УДК 94

Роль скандинавского язычества в формировании культуры викингов и его влияние на регион Северного моря

Санников Даниил Андреевич – курсант Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

Аннотация: В данной научной статье рассматривается роль скандинавского язычества в формировании уникальной культуры викингов, а также его значительное влияние на мировую историю. рассматриваются В работе анализируются исторические и археологические данные, чтобы продемонстрировать, как религия северных народов способствовала развитию торговых связей, военного дела и искусства викингов. В данной статье рассматривается эпоха викингов как одно из самых ярких и значимых явлений в истории Скандинавии и Европы в целом. Этот период, продолжавшийся с конца VIII по середину XI века, характеризуется активной экспансионистской политикой скандинавских народов, их торговыми и военными контактами с различными государствами и культурами, а также значительным влиянием на развитие мировой истории и культуры.

Ключевые слова: Раннее Cредневековье, скандинавское язычество, Эпоха викингов, Поэтическая Эдда, мифология.

Введение

Скандинавское язычество сыграло ключевую роль в формировании уникальной культуры викингов, их религиозных представлений и способов взаимодействия с окружающим миром. Эпоха викингов охватывает исторический период с конца 8-го до середины 11-го века, и именно в этот период скандинавский пантеон богов и религиозные традиции достигли своего расцвета [1]. Викинги, будучи опытными мореплавателями и бесстрашными воинами, благодаря своим набегам и торговым отношениям, распространили свое культурное влияние далеко за пределы Скандинавии. В ходе этих взаимодействий, языческая религия викингов вступала в контакт и конфликт с другими монотеистическими религиями, такими как христианство и ислам, что оказало глубокое влияние на формирование мировой истории и религиозных представлений [2]. Особое отношение народа Скандинавии к богам и духам, отличающееся от других древних культур того времени, основано на их уникальной вере. Вместо того, чтобы поклоняться богам и припадать к их ногам, как делали римляне и греки, норвежцы испытывали глубокое уважение и почтение к богам и духам. Они рассматривали богов как духов, пронизывающих природу, и осознавали, что ежедневно соприкасаются с этими энергиями. Более того, жизнь многих норвежцев пронизывал скрытый страх, который был обусловлен особенностями того времени. Эпоха тех времен отличалась от нашей: отсутствовали достижения науки и медицины, а земля и силы природы были опасными и непредсказуемыми [3].

Скандинавское язычество в жизни викингов

Информация о скандинавских божествах, космогонических мифах и создании мира сохранилась до наших дней в таких текстах как «Старшая Эдда» (анонимный сборник древнескандинавской поэзии) и «Круг Земной» Снорри Стурлуссона, который был христианским автором [4].

Согласно представлениям викингов и их предков, вселенная началась из двух стихий – тепла и холода. Между ними располагался Гиннунгагхап, и из места их соприкосновения возник великан Имир. Божья коровка Аудумла выкормила Имира своим молоком и лизала лед, благодаря чему был создан Бури, ставший отцом Одина, Вилли и Ве. Эти трое убили Имира. Из его тела была создана земля, из черепа – небесный свод, а одна из его бровей стала стеной, разделяющей мир великанов Йотунхейм и Мидгард, мир людей.

Иггдрасиль, гигантский ясень, был центром скандинавской мифологии, соединявшим девять миров. Его три корня располагались в Асгарде (страна богов), Йотунхейме (страна ледяных великанов) и Нифльхейме (мир мертвых). Рядом с корнями находились три источника: Хвергельмир, где обитал змей Нидхогг; Мимисбрунн, из которого происходила мудрость, и Урдарбрунн, Колодец Судьбы, которым пользовались богини Судьбы [5].

На дереве Иггдрасиль обитали разнообразные животные, включая орла с соколом на самых верхних ветвях, между которыми происходили оскорбительные перепалки через белку Рататоскр.

Во главе богов стоял Один, женатый на богине Фригг. Под ними находились меньшие божества, такие как Тор, Тир, Локи, Фрей и Фрейя, Эгир и Ньерд, Браги, Улль и Хель.

Один из наиболее значимых центров язычества в Скандинавии был храм в Уппсале, расположенный к северу от современного Стокгольма в Швеции. Этот храм окружен курганами, где похоронены древние короли вместе со своими лошадьми, собаками, слугами и оружием.

Храм в Уппсале славился своим крупнейшим фестивалем, который проводился каждые девять лет в день весеннего равноденствия. Во время этого фестиваля приносилось в жертву девять мужчин. Туши жертв были развешаны в священной роще рядом с храмом, а человеческие трупы висели рядом с животными, такими как собаки и лошади.

В храме по словам Адама Бременского находились три изображения божеств – Тора, Одина и Фрея.[6] Время для приношения жертв каждому из богов наступало в ситуациях, связанных с упадком и заболеваниями, военными действиями или свадьбами. Тор был божеством силы и владел молотом Мьелльниром. Один, как бог сражений, решал исход битвы, нанося победу или поражение. Изображение Фрея имело увеличенный половой член, символизируя его божественную связь с плодородием. Валькирии, являясь слугами Одина, были женскими существами, которые провожали воинов, погибших в битвах, в Валгаллу, где они пировали в зале Одина в ожидании Рагнарека.

Кроме крупного фестиваля, каждый год в Уппсале проходило еще три важных религиозных праздника: один в начале лета, один в осеннее время и один в середине зимы. Летний праздник был связан с приношением удачи и победы в предстоящих набегах, и соответствующие жертвоприношения были проводимы для обеспечения успеха.

Отдельное значение в мировоззрении викингов занимал Рагнарек. Рагнарек в скандинавской мифологии и  культуре представляет собой эсхатологическое событие, которое можно интерпретировать как конец света или апокалипсис. Это событие описано в поэтическом произведении "Видение Севера", включенном в состав Старшей Эдды [7].

По преданию, Рагнарек наступит в конце мира и приведет к смерти богов и гибели весьмащей земли. Признаки и знамения, предшествующие Рагнареку, включают долгую зиму без лета, гибель бога Бальдра и появление монстров и демонов, которые начнут сражаться с богами.

Ключевым событием Рагнарека является битва на равнине Вигрид, где боги и герои сражаются с гигантами и другими существами зла. В результате этого эпического боя погибает множество богов, в том числе главные боги Один и Тор. Земля охватывается огнем и погружается в хаос.

Тем не менее, мифология также упоминает о возрождении мира после Рагнарека и появлении богов вновь. Мир будет очищен, а зелье жизни будет использовано для восстановления гармонии и порядка в новом мире.

Он имел глубокий символический смысл для викингов, который связан с цикличностью жизни и смертью. В своей сущности он отражает скандинавское представление о конечности мира и протекании времени. Викинги верили, что судьба богов неизбежна, и Рагнарек является неотъемлемой частью этого универсального предназначения.

Эпоха викингов Северном море

Эпоха викингов – это исторический период, который охватывает с VIII по XI века. Это было время важных достижений, культурного и технологического развития. Викинги прославились своими навыками в металлургии, ремесле и кораблестроении. Они создали обширную торговую сеть, которая охватывала практически весь известный на тот момент мир. Викинги играли значительную роль в европейских войнах и дипломатии. Их деятельность способствовала укреплению феодализма как основной политической системы средневековой Европы.[8]

Первое известное нападение скандинавских мореплавателей произошло 8 июня 793 года на Линдисфарн, остров в нортумбрийском регионе. Группа норвежских кораблей высадила викингов с целью захватить ценности, находившиеся в монастыре. В процессе они посягнули на ценности, убили монахов и уничтожили религиозные артефакты. Действия викингов, известные своей жестокостью, вызвали ужас и шок среди жителей Линдисфарна. Это событие считается отправной точкой Эпохи викингов.

Англосаксонские монастыри представляли собой привлекательные цели для викингов, так как именно там хранились многие ценности и сокровища, за которыми они стремились. Викинги в то время исповедовали языческую веру, поэтому у них не было каких-либо нравственных скреп или учуяний в отношении профанации священных мест и избавления от монахов. Кроме того, религиозные общины не имели достаточных средств для эффективного противостояния и защиты своих ценностей от ограбления.

В 803 году новая группа викингов высадилась на Британских островах, и, хотя они планировали осуществлять мирную торговлю, случались случаи насилия. При высадке трех скандинавских кораблей на побережье королевства Уэссекс был убит один из королевских чиновников. Это нападение, однако, было ничто по сравнению с разграблением монастыря Линдисфарн, которое унесло множество жизней и почти полностью уничтожило его сооружения [9].

Этот инцидент оставил неизгладимый след и вызвал значительную тревогу среди англосаксонских христиан в Европе. В память о нападении на Линдисфарн англосаксы, проживающие на этой земле, изобразили сцены насилия на каменной могильной плите, которую назвали "Камнем страшного суда викингов". Кроме того, множество богословов и соседей утверждали, что эти нападения были результатом божественной мести в ответ на моральное разложение обитателей королевства Нортумбрия. Несмотря на страх, вызванный у других христианских общин, набеги продолжались в разных регионах Европы до XI века.

Заключение

В заключение, хочу отметить, что скандинавское язычество оказало огромное влияние на культуру викингов во время своего расцвета и сыграло важную роль в формировании религиозных убеждений и традиций в районе Северного моря. Будучи мужественными воинами и опытными мореходами, викинги распространили свое культурно-историческое наследие далеко за пределы Скандинавского полуострова благодаря торговым связям и морским походам. Контакты с другими мировыми религиозными течениями и монотеистическими вероисповеданиями, такими как христианство и ислам, привнесли в скандинавское язычество неповторимые и уникальные элементы.

Викинги достигли значительных успехов в области металлообработки, кораблестроения и других ремесел, что оставило глубокий след в мировой истории. Их торговые связи и основание поселений по всему региону Северного моря существенно повлияли на формирование его экономического и политического облика. Эта уникальная культура внесла значительный вклад в мировое культурно-историческое наследие, искусство, музыку, литературу и оставила свой след в мировой истории.

Список литературы

  1. Andersen K.E. På sporet af vikingerne. // København, 2000. – c. 465.
  2. Bagge S. The Old Norse kings’ sagas and European Latin historiography // The Journal of English and Germanic Philology. 2016. Vol. 115. No. 1. – c. 1-38.
  3. Gaborit-Chopin D. Brugen af hvalrostand i Vesteuropa // Viking og Hvidekrist – Norden og Europa 800-1200 / Ed. E. Roesdahl. København, 1993. – c. 204-206.
  4. Hjarder K. Havets herskere: vikingerne i krig og fred. // København, 2020. – c. 45
  5. Roesdal E. Vikingernes verden. //  København, 2001. – c. 134-136
  6. Varberg J. Viking. //  København, 2019. – c. 200
  7. Winroth A. The age of the Vikings. // Princeston, 2014. – c. 96
  8. Parker P. The Northmen’s fury – a history of the Viking world. // London, 2014. – c. 68
  9. Pentz P. Skibet og vikingerne // Viking / Eds. Williams G., Pentz P., Wemhoff M. 2013. – c. 202-227.

Интересная статья? Поделись ей с другими: