УДК 9

Аксиологические основы российской государственности

Магомедова Эльмира Магомедовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова.

Агасиева Магрифа Нугутдиновна – кандидат исторических наук, доцент общеуниверситетской кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова.

Аннотация: В статье анализируются аксиологические основы российской государственности. Рассматриваются характерные особенности российской государственности и составляющих её социально-политических ценностей. Приводится содержание ключевых ценностных духовно-политических категорий, традиционно присутствующих в идейно-политическом дискурсе России. Выявляются причины и последствия деформаций аксиологических основ российской государственности, приводятся механизмы их устранения.

Ключевые слова: государственность, аксиология, ценности, идентификация, идеология, Россия.

В условиях текущей геополитической ситуации, глобализации, санкционного давления на Россию и роста влияния интернет-сообществ на население проблема сохранения государственности становится крайне актуальной [1]. История России показывает, что независимость государства основана не столько на силе оружия или устойчивости банковской системы, сколько на государственном духовном суверенитете, единстве духовных ценностей и стремлений населения. Духовная безопасность играет интегрирующую и системообразующую роль в поддержании национальной безопасности, поскольку обеспечивает защищённость традиционных духовных ценностей индивидов и всего социума от внутренних и внешних угроз [2]. Для сохранения духовной безопасности России необходимо формирование и утверждение массового патриотического сознания, основанного на ценностных базисах российской государственности.

Целью работы является изучение аксиологических основ российской государственности. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

С самого становления российский тип цивилизации основывался на доминировании государства как ключевого элемента всей культурно-исторической конструкции [3]. Для культурно-исторического кода российского народа свойственно убеждение в безусловном приоритете государственного над частным, индивидуальным, государственного права над гражданским. Несмотря на многочисленные социально-политические трансформации, происходящие в России, государство остаётся центром идентификации и высшим политико-правовым аксиологическим институтом.

В основе государственного устройства лежат социально-политические ценности, обслуживающие потребности политической и социальной жизнедеятельности населения: социальные институты, нормы общественной жизни и идеи, которые обуславливают устремления людей [4]. Социально-политические ценности относятся как к материальной, так и к духовной жизни человека, поэтому их отсутствие воспринимается как насилие над телом и духом. Они являются результатом совместного творчества человека и социальных институтов.

Одними из ключевых ценностных духовно-политических категорий, присутствующих в идейно-политическом дискурсе России на протяжении всего периода существования российской государственности, являлись понятия «правда», «свобода» и «справедливость» [5]. Данные исследований показывают, что значимость данных понятий сохраняется и в настоящее время. Так, «свобода» в российском мировоззрении традиционно рассматривалась как один из основных элементов политического могущества и общественного благосостояния. Согласно классическому пониманию свободы личности, она является основанием правового положения граждан в государстве и должна охраняться путём установления равной для всех людей ответственности перед законом за её нарушение. В отечественном идейно-политическом дискурсе рационалистическое понимание свободы сочетается с духовно-нравственным осмыслением этого явления: свобода воспринимается как способ нравственного совершенствования и морального освобождения русского человека. Также для российской традиции характерно осознание свободы человека через религиозно-нравственное мировосприятие – как ответственность и обязанность по отношению к другим. В целом для русского народа характерно стремление не к политической свободе, которую он сознательно передаёт в руки государства, а к нравственной.

Под понятием «правда» в традиционном российском идейно-политическом дискурсе понимается жизнь, выстроенная угодным Богу образом [6]. Правда не сводится к формальной юридической справедливости и охватывает все сферы жизнедеятельности людей, организуя их в соответствии с христианским вероучением. При этом согласно традиции отечественной духовно-политической мысли установить «правду» может только самодержавный правитель, поэтому он должен обладать всей полнотой власти.

Понятие «справедливость» в российском идейно-политическом дискурсе тесно связано с понятием «общей пользы»: справедливо то, что полезно для всего общества, а общая польза является справедливой. При этом понятие «общей пользы» постепенно трансформировалось: в XVI в. считалось, что народ служи царю, а царь – Богу, тогда как в XVIII в. и позднее и правитель, и народ служат Отечеству, поэтому «общим благом», обеспечивающим «справедливость», является принесение пользы Отечеству.

Несмотря на то, что базисные традиционные ценности достаточно прочно закрепились в российской государственности, на протяжении исторического развития они видоизменялись и дополнялись новыми акцентами и смыслами в соответствии с потребностями и вызовами исторической ситуации [7]. Это привело к противоречивости ценностного комплекса и акценту на разные идеалы и ценности в различные временные периоды, что, хотя и не помешало сохранить традиционные для отечественной культуры идейные доминанты, привело к деформациям аксиологических основ государственности в современном российском обществе.

В частности, глобальной тенденцией современности является снижение интереса граждан, в первую очередь молодых, к патриотической идентификации с ключевыми аспектами отечественной государственности [8]. В то же время одной из базовых психологических потребностей личности является потребность в идентификации с отечеством, социальными институтами, собственным народом и культурой. Это создаёт опасность формирования и развития негативно-шовинистической идентификации, для которой, в отличие от позитивно-патриотической, свойственны мировоззренческая установка на самоизоляцию от иных идентификаций, отрицание возможности оппонента иметь значимые интересы, неспособность к диалогу и предельный эмоциональный накал в рассуждениях, затрагивающих гражданские и государственно-национальные проблемы. Негативную шовинистическую идентификацию можно считать патологической аномалией, которая порождает неадекватное мировоззрение и превращает граждан, в первую очередь молодых, в созидательно, культурно и политически недееспособных субъектов.

Распространение подобной идентификации и существующий в России мировоззренческий кризис являются следствием посткоммунистического режима, который радикально отказался от предшествующей идеологии, но не предложил взамен эквивалентного конструкта [9]. Часть политиков стремится искусственно заполнить образовавшийся мировоззренческий вакуум простыми, но проблемными решениями: шовинистскими «эксклюзивными демократиями», националистической повесткой или «султанистскими» режимами.

Для недопущения распространения искажённой идеологии и искусственно насаждаемых ценностей «потребительского общества», противоречащих аксиологическим основам российской государственности, необходимо устранение мировоззренческой гетерогенностью российского общества, формирование новой национальной идеи и идеологии, способной сплотить россиян вне зависимости от возраста, социальной и политической принадлежности, национальности и вероисповедания [10]. В качестве основы такой идеи разработана модель мировоззренческого «пентабазиса», основанного на базовых ценностях россиян и соответствующего аксиологическим основам российской государственности. Модель состоит из пяти структурных компонентов, которым соответствуют собственные ценностные доминанты:

  • человек – созидание;
  • семья – традиции;
  • общество – согласие;
  • государство – доверие к институтам;
  • страна – патриотизм.

На базе модели «пентабазиса» формируется культурный суверенитет России, который состоит из множества социально-культурных элементов, лежащих в основе идентичности российского народа и государства. В рамках культурного суверенитета будет возможно сохранять культурное наследие и традиционные духовно-нравственные ценности, минимизировать социальную, культурную и психологической зависимость от внешнего воздействия и защищать российское общество от деструктивного информационного и идеологического влияния.

Таким образом, аксиологические основы российской государственности, выработанные в результате продолжительного исторического и духовно-политического существования народа, обуславливают устойчивое развитие и послекризисное восстановление современной России. Несмотря на значительные перемены, произошедшие в социально-политической действительности и общественном сознании российского народа, базовые аксиологические понятия российской государственности сохраняют своё значение и лежат в основе формирующейся системы патриотического воспитания и сохранения традиционных ценностей.

Список литературы

  1. Байдиков К.Г. Духовный суверенитет как ценность российской государственности // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 4. – С. 97-104. – DOI: 10.34823/SGZ.2021.4.51634
  2. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Социально-философские основы формирования патриотического сознания человека в современном российском обществе // Наука. Искусство. Культура. – 2023. – № 3 (39). – С. 147-156.
  3. Москаленко С.Г. Российская государственность как доминанта цивилизационной идентификации: политико-правовой анализ // Философия права. – 2019. – № 4 (91). – С. 98-102.
  4. Михалкин Н.В. Философия для юристов: учебник и практикум для вузов / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 517 с.
  5. Сорокопудова О.Е., Миронов Д.В. Исследование аксиологических оснований российской государственности: перспективы использования метода политико-текстологического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2023. – Т. 25, № 2. – С. 455-470. – DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-2-455-470
  6. Перевезенцев С.В., Ананьев Д.А. Аксиологические основы российской государственности: «правда» и «справедливость» в отечественном идейно-политическом дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2023. – Т. 25, № 1. – С. 21-37. – DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-1-21-37
  7. Перевезенцев С.В. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей / С.В. Перевезенцев, О.Е. Пучнина, А.Б. Страхов, А.А. Шакирова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 113-133. – DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133
  8. Москаленко С.Г. Аксиологический и гносеологический статус патриотического мировоззрения как основа позитивной концептуализации эволюции государственности // Философия права. – 2019. – № 2 (89). – С. 164-169.
  9. Полосин А.В. Шаг вперёд: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2022. – № 3. – С. 7-23.
  10. Артюхин О.А., Иванова Л.Л., Батов А.Т. Мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса» в современной политике России // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. – 2023. – № 2. – С. 190-196. – DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-190-196