УДК 070

Феномен и стилистика Реутов-ТВ: мокьюментари и гонзо-журналистика в российских СМИ в начале 2010-х

Федоров Михаил Сергеевич – телевизионный продюсер.

Кириллов Николай Михайлович – кандидат филологических наук.

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена анализу и оценке влияния телевизионной комедийной программы «Реутов ТВ» на развитие жанров гонзо-журналистики и мокьюментари в России. В ней будут рассмотрены ключевые форматные элементы данного проекта: архетип провинциала, “неудобные” вопросы и розыгрыши, провокационные и парадоксальные юмор и сатира, а кроме того, в статье рассказывается о культурном контексте, в рамках которого существовала программа, авторы описывают ту жанровую и стилистическую традицию, которой программа следовала и которую развивала.

Ключевые слова: Реутов ТВ, мокьюментари, гонзо-журналистика, Михаил Федоров, Сергей Мезенцев, Владимир Маркони.

Программа Реутов ТВ выходила на канале 2х2 с 2010 по 2013 гг. Ее авторы – Михаил Федоров, Владимир Маркони и Сергей Мезенцев – представили новый формат юмора, сочетающий провокативные интервью, зарисовки и сцены, снятые в реальной обстановке в студии и вне ее.

Передача началась с подражания региональным телевизионным каналам; пародировались и высмеивались штампы поведения журналистов; корреспонденты вели программу в провокационной манере, своеобразно иронизируя над прохожими, должностными лицами и медийными персонами.

В программе первого сезона было три рубрики: «Реутовский взгляд», «Модный диван», «Приключения Флейтика и Пёси во Взросляндии». Для каждой рубрики у журналистов был свой образ, своя модель поведения, и эти образы были предельно гиперболизированы. Благодаря этому эффекту авторам проекта удавалось создавать больше комичных ситуаций и острых неподдельных реакций участников и аудитории.

Во втором сезоне проект приобрел новую форму. Каждая серия содержала "расследование" на определенную тему. Помимо интервью с участниками, создавались специальные сюжетные ходы, способствующие появлению комических ситуаций.

Создатели программы сосредоточились на высмеивании зашоренности и часто недостатке образования обычных граждан, а также разоблачении шарлатанов, псевдоученых, активистов и представителей власти.

В третьем сезоне Сергей Мезенцев и Владимир Маркони в образах региональных журналистов Ильи Огурцова и Анатолия Шмеля проехали на желтой "Ладе Калине" от Москвы до Владивостока (аллюзия на поездку Владимира Путина). Жанр путешествий был передан в телеформате и представлял собой смесь из путевых заметок, ироничной мокьюментари, провокационной журналистики и освещения социально-политических вопросов.

Реутов ТВ – одно из немногих шоу, в котором высмеивалась российская действительность в начале нулевых годов. В этот период на российском телевидении начали появляться несколько новых сатирических проектов, таких как "Мульт личности" и "Гражданин Поэт". Комическое в неустроенности жизни искали авторы программы “Городок”, в которой все действия обыгрывались двумя актерами – Юрием Стояновым и Ильей Олейниковым. "Городок" успешно использовал сатиру, но она сосредотачивалась на высмеивании человеческих пороков и не затрагивала политические и остросоциальные вопросы.

Гонзо-журналистика и мокьюментари

Авторы Реутов ТВ использовали приемы гонзо-журналистики, в которой переживания и субъективный опыт репортера играют первостенную роль относительно объективной реальности, освещением которой занимаются обычно СМИ.

Валерий Панюшкин пишет в журнале «Сноб»: «…правда не только не может быть рассказана, но и не имеет никакого значения. Люди совершают поступки вне зависимости от того, что произошло с ними. Люди совершают поступки в зависимости от того, что они подумали о происшедшем. Отелло убивает Дездемону не потому, что она изменила ему, а потому, что подумал, будто она ему изменила. Он не спрашивает, изменяла ли она ему, он спрашивает, где платок. Платок Дездемоны играет роль факта, объективного доказательства, за которым так гоняется теперешняя журналистика. Фактом трудно пренебречь, факт трудно опровергнуть, но факт, который подсовывает несчастному доверчивому мавру вероломный Яго, с легкостью может как свидетельствовать, так и лжесвидетельствовать. Я считаю, что правдивая история о чем угодно складывается вовсе не из объективных фактов. Правдивая история складывается из веры автора в то, что он говорит. В конце концов, если автору удалось солгать красиво, то ложь его становится правдой» [7].

Происхождение термина ясно не до конца. Согласно одной из версий, в ирландских кругах Южного Бостона “гонзо” называли человека, который последним держится на ногах, когда все остальные уже лежат. Согласно другой версии, у слова испанские корни: “Gonzagas” означает в Испании что-то вроде “обманули дурака!”, – пишет Соколов-Митрич в статье, посвященной явлению гонзо на российской почве.

Впрочем, откуда бы не пришло само слово, моду на “гонзо-журналистику” создал в революционных 60-х годах прошлого века Хантер Томпсон, который, отправившись однажды писать репортаж о лошадиных бегах, в итоге прислал редактору зарисовки о зрителях, которых автор представил низкопробным сбродом.

С конца 2000-х годов гонзо-журналистика расцвела в России благодаря становлению онлайн-изданий. Именно там нашлось достаточно пространства для эксперимента. В качестве примеров можно привести рубрику “Офтопик” на Lenta.ru, рубрику «Портфель» в «Газета.Ru». К началу десятых годов новшества добрались и до телеэкранов.

Без Youtube, разумеется, не обошлось. Эта платформа в тот момент только-только начала осознавать себя как альтернативу телевизионным масс-медиа, однако при должном усилии потенциал этой площадки угадывался. Главное было тут начать пользоваться новым взглядом на реальность, который средствами Youtube уже начал формироваться (это и простота производства продукта, и очевидная любительщина, которую можно было использовать как стилистический прием, и сокращение дистанции между производителем и потребителем контента, и возможность выйти за рамки любых телевизионных шаблонов). Собственно, Реутов ТВ оказался детищем Youtube в прямом смысле слова, поскольку именно на этой площадке продакшн “Письмошная” и начал выпускать свои проекты, которые в итоге перешагнули рамки интернета и выкристаллизовалась в программу “Реутов ТВ” на телеканале 2x2. 

Пранки, провокации, мистификации и шутки на грани фола – вот инструментарий авторов Реутов ТВ. При этом создатели проекта зашли с комическим жанром на Youtube на практически пустую территорию. Тут оказалось возможно делать что угодно. Например, зайти на концерт рэперов Cypress Hill в образе провинциальных корреспондентов Реутов ТВ и Подольск ТВ и начать задавать зрителям весьма маскулинного вида вопросы из серии “Почему хип-хоп так популярен в гей-сообществе”, или спрашивать у владелиц кошек на выставке, как быстро те готовы дать погладить незнакомцу свою киску (в этом случае юмор был еще и в том, что ни одна из кошатниц не поняла двусмысленность). 

Проект Реутов ТВ был ориентирован на достаточно конкретную аудиторию, отсюда и специфика того юмора, которым наполнена программа. Как заметил Роман Саркисов, бывший на тот момент генеральным директором 2х2 и ставший инициатором покупки продукции «Письмошной», на 2х2 основными потребителями являлись «мужчины в возрастном диапазоне 18–34 года … молодые духом», для которых важно «смеяться над собой», что «позволяет им понять проблему и здраво смотреть на мир и взрослеть».

Конец нулевых – расцвет культуры троллинга. По сути, то, чем занимаются в кадре Сергей Мезенцев и Владимир Маркони – ни что иное как троллинг. В 2011 году журналист Андрей Лошак, к тому времени уже снимавший свой псевдодокументальный сериал “Россия. Полное затмение”, посвятил этому явлению статью, постаравшись разобраться, что это и зачем: “Изначально троллинг – это рыбная ловля на движущемся плавсредстве с использованием искусственных приманок: блесны или мормышки. В интернете троллингом стали называть хулиганскую забаву, возникшую с развитием блогосферы. Ее суть – ввести жертву в заблуждение и с помощью различных провокационных маневров довести до состояния глубокой фрустрации – баттхёрта. Чем сильнее жертва теряет над собой контроль, тем больше лулзов – то есть удовольствия – извлекается из процесса”.

Провокация и эпатаж – едва ли не главное оружие Реутов ТВ. Выставить других дураками – любимое занятие для авторов программы. В выпуске про алкоголизм в студию Реутов ТВ приглашаются серьезные эксперты, чтобы поговорить об алкоголизме. Но вместо того, чтобы слушать умных людей, корреспонденты выпускают в небо голубя алкоголизма и дружно машут ему руками (экспертам приходится присоединиться). В разных выпусках в студии оказываются то ясновидящие (которых показывают шарлатанами), то пришедшие на кастинг для участия в реалити-шоу (заглянувшую на кастинг американку из Майами, которая русский знает хуже чем английский, корреспонденты просят перевести слова “давеча”, “сукно”, “исконный”, “околесица”, а после предлагают ей подтянуть английский и прийти в другой раз).

Уникальность опыта “Реутов ТВ” заключается в сочетании заранее продуманных ситуаций / созданных условий с непредсказуемым развитием событий. В эпизоде из 4 серии 2 сезона, посвященной предстоящему падению метеорита на Землю, в студию Реутов ТВ приходят ясновидящие, которым надо прочитать информацию, заключенную в камне, предположительно, прилетевшем из космоса. Ясновидящие дружно сообщают, что это камень найдет на месте падения Тунгусского метеорита. На самом деле Анатолий Шмель только что нашел этот булыжник во дворе студии. В третьем сезоне, в котором Реутов ТВ отправился исследовать Россию, в Улан-Удэ Илья Огурцов должен по сюжету спросить у проститутки любовные советы. Совершенно случайно у него в номере оказывается не просто проститутка, а беременная, причем на одном из последних месяцев. Элемент случайности и спонтанности работает на абсурдное даже более ювелирно, чем спланированный сценарий эпизода на создание комического эффекта.

Гонзо в практике “Реутов ТВ” связана не только с эксцентричностью поведения персонажей программы, но и со степенью вовлеченности их в происходящее. Герои программы – сами корреспонденты. Рассказывая о фестивале пива в Реутове, Анатолий Шмель и сам “принимает на грудь”. Его телевизионный стендап с фестиваля должен начинаться с глотка пива. Первый дубль не выходит, второй тоже, третий смазан. Шмель все менее вяжет лыко, и заканчивает лежащим на газоне. Но это не финал сюжета, а лишь лишь один из эпизодов сквозной линии в выпуске о проблеме алкоголизма. Шмель тут не просто корреспондент, а герой. Проблема алкоголизма затронула его напрямую. На фестиваль пива Шмель, как знает зритель, заглядывает перед поездкой в московскую студию на телемост с петербургским Пятым каналом. Он таки добирается до студии, однако в прямом эфире на федеральном ТВ его тошнит. “Это был провал. Дверь в большое телевидение для нас теперь закрыта навсегда”, – комментирует произошедшее голос Ильи Огурцова. Один из лейтмотивов для персонажа Сергея Мезенцева – устроиться работать на федеральный канал. Но с этой мечтой, похоже, ему придется расстаться.

Мокьюментари – жанр псевдодокументального кино. Журналисты проекта использовали этот метод, объединяя пародию и провокацию, имитируя документальную стилистику. Грубое нарочитое искажение фактов ведущими, демонстрация полнейшего отсутствия критического мышления у интервьюируемых участников съемки создали особый стиль передачи.

Отметим также эклектичность, присущую мокьюментари, каким оно оказывается у авторов середины 10-х годов. “Мокьюментари – это и пародия, и пастиш, и гротеск, и перформанс, т.е. в сумме некая комическая или сатирическая дидактика, обладающая апеллятивными, декларативными и медитативными характеристиками” [6, с. 183], – полагает культуролог Оксана Мороз.

Реутов ТВ наглядно показывал воздействие влияние "магии телевидения" на психологию участников съемки и у зрителей. Неосознанная склонность людей верить в могущество и абсолютную правдивость телевизионных образов – сама по себе повод для художественного или публицистического высказывания. Впрочем, СМИ стали площадкой для игр и мистификаций даже до начала эры телевидения. Один из первых подобных экспериментов произвел режиссер Орсон Уэллс, который сделал аудиоспектакль в форме “репортажа с места” по мотивам романа Герберта Уэллса “Война миров”. Америка тогда настолько поверила в достоверность рассказываемого, что миллион человек сорвались с места, надеясь спастись от полчищ марсиан, атакующих Штаты. Чтобы успокоить население в Нью-Джерси, где по сюжету и произошла высадка, властям пришлось мобилизовать Национальную гвардию. 

Мокьюментарность Реутов ТВ заложена в саму идею проекта – Анатолий Шмель и Илья Огурцов – вымышленные персонажи, как вымышленным является и сам канал. В интервью Юрию Дудю участники проекта рассказывают, что вскоре после того, как они стали выпускать программу, им написали с настоящего телевидения города Реутов и попросили переименоваться (они эту просьбу проигнорировали).

Стиль, используемый в "Реутов ТВ", становится своеобразным инструментом манипуляций. Документальная стилистика имитируется с целью подорвать уверенность зрителя в правдивости показываемого. Иными словами, создатели передачи показывают, что документальные методы могут быть использованы для создания вымышленных сценариев и историй.

Один из выводов, который можно сделать, рассмотрев опыт использования мокьюментари в "Реутов ТВ" – у значительной части российской аудитории наблюдается отсутствие культуры рефлексии по поводу увиденного и услышанного. Тут можно вспомнить эффект, который произвел за двадцать лет до того сюжет Сергея Курехина “Ленин – гриб”, показанный в программе “Пятое колесо” на Ленинградском телевидении в 1991 году. Убедительно, серьезно и основательно там доказывалось, что Ленин в результате употребления галлюциногенных грибов и сам превратился в гриб. Даже броневик, с которого выступал вождь пролетариата, по версии Курехина, в разрезе оказывается похож на подземную грибницу, из которой большевик вырос, подобно боровику, для выступления перед революционными рабочими и солдатами. Эффект правдоподобности создавался путём манипуляций фактами и наукообразным обоснованием1.

Журналист Андрей Лошак, создатель громкого 5-серийного мокьюментари-сериала, вышедшего на телеканале НТВ в 2012 году “Россия, полное затмение”, в котором вскрывалась “тайная подоплека” происходящего в России в последние десятилетия, объясняет специфику жанра в одном из интервью: “То, что я делал, это такое закавыченное высказывание, это пародия. И все, что я там несу, говорю не я, а некий образ, который я создал в этом проекте. Который в конце разоблачается полностью и, надеюсь, объясняется. А фильм и должен был позиционироваться как сенсационно-провокационное расследование. В этом и заключается жанр "мокьюментари" – если всем сразу рассказать, что это шутка, теряется всякий смысл” [5]. 

Разумеется, зритель Реутов ТВ понимал, что мистифицируют, разыгрывают не его, а всех тех, кто попадает в объектив камеры. В этом радикальное отличие Реутов ТВ и, например, мокьюментари-сериала «Полное затмение» Андрея Лошака. Однако стилистика программы все равно отсылает к псевдодокументалистике, пусть и в пародийной форме.

Как в настоящем мокьюментари, в Реутов ТВ в кадре есть реальные медийные персонажи (в этом одна из “фишек” программы). Корреспонденты попадают на прием к депутату Госдумы, с которым обсуждают утечку мозгов из страны, установив на столе мясорубку и прокручивая через нее мясо, на Красной площади они встречаются с Никитой Джигурдой – одним из главных фриков страны в начале десятых годов, эпизод, в котором Илья Огурцов встречает на модном показе Ладу Дэнс, становится вирусным (как и многие другие подобные эпизоды программы с участием самых разных селебрити).

Комические приемы

Вопрос жанровой специфики Реутов ТВ, с одной стороны, имеет вполне очевидный ответ – это комедия. Однако с другой стороны, комическое в том виде, в каком оно представлено в программе, достаточно синтетическое по сути. Тип этого юмора коренится как в современной сетевой культуре, пронизанной разного рода провокативными практиками (пранки, троллинг), так и следует определенным традициям, и существует в специфическом жанровом и культурном контексте. 

Корреспонденты Реутов ТВ – достойные наследники братьев Маркс, особенно в той части, которая связана с невербальным юмором (на экране за эту линию отвечал Харпо, сквозная линия которого – вносить хаос везде, совершая абсурдные, немотивированные агрессивные действия). В выпуске, посвященном алкоголизму, Илья Огурцов отправляется на светскую вечеринку журнал MAXIM, чтобы начать собственноручно бороться с пагубным пристрастием богемы – плевать в бокалы, выливать шампанское на землю.

Самый же ближайший родственник “Реутов ТВ” – “Борат”, сюжет и действие которого строится на сходных принципах. И в том, и в другом случае на экране раскрывается архетип простака, появление которого в качестве корреспондента ТВ – ноу-хау программы на российском телевидении, и это особая механика развлекательного жанра. Авторы Реутов ТВ, как и в фильме “Борат”, сталкивают “цивилизацию” и “варварство” лоб в лоб в комическом, максимально документальном и актуальном ключе (конфронтация при этом происходит по линии “условность” и “непосредственность”). В случае Реутов ТВ провинциал противопоставляется жителю столицы.

В системе “свой-чужой”, где репортер – “чужой”, находились интервьюеры и гости программы. А зрители определяли репортера как “своего”, при этом они видели визуальное оформление, стиль знакомый из регионального ТВ – с нарочито устаревшим дизайном, с шаблонами еще из советского телевидения.

В то же время для интервьюируемых в столице провинциал на семиотическом уровне, как правило, “чужой”. Он автоматически определяется как человек другой культуры – по сути, ходячий анахронизм. При этом в любом другом российском городе интервьюеров Реутов ТВ воспринимают как ещё более провинциальных (либо попросту ущербных). Унижением обернулось для Ильи Огурцова посещение пляжа в Новосибирске, где его собеседником оказался крайне агрессивный горожанин, который его как только ни унизил: “Покажут по телеку, как я тебе лицо расковыряю?”, “Конюшня, б*дь, твой дом родной”, “Тебе сколько лет, дурак?”.

А чиновники, наоборот, категорически не видели этого, потому что фраза “репортер из Москвы” в любой российской провинции является тем заклинанием, которое создает “магию телевидения”. Серьезным испытанием стало интервью с корреспондентом Реутов ТВ Анатолием Шмелем для мэра Дзержинска. Все, что удалось официально высказать официальному лицу – город за последние 15 лет серьезно похорошел. А вот от Шмеля ему пришлось выслушать, что 15 лет – тот срок, за который одноклассница, в которую был влюблен, зачастую так толстеет, что смотришь и выдыхаешь с облегчением, потому что не получилось завести с ней роман, что Дзержинску надо сделать ребрендинг, чтобы избавиться от имиджа экологически неблагополучного места, и образом нового имиджа станет шестирукое существо с множеством ног и чешуей по имени Экологоша, и проиграть в армрестлинг.

Появляясь на просторах Москвы или Подмосковья (или, как в третьем сезоне программы, на просторах России) в амплуа простаков, корреспонденты Реутов ТВ театрализовывали реальность, что укладывается в логику и историю самого архетипического персонажа, воплощающего традицию народного театра и карнавальной культуры.

Провинциальность как тема и решение образов персонажей при этом имеет амбивалентный смысл. С одной стороны, за этим стоит представление о культурной отсталости – человека в старомодном образе мы, как правило, причисляем его к провинциалам. С другой стороны, в старомодности содержится ностальгия. Внешний вид, одежда, прическа, обувь, в случае с видео проектом – визуальное оформление, стилевое решение – все это определяется как знакомое нам, так как мы помним это из своего прошлого. Музыку из прогноза погода из советской передачи невозможно не узнать, и в настоящем времени это вызывает ностальгическую улыбку. Это всё складывается в знакомую картину. На эмоциональном уровне возникает приятный момент узнавания. Предмет восприятия определяется как нечто безопасное, в отличие от неизвестного будущего и сложного настоящего.

В большой степени архетип простака работал у Реутов ТВ именно из-за ностальгического момента. Видео оформление, пародирующее стиль регионального ТВ, устаревшие визуальные приемы, техники съемки, монтажа – все это призвано было создать у зрителя ощущение ностальгии и безопасности.

Заключение

Реутов ТВ оказался ярким примером формата гонзо и мокьюментари, породивший много последователей и подражателей. Как отмечают многочисленные зрители в комментариях к выпускам программы, выложенным на Youtube, актуальность и острота снятого 10 лет назад не теряется и сейчас, хотя поменялось, кажется, почти всё что в политике, что социокультурной ситуации.

Спустя несколько лет после выхода Реутов ТВ стал заметен интерес к продолжению этой волны особого юмора и жанра. Появились эксперименты с применением розыгрышей и пранка в стиле “Реутов ТВ”, главным образом на развлекательных каналах Youtube и TikTok.

Одним из последователей формата «неудобных вопросов» и гонзо-журналистики стала программа "Острый репортаж с Аллой Михеевой" на телешоу "Вечерний Ургант" (2012 – 2021). Создатели образа Аллы Михеевой также использовали образ провинциальной журналистки с ТВ, но усилили некоторые положительные черты ее характера, делая ее безусловно позитивным персонажем. Так как передача выходила на Первом канале, вопросы и темы, поднимаемые Аллой Михеевой, оставались достаточно поверхностными и не имели по-настоящему острой социальной или политической направленности.

Формат "неудобных вопросов" прижился в социальных медиа, таких как YouTube и TikTok, благодаря коротким видеороликам, требующим выразительности и провокации для привлечения внимания зрителей.

Архетип провинциала до сих пор распространен и широко используется. Этот образ часто появляется в начале карьеры многих юмористических артистов – ранние скетчи Насти Ивлеевой или Иды Галич, Лапенко и тд. В настоящее время на российском телевидении в силу нетипичной исторической ситуации на федеральных каналах темы юмора и сатиры стали ограниченными и почти не затрагивают политические и социально-важные темы.

Список литературы

  1. ВДудь. Реутов ТВ: понять Россию через юмор. (включён в реестр иностранных агентов) https://www.youtube.com/watch?v=8Z_IxW8UZfc.
  2. Демидов О. В. «Офтопик» как разновидность авторской колонки в интернет-издании (на примере «Лента. Ру») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2013. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oftopik-kak-raznovidnost-avtorskoy-kolonki-v-internet-izdanii-na-primere-lenta-ru (дата обращения: 26.11.2023).
  3. Лошак А. Это троллинг. 22/07/2011. (включён в реестр иностранных агентов) https://os.colta.ru/society/projects/201/details/23787.
  4. Лошак А. «Репутационные риски у меня серьезные». Интервью порталу Colta.ru. . (включён в реестр иностранных агентов) http://www.colta.ru/docs/5064.
  5. Мы живем в городе Глупове [интервью Андрея Лошака (включён в реестр иностранных агентов) ]// https://lenta.ru/articles/2013/02/28/loshak.
  6. Мороз О.В. Шок и драма: мокьюментари-эксперименты на российском телевидении // Наука телевидения. 2013. №10.
  7. Панюшкин В. Правда о правде // Сноб. 2009. 14 июля. URL: http://snob.ru/profile/5394/blog/4722.
  8. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо // РИА Новости. 2009. 28 июля. URL: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html.

1 Сюжет “Ленин-гриб” авторы Реутов ТВ, к слову, и сами использовали как референс во втором сезоне для серии “Почему интернет такой плохой?” – https://2x2tv.ru/video/reutov-tv/sezon-2/pochemu-internet-takoy-plokhoy

Интересная статья? Поделись ей с другими: