УДК 159.942:793

Эмоциональное проявление в танцевальном искусстве

Ли Цзахуэй – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Настоящее исследование посвящено анализу методов развития эмоционального проявления в танцевальном искусстве, с особым акцентом на русскую балетную школу и курс "Программная хореография". Исследование охватывает различные аспекты эмоционального выражения в танце, включая его психологическую, воспитательную, обучающую и эстетическую функции. Автор подчеркивает уникальную выразительность Русской балетной школы, основанную на эмоциональной насыщенности исполнения и одухотворенности образов. Особое внимание уделяется использованию нарративного метода в обучении хореографии для усиления выразительности. Этот метод, апробированный эмпирически, демонстрирует эффективность в работе с детьми разного возраста, начиная с самого младшего. Исследование описывает, как игровые методы обучения и визуальные подходы (например, просмотр картинок и мультфильмов) помогают детям развивать адекватную эмоциональную реакцию при исполнении танцевальных номеров.

Ключевые слова: танцевальное искусство, эмоциональное выражение, русская балетная школа, хореография, экспрессивность.

Эмоциональное проявление в танцевальном искусстве - это ключевой элемент, который придает танцу глубину и выразительность. Танцовщики используют собственное тело, движения, мимику и жесты для передачи широкого спектра чувств и эмоций: радости, грусти, страсти, нежности, силы и других. Эмоции требуют своего выражения как в классических танцах (например, балет), так и в современных стилях (например, хип-хоп, современный танец). Эмоциональное выражение делает танец искусством, а не просто физическим упражнением, и позволяет зрителям сопереживать исполнителю на более глубоком уровне.

Эмоциональное выражение в танце дает возможность как бы пережить историю, которую рассказывает танцовщик. Это может быть история любви, борьбы, празднования или любого другого человеческого опыта. Танцовщик может использовать различные хореографические элементы, такие как ритм, темп, пространственная динамика и взаимодействие с другими танцорами, чтобы усилить эмоциональное воздействие своего выступления.

В разных культурах эмоциональное выражение в танце может существенно отличаться. Например, в индийском классическом танце большое внимание уделяется выразительности жестов рук и мимики, которые используются для рассказа историй и выражения сложных эмоций. В африканских танцах акцент сдвигается на ритм и ритмичные движения тела, отражающие энергию и жизненность.

Танцевальное искусство также обладает терапевтическим эффектом, как для танцоров, так и для зрителей. Танцы могут использоваться в качестве формы экспрессивной терапии, помогая людям выражать свои чувства и переживания, с которыми они сталкиваются в обычной жизни. Последнее особенно актуально для современных форм танца, где нет строгих правил или структуры, и танцоры имеют больше свободы для самовыражения.

Эмоциональное проявление в танце играет ключевую роль в создании связи между танцорами и аудиторией. Она возникает не только через визуальное восприятие движений, но и через передачу энергии и атмосферы, которые устанавливаются на сцене. Когда танцоры вкладывают свои чувства в каждое движение, они открывают дверь в свой внутренний мир, позволяя зрителям не просто наблюдать, но и эмпатично сочувствовать или сопереживать передаваемым эмоциям.

Способность танца отражать и передавать эмоции делает его мощным инструментом в искусстве и культуре. Например, в театральных постановках танец часто используется, чтобы подчеркнуть эмоциональную напряженность момента или сосредоточить внимание на сюжетном повороте. В кино танец может служить ключевым элементом для понимания персонажей или продвижения сюжета.

С другой стороны, танцевальное искусство становится средством социального и политического выражения. Многие хореографы используют танец для комментирования социальных проблем, исторических событий или политических идей. В таких произведениях танец превращается не только в эстетическое, но и в интеллектуальное исследование, задействуя зрителя на нескольких уровнях.

Кроме того, важность эмоционального выражения в танце особенно заметна при обучении и развитии молодых танцоров. Преподаватели танцев часто фокусируются не только на совершенствовании технических навыков, но и на способности выражать и передавать эмоции через движение. Это помогает молодым исполнителям развивать не только физическую форму, но также художественно-эмоциональную глубину понимания хореографических композиций.

Подобный подход присущ Русской балетной школе, история которой насчитывает уже более двухсот лет. С самого начала существования она воспринималась как самобытное, уникальное явление в мировой хореографии благодаря своей главной отличительной особенности: необыкновенной выразительности, одухотворенности, эмоциональной наполненности создаваемых образов. Данная традиция обучения сохранилась вплоть до наших дней - и сегодня признаком профессиональной компетентности хореографа считается способность добиваться исполнительской выразительности при постановке классического танца.

Драматург-либреттист, балетовед, педагог Слонимский Ю. И., исследуя различные роли танцевального искусства – обучающую, развивающую, психологическую, эстетическую, смысловую, воспитательную и другие, делает заключение, что каждая из них формирует свою разновидность «танцевальной экспрессии» [1].

Нарративная методика становления выразительности в танцевальном искусстве начинала развиваться благодаря эмпирическим экспериментам. Сегодня при обучении и подборе композиций для исполнения (даже классических) учитываются результаты исследований по детскому нейрофизиологическому и психофизиологическому развитию [2]. В рамках нарративной методики применяются разные способы обучения через восприятие и передачу личных эмоций. Так, например, автор работы [3], описывая начало занятий хореографией с детской группой в Школе искусств (дети от 4,5 до 6 лет), пишет об эффективном применении наглядно-иллюстративного способа обучения: дети просматривали определенные мультфильмы и рисунки, требующие от них рассказа с объяснением танцевального сюжета.

В результате подобных исследований нарративная методика развития эмоциональной выразительности в искусстве хореографии была признана в качестве валидной, пройдя многократную эмпирическо-практическую апробацию. Воплощение такой методики предоставляет преподавателям огромные возможности в работе с разновозрастными исполнителями, которые должны создать в спектакле или балете запоминающийся танцевальный образ персонажа. Авторы рассматриваемого исследования пытались адаптировать нарративную методику к потребностям хореографической педагогики, придя к заключению, что более правильным будет применение методического понятия «Программная хореография».

В рамках метода «Программной хореографии» было проведено несколько этапов экспериментальной работы с обучающимися самого младшего возраста (от 4,5 до 6 лет). Главной целью первоначального этапа стала выработка у детей требуемой эмоциональной реакции во время выхода на сцену и исполнения какого-либо танца. К примеру, нужно было, чтобы лицо выражало радость и веселье, не становилось напряженным, улыбка ребенка смотрелась естественно. Эффективнее всего прийти к этому, добиваясь действительно радостного настроя и живых эмоций. С учетом возраста максимальной детской естественности, проявление сильных положительных эмоций возможно тогда, когда маленькие танцоры на самом деле ощущают себя именно так. Однако, надо учитывать, что эмоциональные проявления детей индивидуальны и в таком возрасте легко развиваются.

В ходе дальнейшего эксперимента по методике «Программной хореографии» были выбраны определенные игровые способы обучения, позволяющие более эффективно добиваться основной цели – формирования адекватной эмоциональной сферы учащихся, когда педагогу становится проще вызывать нужные эмоциональные реакции и устойчивое приподнятое настроение ради скорейшего освоения танцевального номера. Помимо того, на первоначальном этапе обучения самых маленьких танцоров использовались сценические занятия с постановкой небольших сценок и исполнением песен. Эффекты от таких способов обучения дополняли домашние задания, которые были специально разработаны в рамках рассматриваемой методики.

Поскольку авторский эксперимент продолжался длительное время, были выявлены и другие способы развития эмоциональной выразительности: просмотры видеоматериалов, устные рассказы о каком-либо личном переживании, написание рефлексивных эссе (в более старшем возрасте). В целом формы развития выразительности танца всегда определялись возрастом учеников. Нарративная методика преподавания хореографии предполагает множество форм и способов ее применения, обязательно учитывая индивидуальность личности ребенка, его особенности и предполагая параллельное развитие ценных личностных качеств в процессе обучения. Такой подход педагога к ученикам называется личностно-центрированным.

В контрольном экспериментальном этапе, подтвердившем эффективность методики «Программной хореографии», экспертами выступали четверо бывших танцовщиц Санкт-петербургских балетных театров и четверо действующих балерунов Мариинского театра. Их оценки методики основывались на исполнении репертуара отчетного концерта учащихся Школы искусств. Кроме того, экспертами выступали и педагоги других центров дополнительного образования. Они также подтвердили высокий уровень сложности и выразительности продемонстрированных номеров. Был проведен опрос экспертов по вопросам постановки классических танцев, выявивший их общее мнение о том, что длительная служба педагогов в академических театрах оперы и балета дает им возможность легко адаптировать классические постановки, учитывая возраст учеников.

По окончании эксперимента авторы пришли к следующим выводам:

  • Использование методики «Программной хореографии» ускоряет развитие эмоциональной танцевальной выразительности в детских группах, которые занимаются хореографией в структуре дополнительного образования;
  • Рассматриваемая методика эффективна, поскольку применима в любом детском возрасте и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивая личностно-центрированный подход к нему;
  • Методика «Программной хореографии» может быть интегрирована с другими способами и методами формирования эмоциональной выразительности в хореографическом искусстве. Для более успешного становления танцевальной выразительности важен богатый исполнительский и профессиональный опыт педагогов классического и современного танца.

Список литературы

  1. Беляева-Челомбитько Г. В. Балет: эпоха sovietica (1917-1991 гг.) : учеб. пособие. / Г. В. Беляева-Челомбитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 298 с.
  2. Бурнонвиль А. Извлечения из книги «Mit Theaterliv. Моя театральная жизнь» [Текст] / А. Бурнонвиль// Пер. К. М. Жихаревой /Классики хореографии. – Л.-М.: Искусство, 1937.- 271 с.
  3. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства [Текст] / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1956. – 292 с.
  4. Ваганова А. Я. Основы классического танца : учеб. пособие - 4-е изд. / А. Я. Ваганова. – Л.-М.: «Искусство», 1963. – 178 с.
  5. Васильев В. К читателям [Текст] / В. Васильев // Советский балет. – 1981. – № 1. – С. 8.
  6. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера [Текст] А. П. Глушковский / Общ. ред. П. А. Гусева. - Л.-М.: Гос. Изд-во Искусство, 1940. – С.11.
  7. Громова Е. В. Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество») : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: ФГБОУ ВО «РГСУ», 2016.
  8. Ересько И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования хореографии: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск: ДГАФК, 2005.
  9. Лепешинская О. 4 Международный конкурс артистов балета в Москве [Текст] / О. Лепешинская // Советский балет 1981. – № 1. – С.64.
  10. Макарова Н. Биография в танце [Текст] / Н. Макарова. – М.: Артист, Режиссер, Театр, 2011. – 376 с.
  11. Материалы по истории русского балета. 200 лет Ленинградского государственного хореографического училища, 1738-1938 : в 2 т. / сост. М. Борисоглебский. – Л.: Ленингр. хореогр. училище, 1938-1939. – Т. 1 : Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского государственного хореографического училища [1738–1888]. – 1938. – 380 с.
  12. Мессерер А. Уроки классического танца [Текст] / А. Мессерер. – СПб: Лань, 2004. – 400 с.
  13. Осипова М. К. Профессиональная подготовка будущих артистов балета к исполнению прыжковых движений: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
  14. Печко Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности [Текст] / Л. П. Печко. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 363 с.
  15. Русинова С. А. Нарративный метод как диагностическое условие развития понимания текста для вхождения в художественный образ артиста балета [Текст] / С. А. Русинова // Психология, философия и педагогика чтения: Журнал Международного института чтения им. А. А. Леонтьева. Вып. 12.: Материалы 18-й и 19-й Международных научно-практических конференций, по психологии, философии и педагогике чтения, посвященных 20-летию Международного института чтения им.
  16. Леонтьева А. А. (22 апреля 2015 г. г. Москва, 18 июня 2015 г. Санкт-Петербург) и 130-летию Российского психологического общества при Московском университете (29 сентября 2015 г. Москва, 10 ноября 2015 г. Санкт-Петербург). – М., 2015. – С. 63-66.

Интересная статья? Поделись ей с другими: