УДК 070

Мультимедийный лонгрид  как спецпроект информационного  агентства ТАСС

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университет им. К.Э. Циолковского

Зорина Милена Владленовна – студентка направления подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университет им. К.Э. Циолковского

Рогова Ангелина Евгеньевна – студентка направления подготовки «Журналистика»  Института филологии и массмедиа Калужского государственного университет им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье рассматриваются структура, проблематика и мультимедийность лонгридов рубрики «Спецпроекты» информационного агентства ТАСС. Авторы анализируют композицию, оформление,  дизайн, инфографику, работу с источниками информации проектов  «Мавзолей Ленина: как на Красной площади появилась усыпальница вождя», «Свет далёких планет», «Человек-оркестр. Посвящается композитору  Сергею Рахманинову», «Путь героя».

Ключевые слова: ТАСС, лонгрид, мультимедийность, инфографика.      

Старейшее информационное агентство ТАСС – один из основных поставщиков новостей, который информирует огромную аудиторию на основе большого количества источников и  определяет национальную повестку дня. ТАСС делает главную ленту новостей России, собирая  оперативную, актуальную и объективную информацию из всевозможных точек мира. Помимо новостей, большой популярностью у читателей пользуется сайт tass.ru., на котором есть отлично зарекомендовавшая себя  рубрика «Спецпроекты».

В различных мультимедийных проектах этой рубрики читатель может  познакомиться с историческими, культурными, научно-популярными темами, публикации которых представляют собой лонгриды. Такой формат применяется в журналистской практике, когда нужно переработать и увлекательно подать большое количество информации.  А. В. Колесниченко объясняет стремление многих СМИ публиковать лонгриды необходимостью выделиться из общего информационного потока,  потому что «с помощью новостей это сделать проблематично, так как даже эксклюзивная новость, опубликованная одним изданием, уже спустя минуты появляется на других сайтах» [3].

Медиаформат  лонгрид («long read» – длинное чтение) представляет собой не только объемный текст, вовлекающий аудиторию в разные сюжеты, проблемные ситуации и истории. Лонгрид может существовать только в интернете, благодаря его мультимедийности и слиянию разных элементов материал становиться интерактивным,  позволяет наиболее полно погрузить читателя в историю и проблематику вопроса.  

Современный лонгрид отличает углубленное раскрытие темы и  богатый фотоконтент, а также   разносторонняя подача материала, в которой можно наблюдать  комбинацию текста, фото, музыки, видео и инфографики.  Как отмечает М. Н. Булаева, «наиболее важной задачей, стоящей перед авторами мультимедийного лонгрида, является создание единого целостного материала, включающего в себя разнообразные мультимедийные элементы» [1]. Кроме того, «идеальный баланс между разными аудиовизуальными и текстовыми элементами выражается и в том, что ни один из элементов не должен выходить на первый план, вытесняя другие» [2, 13].

Лонгриды часто строятся по типу истории с ее элементами – завязкой, кульминацией, развязкой. Лонгрид «Мавзолей Ленина: как на Красной площади появилась усыпальница вождя» (https://tass.ru/spec/mavzoley-lenina?ysclid=lq0ne36bjx80565225) придерживается этого правила. Завязка истории с бальзамированием Ленина раскрывается в подглаве  «Почему решили забальзамировать Ленина?» Кульминацией  условно можно считать подглаву «Как удалось сохранить Мавзолей и тело Ленина в годы Великой отечественной войны?», развязкой – «Кто поддерживает тело Ленина в сохранности сегодня?». В материале присутствует справочный материал о временном и постоянном бальзамировании Ленина, о  деревянных и каменных мавзолеях. Оформление материала лаконичное, рисунки, а также цитаты рабочих Рогожско-Симоновского района Москвы, архитектора Алексея Щусева, биохимика Бориса Збарского представлены на сером фоне, что гармонирует с тремя черно-белыми фотографиями.

В материале использованы фотохроника ТАСС,  фотографии  из архивов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева и Государственного исторического музея.

Глубокое и системное исследование материала предполагает  использование большого количества источников, и авторы лонгрида указывают их в конце материала. Из 17 источников 2 имеют гиперссылки, есть гиперссылка и в самом тексте. Мультимедийных элементов в материале нет.

 Лонгрид «Свет далёких планет» о планетах, находящихся вне Солнечной системы  (https://spec.tass.ru/ekzoplanety/posleduyuschie-otkrytiya-planet/),  также построен по типу серийности, где роль каждой серии выполняют подглавы  «Невидимые спутники звёзд»,  «Время первых», «Обитатели «зоопарка», «В погоне за лидерами», «Чужая Земля», «Билет в один конец». Этот мультимедийный проект  содержит подзаголовок «Где учёные ищут новый дом для всего человечества», лид, в котором есть переход  по ссылке на материал вулканолога Павла Плечова «Гнев земли. Могут ли вулканы уничтожить жизнь на планете».

 Текст сопровождают врезки-цитаты, например, слова астронома Владиславы Ананьевой: «Внесолнечная планетология показывает: всё, что можно помыслить и что не противоречит законам физики, может существовать. Редко, но может».

 Тема «Экзопланеты как возможное убежище человечества» становиться более привлекательной и понятной благодаря плавному, красивому, эффектному дизайну инфографики. Темно-синий фон для желтого и белого  текста уместен, так как  имитирует звездное небо. Инфографика выдержана в едином стиле, а   анимированные диаграммы «Метод лучевых скоростей», «Транзитный метод», «Гравитационное микролинзирование»,  «Метод прямого наблюдения»,  «Поиск экзопланет», «Параметры экзопланет» позволяют читателю наглядно погрузиться в тему. 34 источника, которыми пользовалась команда медиапроекта, состоят из отечественных и зарубежных трудов.

 Лонгрид «Человек-оркестр. Посвящается композитору  Сергею Рахманинову» (https://spec.tass.ru/rakhmaninov150/) также построен  по типу истории с интригующей завязкой: «Идёт 1897 год. 24-летний Сергей Рахманинов курит, лёжа на диване, и смотрит в потолок. Недавно его Первая симфония провалилась во время премьеры в Санкт-Петербурге. Судя по отзывам критиков, оркестр развалился и издавал звуки, мало похожие на музыку. Молодой Рахманинов по-настоящему разбит и решает, что ему больше не стоит сочинять».

 Мультимедийная аудио-вставка предлагает читателю послушать второй фортепианный концерт композитора  и увидеть расположение и функции музыкальных инструментов в оркестре  на рисунке, где деревянные духовые, медные духовые, фортепьяно, струнные, ударные, показаны разными цветами. Кликнув по любой группе инструментов на рисунке, читатель может увидеть справку о том, какие инструменты входят в группу, как  они звучат у Рахманинова, что еще могут эти инструменты. Сами авторы сообщают, что иллюстрация оркестра создана с опорой на европейскую рассадку и является упрощённой схемой. А отрывок, который звучит, смонтирован из двух наиболее узнаваемых фрагментов Концерта № 2 Cергея Рахманинова: первых минут первой части (Moderato) и заключения третьей части концерта (Allegro scherzando).

Этот лонгрид  отличается удобной навигацией и креативными гиперссылками, которые позволяют создавать связи между различными разделами и элементами на странице. Так как  гиперссылки имеют названия  «Читать про Рахманинова», «Вернуться к оркестру», «Вернуться в начало» они помогают пользователю быстро перемещаться по контенту и находить нужную информацию.

 В проекте использовались цифровые копии фотографий и документов Российского национального музея музыки, благодаря которым читатель видит Сергея Рахманинова за корректурой, во время исполнения фортепианного концерта, на оркестровой репетиции в разные годы в России и в США. В лонгриде есть  диаграммы «Как менялась активность Рахманинова-композитора», «Для каких групп инструментов Рахманинов чаще всего писал произведения».

 В заголовке материала применяется  красивая и стильная каллиграфия – выплывающая подпись Рахманинова.  В самом тексте лонгрида успешно используется выворотка.  Белый текст подглав «Три амплуа Сергея Рахманинова», «За дирижёрским пультом», «За письменным столом», «За фортепиано» эффектно смотрится на черном фоне. Подглава «1917. Год, который всё изменил» размещается на темно-коричневом фоне.  В тексте применяется полужирное начертание, поэтому белый текст удобочитаем. Всего в проекте использовалось 10 источников.

К 85-летию киностудии «Союзмультфильм» ТАСС опубликовал лонгрид «Путь героя» (https://spec.tass.ru/geroi-multfilmov/) о культовых персонажах отечественных мультфильмов: коте Матроскине, ослике Иа, Багире, Волке из «Ну, погоди!» и котёнке по имени Гав. В рубрикаторе героев мультфильмов  представляют в добродушно-юмористическом досье,  где  указывается вид, род занятий и кредо персонажей.

 Например, вид кота Матроскина – лесной кот, род занятий – фермер,  кредо – созидание.  Иллюстративное сопровождение лонгрида достаточно насыщено и имеет элемент мультимедийности. Эскизы персонажей и фона, титры и раскадровки к каждому мультфильму дополняют гифы с самыми памятными моментами из жизни мультипликационных героев. В текстах про каждого из героев  авторы проекта стремились выяснить, почему они так много значат для зрителей. В проекте использованы материалы студии «Союзмультфильм» и  10 источников.

 Таким образом,  лонгриды информационного агентства ТАСС зрелищны, интересны и  интерактивны, отличаются глубокой проработкой материала, красочным дизайном, удобной навигацией. Мультимедийные элементы (анимированные диаграммы, аудио, гифы)  органично встраиваются в ткань повествования и позволяют аудитории выйти на новый уровень восприятия и понимания темы.

Список литературы

  1. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. – 2015. – № 4. –  С. 121–123.
  2. Галустян А. А., Кульчицкая Д. Ю. Как делать мультимедийные лонгриды? Практическое пособие по созданию материалов для онлайн-СМИ. – М.: Ф-т журн. МГУ, 2015. – 44 с.
  3. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. – 2015. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.mediascope.ru/node/1691  (дата обращения: 11.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: