто, композиторами французской «Шестерки» и Э. Сати.

Интересная статья? Поделись ей с другими: