УДК 75

Творчество перуанского художника Пабло Амаринго

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Пабло Амаринго - перуанский художник. На его работах изображены причудливо детализированные и красочные пейзажи, которые были созданы, чтобы повторить видения, которые он увидел после того, как выпил энтеогенное растительное варево аяуаска. Прежде чем стать художником, Пабло Амаринго был шаманом.

Ключевые слова: художник, Перу, шаман.

Пабло Сесар Амаринго Шуна (1938-2009) - перуанский шаман, ставший художником, чьи красочные картины запечатлели опыт аяуаски с беспрецедентной точностью и креативностью. После многих лет работы он ушел на пенсию в 1977 году. Амаринго занимался живописью с перерывами с двадцати лет, но случайная встреча с Деннисом Маккенной привела к тому, что через несколько лет этнофармаколог полностью увлекся искусством. В 1985 году вместе с антропологом Луисом Эдуардо Луной, который поощрял Пабло сосредоточиться на его видениях аяуаски, они организовали показ работ Амаринго на выставке в Швейцарии. Международный успех его картин принес ему финансирование, чтобы стать одним из основателей Школы живописи Уско-Айяра вместе с Луисом Эдуардо Луной в 1988 году. Школа, расположенная в Пукальпе и ориентированная на местную молодежь, является бесплатной, а ее бывшие ученики со временем могут стать преподавателями.

Это сотрудничество с Луисом Эдуардо Луной длилось много лет и привело к публикации книги "Видения Аяуаски: Религиозная иконография перуанского шамана" в 1991 году. В ней картины Амаринго сопровождаются комментариями Луны, в которых подробно описывается контекст и значение изображений. Этот знаменитый сборник этнографии и искусства стал новаторским введением в визуальную сферу аяуаски и побудил многих иностранцев к поиску визионерских сфер аяуаски. Пабло продолжал писать картины и часто выступал с лекциями на конференциях за пределами Перу. После непродолжительной борьбы с болезнью Пабло скончался в 2009 году. Спустя несколько лет был опубликован второй большой сборник его работ, The Ayahuasca Visions of Pablo Amaringo, в котором приняли участие Грэм Хэнкок, Джереми Нарби, Роберт Веноса, Деннис МакКенна, Стефан Бейер и Ян Коунен. Также в 2011 году его работы были представлены в нью-йоркских галереях ACA на выставке Shamanic Illuminations: Искусство Пабло Амаринго, Алекса Грея и Миешиэля. Эта коллекция изображений дает хорошее представление о творчестве Амаринго. Хотя эти величественные работы богаты цветом и деталями, эти таинственные и волшебные сцены приобретают новый смысл, когда Амаринго описывает процесс их создания. Давние единомышленники Говард Г. Чаринг и Питер Клаудсли провели интервью с Пабло, которые были опубликованы в журнале Sacred Hoop в номерах 2006 и 2011 годов. Пабло говорил о понимании его работ: "Картины - это средство, с помощью которого люди могут преодолеть духовные границы. Некоторые люди говорят, что могут верить только в то, что видят, но есть вещи, которые существуют и которые нельзя увидеть. Картины напоминают людям о том, что мы есть, откуда мы пришли и куда идем". Эти невидимые сферы населяют его работы с широким спектром животных, людей и мифических фигур, сочетающихся и превращающихся друг в друга на фоне сверкающих узоров и просторов джунглей.

Еще один аспект работ Амаринго - четкое ощущение цели. Он говорит, что "духи неустанно работают, чтобы защитить мать-природу - все, от растений и животных до кругов планет". Поскольку Амазонка находится на переднем крае стремления глобального капитализма уничтожить планету, борьба коренных жителей за сохранение своего дома, безусловно, лежит в основе творчества Пабло. Видеть прекрасные глубины природы в работах Пабло - это мощный исцеляющий жест, который вызывает иной отклик, чем более прямой активизм. Говоря о лекарственных растениях тропических лесов, Пабло делится: "Во многом своим образованием я обязан уму этих великих учителей. Поэтому я считаю себя "представителем" растений и утверждаю, что если вырубить деревья и сжечь то, что осталось от тропических лесов, то это то же самое, что сжечь целую библиотеку книг, так и не прочитав их».

Еще один момент уникальности работ Пабло упоминается Чарингом и Клаудсли, когда они пишут: "Картины Пабло пропитаны сверхъестественным качеством, поскольку он считал их физически проявленными икаро". Пабло объясняет, как это работает: "Я воспеваю икарос, когда пишу картины, поэтому, если человек хочет получить учение или исцеление, он должен накрыть картину тканью на два или три месяца. В день, когда они снимут покрывало, они должны подготовиться, приняв ванну и помедитировав. Когда картина будет открыта, они получат силу и знания икаро, которые были на ней спеты". Эти священные песни вложены в картины, и наблюдение за этим процессом показывает особое переплетение священных ритуальных предметов с предметами изобразительного искусства. Картины не просто существуют в этом физическом измерении, они несут в себе смысл, послания и энергию из мира, который современному искусству еще предстоит открыть.

Список литературы

  1. Ayahuasca Visions: The Religious Iconography of a Peruvian Shaman
  2. Plant Spirit Shamanism: Traditional Techniques for Healing the Soul

Интересная статья? Поделись ей с другими: