УДК 008

Практика реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: опыт, тенденции, проблемы

Бигнова Марина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Религиоведения Казанского федерального университета

Пищелко Александр Валерьевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры Управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений Московского педагогического государственного университета

Аннотация: Анализируется практика преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России» как предметной области, раскрываются специфика его преподавания в виде тематических занятий, а также в рамках модулей дисциплин гуманитарного цикла и в ходе внеклассной воспитательной работы. Рассматриваются психолого-педагогические и методологические проблемы преподавания курса, актуализируется внимание на методологических проблемах, возникающих при переходе к преподаванию курса, как учебного предмета.

Ключевые слова: предметная область  и учебный предмет «ОДНКНР», специфика предметной области, методологические принципы преподавания  учебного предмета. 

С сентября 2023 года курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится в общеобразовательную школу, как учебный предмет, заменяя предметную область «ОДНКНР» он является продолжением предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в этом качестве продолжает линию преемственности в изучении исторически сложившихся представлений о культуре народов России в общеобразовательной школе. На сегодняшний день преподавание такого рода знаний является общепризнанной практикой в большинстве регионов Российской Федерации. Существует множество программ и направлений, реализующих преподавание предметной области «ОДНКНР» в самых различных вариантах, в рамках существующего Федерального государственного образовательного стандарта с использованием существующих учебных пособий и по самостоятельным, авторским программам обучения. Естественно, что вопросы методики и методологии преподавания предметной области «ОДНКНР» рассматриваются в работах таких специалистов как В.Л. Бенин, И.В. Метлик, Ф.Н. Козырев, Е.М. Мирошников, М.Ю. Смирнов, Т.В. Склярова, А.Я. Данилюк, И.М Перельман, А.Ю. Григоренко, А.И. Кулаков, Л.Н. Урбанович, Д.В. Углов.

В период 2009-2011 годов преподавание ОРКСЭ в экспериментальном режиме велось в 19 субъектах РФ. В 2009 году создаются «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и ФГОС НОО, включавший предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с 2012 года получившую название «Основы религиозных культур и светской этики». Уже на данном этапе проявились существенные разногласия между религиозными организациями и собственно системой образования, ставившими разные цели преподавания данной предметной области. Позиция доминирования «Основ православной культуры» открыто поддерживалась И.В. Метликом и его коллегами из (РАО), рассматривавшими преподавание ОРКСЭ как форму распространения религиозной культуры в светской образовательной среде.

Включение курса ОРКСЭ в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы привело к изданию двух вариантов УМК («Просвещение», «Дрофа»). В данном случае содержание УМК было ориентировано на изучение традиционных религиозных и этнических культур как естественный источник духовно-нравственных ценностей для воспитания обучающихся. Изучение традиций и обычаев должно было по замыслу авторов привести к формированию у обучающихся предметных знаний о культуре народов России и естественной толерантности и гражданской идентичности как моделей поведения, связанных с образами многочисленных народов России и ценностью и красотой их культуры.

Реализация данной модели продолжилась в преподавании с 2015 года в школьной программе основного общего образования (5-9 классы) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Благодаря отсутствию единого стандарта преподавания методологическое, методическое и содержательное единство обеих дисциплин оставалось нереализованным. По оценке В.Л. Бенина: «В содержании всех модулей просматриваются такие дидактические единицы, как понятие о культуре и духовно-нравственных ценностях, вера и религия, жизнь, семья, мораль и нравственность, наука, искусство, но выделены они не четко. Это произошло потому, что авторы модулей по религиозным культурам формировали их содержание не столько на основе предложенной ценностной структуры, сколько в логике конкретной религиозной системы — православия, ислама, иудаизма, буддизма».

Практически с самого начала введения данной предметной области в ее преподавании возникают системные проблемы, связанные с комплексным характером реализации дисциплины и самостоятельностью предметных знаний, включаемых в образовательный процесс в каждом из субъектов Российской Федерации. Несмотря на поставленную задачу по формированию мировоззрения личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, ее решение находилось в компетенции региональных органов управления образованием. Данное обстоятельство не способствовало как выработке единства методологических подходов, так и поддержанию единства образовательного пространства Российской Федерации. В каждом регионе создавалась своя программа преподавания ОДНКНР, обычно под патронажем местного института развития образования. Большая часть программ включала либо историко-культурологические знания по истории родного края, либо являлась продолжением курса «Основы православной культуры». Светский и интеграционный характер такого знания практически игнорировался под влиянием предметного содержания дисциплины. Существенную проблему в преподавании ОДНКНР представляло отсутствие у детей предметных знаний об окружающей культурной среде, отличной от городских ландшафтов, редуцированное до такой степени, что не только понимание бытовых реалий 19 века становилось проблемой, но и концепция таких обыденных предметов как лодка требовало пояснений: что это такое и для чего использовалось.

 С содержательной точки зрения «Основы православной культуры» представляют собой скорее катехизационный модуль, что подчеркивается в выступлениях патриарха Кирилла: «Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребёнка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, реализация данного модуля становится возможной только в православной среде, для детей из православных семей, что ограничивает возможности дисциплины и противоречит принципу светскости системы образования, превращает культурологическое содержание в имплицитно религиозное, в трансляцию обучения религии.

Обозначенные в письме Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» возможности учитывать в содержании региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации при реализации становятся основным вариантом формирования содержания предметной области. При таком подходе предметное содержание сосредотачивает внимание обучающихся на этнокультурной истории региона, что практически не позволяет выполнить основную задачу преподавания предметной области, поскольку этнографическое содержание предмета не позволяет обучающимся актуализировать его аксиологическую значимость. Безусловно, изучение истории и культуры родного края имеет важное значение для формирования ценностной парадигмы обучающихся, но существенные различия в бытовой культуре, обычаях и традициях приводят к сосредоточению внимания обучающихся на воспроизведении этнографического, а не ценностного содержания. В данном случае за пределами дискурса остается не просто аксиология дисциплины, а единство народов России, культурное единство пространства гражданской идентичности. Большая часть методических разработок, подготовленных в рамках такого подхода, освещает детали быта и культуры, персоналии исторических личностей, без разъяснения аксиологических понятий и их связи с историко-культурной жизнью народов региона. Не случайно, в качестве методологической основы преподавания учителя, в основном, ориентируются на культурологический принцип, принцип природосообразности, принцип диалогичности, краеведения и поступательного изучения материала.

Уникальный вариант создания методического контекста предлагается в Республике Башкортостан, где местные органы управления образованием рекомендовали три программы реализации предметной области ОДНКНР.

Примерная образовательная программа по преподаванию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Республики Башкортостан») для 5-9 классов подготовленная коллективом авторов под руководством д. ист. н., профессора Обыденовой Г.Т. реализуется как история края, включающая экскурс в религию, искусство и этнографию народов, его населяющих. Так в 6 классе вниманию обучающихся предлагаются эпосы башкир, чувашей, татар и история участия народов Башкортостана в военных действиях 1812 года. В 8 классе основное внимание уделено религиям региона, а в 9 изучается театр, кино, искусство народов Башкортостана.

Серьезную проблему данного курса представляет сосредоточение внимания обучающихся на выделении героев и персоналий, компонентов культуры конкретных народов, что не способствует созданию представлений о культурном и духовном единстве народов России. Так в 7 классе выделены поэты, писатели, просветители народов Башкортостана с указанием принадлежности к конкретному народу: «поэты, писатели, просветители народов Башкортостана: С. Юлаев, М. Акмулла, М. Уметбаев – башкирского, Г. Тукай – татарского, К. Иванов – чувашского, С. Т. Аксаков – русского, Я. Купала – белорусского, М. Рыльский – украинского, В. Пургине-Горбунова – мордовского, И. Осьмин – марийского, А.Н. Клабуков – удмуртского». Между тем, цель курса состоит в развитии у обучающихся представлений об историко-культурном единстве народов России. Среди положительных аспектов программы следует отметить обращение к ценности спорта и современной культуры: театра, кино, литературы.

Другой вариант предлагает коллектив авторов под руководством М.А. Бикмеева, подготовивший учебные пособия по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» с 5 по 9 класс общеобразовательной школы. Первый вариант пособия, изданный в 2016 году, вызвал резкую критику педагогического сообщества и в 2021 году был представлен переработанный вариант, тем не менее, сохранивший преемственность с его методологическими основаниями. В первоначальном варианте текст представлял собой историю России с беглым изложением исторического материала и акцентом на особенностях культуры каждого исторического периода. В редакции 2021 года учебное пособие для 5 класса структурно соответствует Примерной программе, рекомендованной Министерством просвещения РФ в 2021 году, и раскрывает такие ценности как  семья, труд, героизм на примерах из культуры народов Башкортостана. Учебные пособия 6-9 класса посвящены истории страны, с включением в нее истории Башкортостана, что делает данное пособие ненужным удвоением курса истории России.

Третий вариант представлен «Примерной образовательной программой по преподаванию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5-9 классах общеобразовательных организаций Республики Башкортостан» подготовленной коллективом авторов под руководством д. пед. н., профессора Бенина В.Л. Данная программа наиболее соответствует цели и задачам преподавания данной предметной области, включает такие темы как: в 5 классе «Главные герои в духовно-нравственной культуре России», в 6 классе «Истоки духовно-нравственной культуры народов России», в 7 классе рассматривается история и культура Башкортостана, в 8 и 9 религия и современная культура соответственно. Существенную проблему курса составляет психолого-педагогическое соответствие содержания возрасту обучающихся и имеющимся у них знаниям по истории и обществознанию. Так, в 6 классе предлагается тема «Женщина-мать в мифах и сказках», раскрываемая через рассказ о «Образ женщины матери в мифологии древних народов: сходство и различия. Основные сюжеты, связанные с образом Богини-матери у народов России: богиня прародительница и богиня-защитница». Для полноценного восприятия данной темы требуется существенный объем знаний и развитое абстрактное мышление. 

 В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт общего образования от 18 июля 2022г. «Основы духовно- нравственной культуры народов России» из предметной области становятся учебным предметом.  В соответствии с приказом изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023/24 учебного года.

Следует отметить, что ОДНКР преподается как предметная область в 5-9 классах российских школ с 2015 года. Курс ориентирует школьников на «ценности, моральные нормы, духовные традиции, формирующие российскую гражданскую идентичность, российское самосознание, понимание цивилизационной духовной сущности и уникальности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры.

 Не следует считать, что духовная культура народов России не являлась предметом изучения в программе общеобразовательной школы. Оставаясь вне рамок одной дисциплины ее ценностный и патриотический компоненты, присутствуют в краеведческих, исторических, обществоведческих и литературных курсах, либо в формате внеурочной деятельности. Такое положение дел порождает мнение о ненужности и избыточности данного курса, что так же не способствует его популярности.

Еще одну проблему реализации курса составляет подготовка кадров по данной дисциплине. Большая часть учителей не имеет специального профильного образования, чаще всего реализация курса осуществляется учителями-предметниками по гуманитарным дисциплинам, прошедшими повышение квалификации. При этом профессорско-преподавательский состав КПК так же не имеет профильного образования.

В приказе Министерства просвещения РФ № 568 от 18 июля 2022 года описаны предметные результаты по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Среди них:

  • понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия;
  • знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
  • формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской федерации;
  • осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия.

Данные предметные знания важны для формирования системы ценностных ориентаций обучающихся. Особый интерес представляют ценностные ориентации и особенности их формирования у младших школьников в условиях общеобразовательной школы, поскольку именно в этом возрасте формируются основы мировоззрения. Одной из приоритетных задач школы становится воспитание гражданственности, формирование гражданской идентичности, которое возможно только через сочетание двух компонентов образования: предметных знаний об истории России и культурах ее народов, их живом единстве не только в исторической перспективе, но и в современном гражданском и правовом пространстве. Именно эти принципы и лежат в основе формирования ценностной парадигмы новой концепции преподавания ОДНКНР.

Признанием важности духовно-нравственного воспитания школьников и является внедрение в учебные планы предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа обучения в 5-м классе состоит из 4-х тематических блоков. В первом блоке «Россия – наш общий дом» изучаются темы, связанные с познанием России как культурно-исторического объекта и структурой знаний о культуре, взаимосвязями культурных институций.

Второй блок «Семья и духовно-нравственные ценности» составляют темы, посвященные семье, связывающие духовное пространство школьника с историей и культурой родной страны.

В третий тематический блок «Духовно-нравственное богатство личности» входят темы, посвященные личностному развитию человека в пространстве культуры.

Четвертый блок «Культурное единство России» включает темы, связанные с трансляцией ценностей в различных сферах культуры, ее отдельных формах, таких как литература, история, музыка и т.д.

Программа обучения в 6-м классе также состоит из 4-х тематических блоков. В первом блоке «Культура как социальность» представлены темы, структурирующие для школьника само понятие культура, позволяющие осветить ее теоретические основы.

Во втором блоке «Человек и его отражение в культуре» рассматриваются темы связанные с пониманием идеала человека в культурах народов России.

Третий тематический блок «Человек как член общества» включает в себя темы, позволяющие школьнику рефлексировать над отражением идеалов культуры в своей жизни.

Четвертый блок «Культурное единство России» включает в себя темы, где обучающие получают представление о взаимосвязи культурного и физического пространства России, отражении и трансляции ценностей в ее многообразии.

В «Примерной рабочей программе ОДНКНР» сформулированы несколько задач изучения данного курса: это становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий, становление гражданской идентичности, понимаемой как единство прав и обязанностей, формирование представлений о единстве исторического пути народов России на основе понимания закономерностей развития культуры.

Программа изучения курса ОДНКНР предназначена для сосредоточения внимания школьников на аксиологии российской культуры с опорой на полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса используется сочетание макроуровня трансляции ценностей (Россия в целом) и микроуровня (собственная идентичность обучающегося).

Таким образом, основной проблемой преподавания «ОДНКНР» как учебного предмета остается методологическая сложность курса, в котором требуется одновременно учитывать необходимость психолого-педагогического соответствия материала возрасту обучающихся и изучать сложные понятия духовно-нравственной культуры. На наш взгляд реализовать эти требования в рамках существующих подходов очень сложно, необходимы принципиальные изменения в методологии преподавании, ориентация на социально-педагогический и личностно-деятельностный подходы, реализация принципа комплексности социально-педагогических воздействий, позволяющие сосредоточить внимание обучающихся на содержании ценностей и их культурно-природной обусловленности. Кроме того, преподавание ОДНКНР должно наглядно демонстрировать культурно-историческое и пространственное единство народов Российской Федерации, способствовать формированию гражданской идентичности обучающихся  как основы духовно-нравственного воспитания, создавать представления о единстве патриотизма и духовно-нравственных идеалов народов России.  

Список литературы

  1. Бенин В.Л. и др. «Примерная образовательная программа по преподаванию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5-9 классах общеобразовательных организаций Республики Башкортостан». Уфа, Китап, 2018.
  2. Бенин В.Л. Рябова С.В. Проблемы учета уровня развития современной науки при формировании содержания школьных дисциплин (на примере предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России») //Педагогическое образование в России. – 2018.- № 2. – с. 72-80.
  3. Данилюк А.Д., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М., Просвещение, 2009.
  4. Кочкина Ю.Л. Реализация предметной области «ОДНКНР» в общеобразовательных организациях Смоленской области. Вестник БелИРО, 2021, Т.8, №3.
  5. Михальцова Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях. //Педагогическое образование и наука. – 2009. №5. – с. 97-102.
  6. Обыденова Г.Т. и др. Примерная образовательная программа по преподаванию предметной области «ОДНКНР» (на примере Республики Башкортостан для 5-9 классов. Уфа, Китап, 2018.
  7. Ожиганова ЛА.А.. Основы религиозной культуры с точки зрения поликультурной концепции образования. //Проблемы современного образования. – 2012.-№5. – с. 109-126.
  8. Пищелко А.В. Актуальные проблемы социального отчуждения молодежи (социально-психологический аспект). В сб. Международной научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система на современном этапе…». Рязань, Академия ФСИН, 2022. – с. 78.
  9. Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание в школе в связи с обновлением ФГОС начального и общего образования. Рекомендации.18.07.2021. //https://pravobraz.ru/prepodavanie-pravoslavnoj-kultury-opk-i-duxovno-nravstvennoe-vospitanie-v-shkole-v-svyazi-s-obnovleniem-fgos-nachalnogo-i-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-rekomendacii/
  10. Углов Д.В. Эффективные стратегии реализации комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России: материалы проекта. – Москва, 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: