УДК 791

Влияние кинематографа на социум

Тан Кэсинь – студент Пекинского университета иностранных языков (Китай, Пекин).

Аннотация: Сегодня фильмы занимают значительную часть медиапродуктов, потребляемых населением. В России кино рассматривается как средство индивидуальной и социальной трансформации, которое вносит вклад в формирование мировоззрения российского зрителя, в том числе его отношения к актуальным социальным проблемам. В то же время вопрос об эффективности воздействия фильмов остается открытым в психологической науке. Согласно эмпирической направленности нашего подхода к изучению влияния средств массовой информации, нашей целью было получение новых данных о положительном влиянии фильмов на основе конкретных экспериментальных исследований. Задача заключалась в том, чтобы выявить изменения в отношении молодежи, как наиболее активных зрителей, к актуальным социальным проблемам после просмотра специально выбранного фильма. С помощью психосемантической методики, включающей 25 шкал, предназначенных для выявления отношения к пожилым людям, респонденты оценивали различные их характеристики до и после просмотра фильма. По ряду характеристик, связанных с мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферами, выявлены существенные изменения. При этом выявлены существенные различия в оценках пожилых людей между студентами бакалавриата и аспирантами. После просмотра фильма отношение аспирантов к пожилым людям изменилось в положительную сторону, а негативные оценки студентов бакалавриата только ухудшились. Выявленные противоположные тенденции можно объяснить индивидуальными различиями респондентов, к которым относятся возраст, образовательный статус как показатель индивидуальных психологических особенностей, опыт взаимодействия с пожилыми людьми и, как следствие, отношение к пожилым людям на момент просмотра фильма. фильм. Вывод о том, что предыдущие установки опосредуют воздействие фильма, дополняет идеи вклада индивидуальных различий в медиаэффекты. Большинство изменений, обнаруженных сразу после просмотра фильма, не сохранились со временем. Одиночный просмотр фильма не оказал стойкого влияния на зрительские установки, что предполагает дальнейшую задачу выявления механизмов устойчивости изменений.

Ключевые слова: психология кино, влияние средств массовой информации, влияние фильмов, установки, отношение к пожилым людям.

С развитием информационных технологий неуклонно возрастает погруженность человека в сферу средств массовой информации. Значительную часть потребляемой медиапродукции занимает кино. По данным социологических опросов, поход в кино сегодня является самым популярным способом проведения досуга в России [13]; растет аудитория кинотеатров, ядро которой составляет 18-24 года, а также частота посещений – каждый десятый россиянин ходит в кино несколько раз в месяц [14][15], расширяются возможности и частота интернет-просмотров, а также возрастает интерес к телепередачам. Важность роли кино в России подтверждается и тем пристальным вниманием, которое в настоящее время уделяется развитию киноиндустрии: определены приоритетные темы государственного финансирования (например, «Закон и порядок: герои современного общества в борьба с криминальным терроризмом, экстремизмом и коррупцией», «О преемственности военных поколений, о продолжателях воинских традиций», «Образы, модели поведения и творческая мотивация нашего современника – человека труда, военного или военного». учёный»), а также запускаются государственные программы по открытию новых кинотеатров в малых городах. Кино становится «инструментом трансляции государственной идеологии в массы» (по С. Жижеку), а также рассматривается как «средство индивидуальной и социальной трансформации» (по Т. Кашани). В результате ожидается, что фильмы будут формировать убеждения, влиять на мнения и менять отношение, в том числе к актуальным социальным проблемам.

Однако вопрос об эффективности фильмов остается открытым в психологии. В целом, это ключевой вопрос для исследований в области массовых коммуникаций: насколько эмоции, познание и поведение изменяются под влиянием средств массовой информации. По этому поводу существуют различные концепции: от «теорий минимального эффекта» до «теорий сильного эффекта». Так, например, теория культивирования считает, что массовая коммуникация способствует усвоению общепринятых ценностей, норм и форм поведения; метаанализ исследований приводит к выводу о наличии связи между транслируемым в СМИ образом действительности и отношением к ней людей. Несмотря на критику, теория культивирования в настоящее время разрабатывается. С другой стороны, сторонники противоположной точки зрения отмечают слабые эффекты массовой коммуникации, вызванные, например, тем, что люди все больше становятся субъектами своей массовой медиаактивности в результате более широкого разнообразия источников информации. информацию сейчас и расширяя свой выбор.

Выделить единый механизм воздействия средств массовой информации на психику и поведение человека и получить однозначный ответ на вопрос о его эффективности представляется затруднительным. Это обусловлено взаимосвязью различных факторов, опосредующих влияние средств массовой информации (личный опыт, реалистическое содержание, глубина идентификации с героями, личностные качества и т. д.), а также тех факторов, которые постоянно воздействуют на людей помимо тех, кто находится в СМИ. . Поэтому наши мысли и представления по этому вопросу во многом базируются на данных эмпирических исследований, а не ограничиваются одной теорией.

Обращаясь к исследованиям кино, мы можем найти данные о разнообразных эффектах воздействия фильма. Следует отметить, что эффективность воздействия определяется тем, на что оно направлено: изменить поведение человека сложнее, чем повлиять на мнения или отношения. В связи с этим до сих пор остается дискуссионной проблема влияния средств массовой информации на агрессивное поведение людей. В данном исследовании основное внимание уделяется потенциалу просоциального, «гуманистического» воздействия фильмов и их эффективности в решении актуальных социальных проблем. Исследования выявляют влияние фильмов на убеждения и мнения людей, стереотипы и отношения. Кино может оказать существенное влияние на гендерные и этнические стереотипы, изменить отношение к определенным группам людей и стать причиной формирования новых мнений по различным вопросам. Например, фильмы о ВИЧ способствовали сочувствию людям, живущим с ВИЧ, сериалы с персонажами-трансгендерами способствовали положительному отношению к трансгендерам; Изображение психических расстройств в фильмах повлияло на знания людей о психически больных и их отношение к ним. Кроме того, просмотр вызывающего сочувствие фильма об иммигрантах вызывал более позитивное отношение к ним, а просмотр фильма, в котором позитивно изображались геи, уменьшал гомофобию. Другие фильмы повлияли на отношение людей к курению и на их намерения бросить курить , а сериал с позитивным посланием о пожертвовании помог зрителям принять решение о собственном пожертвовании. Показано, что эмоциональная вовлеченность в просмотр, оцениваемая с помощью опросов, основанных на теориях социального обучения и социальных репрезентаций, повышает эффективность воздействия; погружение в повествование, коррелирующее с потребностью в познании и характеризующееся смещением фокуса с реального мира на изображенный, объясняет силу воздействия в рамках транспортной теории.

Кино может изменить мнение людей по конкретным вопросам, не затрагивая более устойчивых конструктов: например, фильм «Дж. Ф. Кеннеди», посвященный убийству Кеннеди, повлиял на суждения о причинах этого преступления, но в целом не изменил политических убеждений зрителей; в то же время фильмы «Арго» и «Ноль темных тридцати» изменили мнение зрителей о правительстве США, что отразилось в улучшении настроений в отношении этого правительства и его институтов . Кино создает образы других стран и стимулирует интерес к ним. Например, европейские фильмы формировали представления юных зрителей о других европейских странах – такие результаты были получены при исследовании роли фильмов и сериалов в повседневной жизни молодых немцев посредством интервью и фокус-групп. Другое исследование показало, что независимо от того, были ли фильмы жестокими, страшными или счастливыми, чем больше зрители были погружены в истории, тем более благоприятные впечатления у них оставались от представленных в них мест.

Выявлено различное положительное влияние фильмов на детей и подростков. Драматические фильмы обучали подростков социальному взаимодействию с противоположным полом и взрослыми, положительно влияли на их самооценку и, как показали эксперименты, повышали этническую толерантность; гуманистически ориентированные фильмы улучшали навыки детей в общении со сверстниками, повышали их желание помогать и понимать других.

Одним из ярких примеров положительного воздействия являются фильмы Cli-Fi, которые ясно показывают, чего нам следует ожидать в ближайшем будущем, и предлагают способы подумать о том, что можно сделать, чтобы избежать самых мрачных прогнозов. Так, посмотрев фильм «Послезавтра» (2004), зрители осознали свою ответственность за экологию Земли и необходимость изменить потребительское отношение к природе. В целом показ фильмов на тему климата увеличивает количество онлайн-запросов и дискуссий в СМИ по этим вопросам.

Следует отметить, что при анализе воздействия фильмов выводы об их эффективности являются результатом разных методологических подходов, имеющих разные преимущества и ограничения. Контент-анализ выявляет образы, отношения и стереотипы, транслируемые фильмами (например, стереотипные изображения Индии или образы ученых и текущие научные идеи) на больших наборах данных; однако остаются вопросы об эффективности, силе и устойчивости воздействия на аудиторию. Влияние фильмов можно исследовать посредством опроса зрителей; На основании этого делаются выводы о связи установок человека и его зрительского опыта, например, при изучении гендерных установок и их корреляции с привычками просмотра фильмов подростками. В экспериментальных исследованиях эффекты воздействия выявляются с помощью анкет до и после фильма; однако временной интервал между тестированием и показом фильма, например, несколько недель до просмотра фильма или несколько дней после него, может привести к искажению результатов, вызванному влиянием на отношение зрителей иных факторов, помимо самого просмотра. фильм; более того, обычно не исследуется, сохраняются ли новые установки с течением времени. Часто эффекты фильмов анализируются в экспериментальных условиях, когда участники смотрят только короткие сцены из существующих фильмов, что ограничивает экстраполяцию результатов.

Согласно эмпирической направленности нашего подхода, целью было получение новых данных о положительном влиянии фильмов на основе конкретного экспериментального исследования. Задача заключалась в том, чтобы выявить изменения в отношении молодежи к актуальным социальным проблемам после просмотра специально подобранного фильма. Участникам предстояло посмотреть полную версию существующего игрового фильма. Их тестировали непосредственно перед и сразу после просмотра фильма, чтобы избежать влияния других переменных на отношение зрителей. Повторное тестирование (через две недели после первого просмотра) было призвано выявить устойчивость изменений, вызванных фильмом.

В процессе разработки дизайна работы уточнялось, какие установки будут изучаться. Выбор определялся, прежде всего, социальной значимостью темы, но вне фокуса СМИ с целью снижения влияния других медиа-источников, а с другой стороны, наличием подходящего фильма. Были рассмотрены такие важные темы, как этнические стереотипы, отношение к людям с ограниченными возможностями и т.д. Однако выбор тем пришлось ограничить по разным причинам. Например, выявление отношения к отдельным профессиям (например, инженеру), престиж которых в России в последние десятилетия существенно снизился, было затруднено из-за отсутствия соответствующих фильмов, популяризирующих их. В то же время, несмотря на наличие гуманистически ориентированных фильмов, посвященных людям с ограниченными возможностями, выявление изменений отношения к ним осложнялось необходимостью учета дополнительных факторов, вызванных повышенным вниманием к теме и активным обсуждением в различных СМИ. , что могло исказить влияние фильма.

Учитывая ограничения и возможности реализации исследовательских задач, предметом настоящего исследования является отношение к пожилым людям. В настоящее время в России растет внимание к теме пожилых людей, но по-прежнему преобладают негативные стереотипы. Характерным проявлением возрастной дискриминации пожилых людей – эйджизма – является предвзятое отношение к ним, особенно среди молодежи, а также низкая оценка их интеллектуальных способностей, активности и «полезности» для общества.

Исследования показывают, что средства массовой информации оказывают существенное влияние на негативное отношение к пожилым людям: дети уже продемонстрировали те же стереотипы о пожилых людях, которые были изображены в СМИ, а молодежь в целом рассматривала пожилых людей в целом как неэффективных, зависимых, одиноких. , бедные, злые и инвалиды, что соответствовало негативному изображению пожилых людей в самых популярных подростковых фильмах, культивирующих их стереотипы. Исследование телефильмов 1980–1990-х годов выявило стереотипы пожилых людей как социальных аутсайдеров, но в то же время проявление позитивных предубеждений способствовало повышению толерантности к ним внутри общества.

Улучшение отношения молодежи к пожилым людям является важной социальной и образовательной задачей, решение которой предполагает использование разнообразных возможностей. С этой целью могут быть реализованы различные социальные проекты, например, программы типа «Дружественный гость», в рамках которых молодые люди посещают пожилых людей, а также средства массовой информации, в том числе фильмы, которые имеют высокий потенциал воздействия. Было обнаружено, что просмотр документальных фильмов положительно влияет как на знания о старении, так и на отношение к пожилым людям; эти фильмы значительно улучшили эмпатию к пожилым людям среди студентов университетов.

Мы предположили, что художественные фильмы, популярные особенно среди молодежи, могут способствовать изменению существующего предвзятого отношения к пожилым людям. На основании этого гипотеза утверждает, что существует связь между просмотром позитивного фильма о пожилых людях и изменением отношения молодежи к ним в положительную сторону.

Список литература

  1. Жижек С. Кинопутеводитель извращенца. Фильм. Философия. Идеология. Гонзо; Екатеринбург, Россия: 2019.
  2. Кашани Т. Кино меняет жизнь: педагогика конструктивной гуманистической трансформации через кино. Питер Лэнг Паблишинг Инк.; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2016.
  3. Кубрак Т.А. Проблема информационно-психологической безопасности в кинодискурсе. [(по состоянию на 27 февраля 2019 г.)]; Психологические исследования. 2016 9:8. Доступно на сайте: http://psystudy.ru .
  4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. Прайм-Евросайн; Санкт-Петербург, Россия: 2002.
  5. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия в СМИ. Уильямс; Москва, Россия: 2004.
  6. Латынов В. В. Психология коммуникативного воздействия. Институт психологии РАН; Москва, Россия: 2013.
  7. Гербнер Г., Гросс Л., Морган М., Синьориелли Н. Жизнь с телевидением: динамика процесса культивирования. В: Брайант Дж., Зиллманн Д., редакторы. Перспективы медиаэффектов. Лоуренс Эрлбаум; Хиллсдейл, Нью-Джерси, США: 1986. стр. 17-40.
  8. Хокинс Р., Пингри С. Использование телевидения для конструирования социальной реальности. Дж. Трансляция. 1981;25:347–364. дои: 10.1080/08838158109386459 .
  9. Морган М., Шанахан Дж. Два десятилетия исследований культивирования: оценка и метаанализ. В: Берлесон Б.Р., Кункель А.В., редакторы. Ежегодник коммуникаций (20) Публикации Sage; Таузенд-Оукс, Калифорния, США: 1997. стр. 1-47.
  10. Морган М. Анализ культивирования и влияние СМИ. В: Наби Р., Оливер МБ, редакторы. Справочник мудреца по медиапроцессам и эффектам. Мудрец; Таузенд-Оукс, Калифорния, США: 2009. стр. 69-82.
  11. Ян Ф., Салмон К.Т., Пан Дж.С., Ченг В.Дж. Воздействие средств массовой информации и намерение курить у подростков: модерируемый анализ посредничества с точки зрения совершенствования. Дж. Психолог здоровья. 2015;20:188–197. дои: 10.1177/1359105313501533.
  12. Морган М., Шанахан Дж. Состояние совершенствования. Дж. Трансляция. Электрон. СМИ. 2010;54:337–355. дои: 10.1080/08838151003735018.
  13. Кто ты – российский кинозритель? // Фонд кино [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fond-kino.ru/news/kto-ty-rossijskij-kinozritel.
  14. Исследование аудитории российских городских кинотеатров 2017-2018 // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2018/2018-04-03_kino.pdf.
  15. Портрет киноаудитории. Результаты мониторинга за I квартал 2019 года // Фонд кино [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fond-kino.ru/news/portret-kinoauditorii-rezultaty-monitoringa-za-i-kvartal-2019-goda.

Интересная статья? Поделись ей с другими: