УДК 37.013.43

Хоровое дирижирование как форма современной искусствоведческой деятельности: актуальные вопросы и вызовы

Лю Юйтун – магистрант Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: Хоровое дирижирование в современном мире является важной и растущей областью искусства, требующей не только музыкального мастерства, но также понимания уникальных аспектов взаимодействия с певцами и аудиторией. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, с которыми сталкиваются хоровые дирижеры в современном обществе. Отмечено, что хоровое дирижирование как форма искусствоведческой деятельности сочетает в себе исследовательские и практические аспекты изучения музыкального искусства, его истории, влияния и роли в современном обществе.

Ключевые слова: хоровое дирижирование, искусствоведческая деятельность, музыка, искусство, вопросы и вызовы, дирижер, хормейстер, хор, культура, искусство.

С развитием практики дирижирования хором тесно связан процесс теоретического осмысления этого искусства. Н.А. Римский-Корсаков говорил: «Дирижирование - темное искусство». Однако, у великого композитора было множество оснований для такого мнения. Не случайно американский дирижер Л. Стоковский высказал похожую мысль: «Дирижирование - одна из самых туманных областей музыкального искусства». В то же время, это искусство подобно любому другому виду художественного творчества, оно стало объектом глубоких научных исследований. В XXI веке появилась новая дирижерская практика, которая противоречила устаревшим профессиональным установкам, вызвав смену парадигмы - общей теоретической концепции. [8, с. 10]

Дирижирование - это не только музыкальное искусство, но и сложная область исследований, требующая психофизиологического и социального анализа. Поэтому для ведущих дирижеров постоянно возникала необходимость найти альтернативные методы решения проблемы, в том числе привлечение ученых из смежных областей. [5, с. 10]

Роль хормейстера простирается далеко за пределы простой передачи музыкального содержания с помощью жестов и невербальной коммуникации. В наборе инструментов дирижера должны быть как музыкальные навыки, ориентированные на хоровые технические вопросы, так и необходимые знания в области искусства хорового пения. Для него важно быть как техником-репетитором, так и вдохновителем, мотиватором, учителем, коммуникатором, лидером и образцом для подражания. Именно уникальное сочетание всех этих аспектов и является основой для определения эффективности дирижирования, точнее, музыкального лидерства каждого дирижера. [7]

Хоровое дирижирование в современной искусствоведческой деятельности представляет собой важную форму исследования музыкального искусства, а также его практического применения. Профессия хормейстера –полифункциональна. [2]

В академической сфере хоровое дирижирование как вид современного искусства предполагает педагогические исследования и инновационные методики преподавания. Перед хормейстерами стоит задача не только руководить певцами при точном исполнении музыкальных произведений, но и использовать эмоциональные и выразительные возможности человеческого голоса. Благодаря вокальной технике, интерпретации и выразительности хоровое дирижирование становится «сосудом», через который дирижеры передают эмоциональную глубину музыкального произведения, вовлекая слушателей на глубоком и чувственном уровне. [9]

Дирижер – своего рода исследователь музыкальных произведений, аранжировок, истории жанра и его влияния на культуру. Он также изучает технические аспекты исполнения, включая вокальные техники, музыкальные инструменты, аранжировки и композиции. Для дирижера имеет большое значение раскрыть смысл и эмоциональную глубину музыкальных произведений через свою интерпретацию, тем самым влияя на их восприятие в рамках современной культуры.

От того, как дирижер осмыслит архитектонику сочинения, его темпы, артикуляцию, агогику, штрихи, динамику, тембры, способы дирижирования, подходы к частным и главной кульминациям, насколько он овладеет законами музыкальной драматургии, основанными на приемах сопоставления, контрастности, ассоциативного мышления, вскрытия основного конфликта, зависит художественный результат музыкального произведения. [3]

Поэтому дирижер хора должен обладать специфическими способностями:

  • внутреннего слышания и видения музыкального материала;
  • единовременного мгновенного осознания творческой концепции развития музыкального образа, как и постепенного последовательного развертывания его во времени. [1, с. 106]

Многие преподаватели и дирижеры до сих пор настойчиво придерживаются традиционных, недостаточно продуктивных методов, создавая различные «уникальные» шаблоны исполнительской практики, графики и даже изобретая специальные алфавиты. [5, с. 103]

Меняющаяся динамика культурного разнообразия и глобализация оказывают глубокое влияние на дирижерское искусство. Хормейстерам приходится ориентироваться во все более разнообразном диапазоне музыкальных стилей, традиций и культурных влияний, что требует глубокого понимания межкультурной коммуникации и интерпретации. Это представляет собой задачу для дирижеров адаптировать свой подход и репертуар, чтобы найти отклик у разнообразной публики и музыкантов. [6, с. 12]

Еще одним важным аспектом является меняющаяся роль дирижера в совместном процессе создания и интерпретации музыки. Хормейстерам все чаще приходится укреплять отношения сотрудничества с композиторами, исполнителями и музыковедами, чтобы по-новому взглянуть на интерпретацию музыкальных композиций. Это требует более глубокого междисциплинарного подхода к дирижированию, а значит не только руководство репетициями и выступлениями, но также возможность влияния на музыкальное образование и развитие хора, внесение важного вклада в формирование будущих поколений музыкантов. Усилия по поощрению разнообразия и инклюзивности в дирижировании, как с точки зрения репертуара, так и с точки зрения представительства, необходимы для обеспечения актуальности и доступности более широкой аудитории. [4, с. 85]

Таким образом, дирижирование как форма исследования современного искусства сталкивается с целым рядом сложных и многогранных проблем в культурной среде. Навигация на пересечении традиций и современности, охват культурного разнообразия, переопределение отношений сотрудничества и содействие инклюзивности — все это критически важные соображения для будущего дирижерского искусства. Решая эти проблемы, хоровое дирижирование может продолжать развиваться как яркое и актуальное выражение художественной интерпретации и коммуникации в 21 веке.

Список литературы

  1. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. дан. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 365 с.
  2. Васильев, В. А. Современное хоровое искусство и вопросы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник СПбГИК. 2013. №2 (15). // Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-horovoe-iskusstvo-i-voprosy-sovershenstvovaniya-dirizhersko-horovogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2023).
  3. Власова, Т. М. Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования / Т. М. Власова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 231-233. // Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7737/ (дата обращения: 10.11.2023).
  4. Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Клавдия Борисовича Птицы (1911-1983) / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. хорового дирижирования; [редкол.: А. В. Антипин (отв. ред.-сост.), С. С. Калинин]. - Москва: Московская консерватория, 2014. - 239 с.
  5. Ержемский, Г. Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2007. - 240 с.
  6. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. [Текст]/ В. Л. Живов — М., ACADEMA, 2003. — 272 с.
  7. Иоганн ван дер Сандт. Хоровое дирижирование. История и дидактика. 2017 // Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://www.lim.it/en/essay/5309-choral-conducting-history-and-didactics-9788870969207.html#/2-tipo_prodotto-book (дата обращения: 11.11.2023)
  8. Смирнов Б. Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен. Канд. диссерт. – 2004. - С. 10
  9. Islomova M. E. The importance of academic choir performance in specialized art schools // Thematics journal of arts and culture. ISSN 2249-9814. VOL.5. ISSUE DOI 10.5281/zenodo.5716497 // Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://thematicsjournals.in/index.php/tjac/ (дата обращения: 11.11.2023)

Интересная статья? Поделись ей с другими: