УДК 75

Творчество перуанского художника Хуана Лепиани

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Хуан Лепиани перуанский художник, автор картин патриотической направленности, об истории завоевания испанцами империи инков, борьбы за независимость. С первых дней работы художником в Лиме Лепиани стремился создавать большие работы, изображающие важные события перуанской истории. Но из-за высокой стоимости таких картин и их большого размера частным коллекционерам было сложно их приобретать.

Ключевые слова: художник, Перу, патриотизм.

Как и положено государственным стипендиатам, Лепиани должен был компенсировать грант на обучение, отправив несколько картин, идеальным местом назначения которых должен был стать национальный музей. Так, по крайней мере, произошло с "Провозглашением независимости", которое Лепиани завершил в Риме в 1904 году. Вскоре после этого работа стала широко известной благодаря ее воспроизведению во всех видах СМИ, хотя в то же время многие сомневались в ее исторической достоверности и художественном качестве.

Хотя это одна из самых тиражируемых картин в истории перуанского искусства, мало кто останавливался на ее деталях. Это очень амбициозная композиция с точки зрения ее размера и количества фигур. На картине изображен момент, когда Хосе де Сан-Мартин, стоя на небольшой сцене в сопровождении нескольких своих высших командиров и других деятелей, провозглашает независимость перед толпой, собравшейся на площади Пласа-Майор в Лиме.

Давайте посмотрим на главную фигуру в центре композиции. Нам не нужно видеть его лицо, чтобы узнать Сан-Мартина, который является главным действующим лицом этой сцены. Хотя он повернут к нам спиной, его эмоции четко выражены тем, как он поднимает правую руку, решительно держа флаг Перу. Однако речь идет о нынешнем национальном символе, а не о том, который действовал в момент провозглашения независимости Освободителем. Хотя эта вероятная ошибка художника вызвала много критики, она также позволяет очень широкой аудитории идентифицировать сцену и ее патриотический характер, а не только тем, кто знает, как выглядел старый флаг.

Будучи художником, а не историком, Лепиани не ставил перед собой задачу идеально отразить, каким на самом деле могло быть провозглашение Независимости. Для него было важнее, чтобы его работа была правдоподобной и трогательной. В этом смысле фигура монаха в белом одеянии нарушает монотонность группы, изображенной вокруг Сан-Мартина, все из которых одеты в очень похожие одежды. В то же время присутствие мерседария можно трактовать как признание многих религиозных деятелей, посвятивших себя делу освобождения. Однако свобода, с которой Лепиани конструирует эту сцену из прошлого, имеет очень четкие границы. Среди персонажей, окружающих Освободителя, нет ни женщин, ни коренных жителей, ни лиц африканского происхождения.

Наряду с монахом есть еще один персонаж, который также выделяется среди Сан-Мартина. Он единственный, чье лицо мы можем видеть полностью, поскольку он смотрит прямо на нас. Это молодой человек с очень идеализированной внешностью, настолько, что его невозможно идентифицировать как реальную историческую фигуру. Согласно традиции, он является автопортретом Лепиани. Как бы то ни было, его роль является основополагающей в картине, поскольку именно он приглашает нас войти в сцену и принять участие в вымысле, созданном художником.

Лепиани стремится установить почти физическую связь с изображенной сценой, вплоть до того, что ковер из геометрических узоров кажется расстилающимся под нашими ногами. Именно это ощущение создает иллюзию правды, придающей картине смысл, так что нет необходимости определять, кто находится в сцене или точное место, где она происходит. В то время как ближайшие к нам люди стоят спиной к нам, наш взгляд соединяется непосредственно с толпой, которая заполняет не только площадь Пласа Майор, но и балконы, крыши и даже фасад собора.

В толпе перед нами мы с некоторой точностью различаем нескольких мужчин, женщину с покрытой головой и мужчину африканского происхождения. Однако в итоге наш взгляд теряется в бесчисленных безымянных людях, собравшихся вокруг, чтобы стать свидетелями события.

Рассмотрев различные составляющие картины, можно сделать вывод, что отсутствие исторической строгости во многих деталях не случайно. Особенно если учесть, что работа была призвана стимулировать патриотические чувства зрителей. Заставить их почувствовать себя частью перуанской нации, основанной на едином прошлом и проецируемой в едином направлении в будущее. Другими словами, художник стремился соединить две толпы, разделенные историей, но якобы объединенные одними и теми же чувствами: ту, что изображена на сцене Прокламации, и ту, что состоит из нас, зрителей картины. Но между ними существует очевидная дистанция, которую мы могли бы заметить, если бы художник попытался воссоздать сцену такой, какой она была на самом деле. Замалчивая все конкретные детали, Лепиани не предлагает нам понять, что означало реальное историческое событие. Он стремится обратиться к нашим эмоциям, чтобы представить независимость как триумфальное событие без противоречий.

Список литературы

  1. Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: