УДК 388, 159.9.072, 65.015

Цифровая экономика и её базовые компетенции

Казакова Герензел Яшкуловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, информационной безопасности и цифровой экономики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

Макарихин Вячеслав Анатольевич – магистрант кафедр информатики, информационной безопасности и цифровой экономики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

Аннотация: На сегодня можно с уверенностью сказать, что повсеместное проникновение цифровых технологий играют важную роль в повышении конкурентоспособности экономик, как на глобальном, так и на национальном уровне. В статье рассмотрены понятие цифровая экономика и её взаимосвязь с человеческим капиталом, определены компоненты и составляющие цифровой экономики, определена взаимосвязь понятий цифровая экономика и человеческий капитал, выделены основные компоненты рассматриваемых понятий.

Ключевые слова: цифровая экономика, человеческий капитал, цифровые технологии, производительность труда, оптимизация бизнес-процессов.

Постановка проблемы

Повсеместное проникновение цифровых технологий, формирование и развитие цифровой экономики глобальном, так и на национальном уровне, технологические инновации радикально изменяют окружающую среду, переформатируют требования к персоналу, меняют экономические модели и создают новые вызовы и перспективы. Развитие цифровой экономики приводит к постоянным, структурным и быстрым изменениям во всех сторонах общества, к изменению требований к каждому члену социума

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы развития феномена цифровой экономики и вопрос базовых компетенций привлекает внимание многих ученых, среди которых такие ученые как: Н.А. Кравченко, В.Д. Маркова, Г.Н. Андреева, С.В. Бадальянц, Т.Г. Богатырева, А.В. Бабкина, А.В. Кешелава, Н.П. Балдина, Е.Б. Хоменко, Л.В. Кох, Г. Головенчик, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев, Р. Бухт, Р. Хикс, А. Марскардини, Ю.Г. Лысенко, В.В. Карпеев, Г.С. Овечко, Ст. Бир, В.А. Бородай и многтн другие.

Цель исследования – анализ взаимосвязи цифровой экономики и человеческого капитала, определение роли человеческого капитала.

Изложение основного материала

Цифровая экономика понимается как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1].

Цифровая экономика запустила цифровую трансформацию бизнеса Цифровая трансформация, охватывает все сферы функционирования бизнеса и всех заинтересованных лиц. Центром цифровой трансформации становятся знания, формируя «единую систему управления знаниями, технологиями и компетенциями» [2, с. 8]

Цифровая трансформация является ключевым фактором, влияющим на развитие цифровой экономики. Цифровая трансформация представляет собой революцию в применении цифровых технологий во всех сферах бизнеса и общества, что определяет тенденции экономического роста и социального прогресса в следующих аспектах:

Эффективность и производительность: Цифровые технологии позволяют увеличить эффективность и производительность бизнеса путем широкого применения автоматизации процессов, использование искусственного интеллекта и других передовых технологий.

Инновации и конкурентоспособность: Цифровая трансформация способствует внедрению инноваций во все стороны жизни общества: производство, науку, образование, здравоохранение и отдельного члена социума и стимулирует конкурентоспособность, позволяя компаниям выделяться на рынке и расширять свою деятельность.

Социальное включение: Цифровые технологии предлагают новые возможности для всех членов и слоёв общества для общения, образования и работы, повышают доступность услуг для всего общества и содействуют социальному включению.

Устойчивость и экологичность: Цифровые решения могут помочь в поиске новых решений экологических проблем и способствовать устойчивому развитию, позволяя снизить антропогенную нагрузку, оптимизировать использование ресурсов и сократить негативное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что цифровая трансформация имеет и негативные стороны и приносит ряд вызовов, рост остроты проблемы кибербезопасности, возрастание неравенства в доступе к цифровым технологиям и навыкам, а также негативное влияние автоматизации на занятость. Поэтому ключ к устойчивому развитию цифровой экономики лежит в эффективном управлении этими изменениями и мер по обеспечению числовой грамотности, безопасности и прозрачности [3].

Ключевым фактором производства в условиях цифровой экономики являются цифровые данные, большие данные и работа с ними, отсюда от персонала в условиях цифровой экономики, применения цифровых технологий требуется соответствующие компетенции.

Цифровые технологии обеспечивают потенциал для автоматизации трудоемких процессов, которые могут быть незначительными или повторяющимися, освобождая время сотрудников для более сложных задач, требующих человеческого взаимодействия и творческого размышления тем самым оптимизируя функционал сотрудников организации [5].

Аналитические инструменты, а также применение искусственного интеллекта и машинного обучения дополнительно обеспечивают глубокий анализ данных, поддерживая принятие решений на основе данных и персонализацию обслуживания.

Внедрение цифровых решений для обучения и развития помогает сотрудникам обновлять свои навыки в соответствии с быстро меняющимися требованиями отрасли и технологическими новшествами.

Также использование цифровых коммуникационных инструментов (например, корпоративные социальные сети или облачные платформы совместной работы) повышает эффективность коммуникации и сотрудничества, улучшает культуру обмена знаниями и способствует гибкости рабочего времени и удаленной работы.

В то же время, цифровизация предполагает серьезную подготовку: важно обучить сотрудников новым цифровым навыкам, управлять изменениями в организационной культуре и обеспечить безопасность данных и приватность информации.

По мнению, изложенными в работе [5] в условиях цифровой экономики руководители и персонал должны обладать следующими компетенциями, умениями и навыками в эпоху цифровой трансформации российской экономики: цифровые навыки, технологические компетенции и основной компетенцией, которую необходимо развивать в современном цифровом мире, является способность к постоянному обучению, эмоциональный интеллект, критичность мышления, креативность, когнитивная гибкость, мягкие навыки межличностной коммуникации, а ключевым фактором для успешного профессионального роста – готовность постоянно осваивать новые появляющиеся технологии;

Рассматривая ситуацию с цифровыми компетенциями в российских условиях в работе [10] определяется уровень цифровой грамотности в базовых вопросах, таких как знания в области информационно-коммуникационных технологий, возможности цифрового образования, информационная безопасность, умения работать с цифровым контентом и соблюдение этических норм при его использовании. Сделан вывод обладание цифровыми компетенциями является необходимым условием профессионального роста в частном случае и развития экономики в целом Рассмотрим какие компетенции будут востребованы в условиях цифровой экономики рассматривая данные представленные в работе [6], в которой рассматривая результаты опроса представителей 1340 организаций из разных отраслей в США в 2023 были получены пять ключевых выводов: 1) Большинство организаций будут использовать искусственный интеллект; 2) Генеративный ИИ изменит то, как мы работаем; 3) Приобретение навыков работы с применением искусственного интеллекта повысит заработную плату и создаст другие карьерные преимущества для сотрудников; 4) Выгода от роста производительности квалифицированной рабочей силы, работающей с применением искусственного интеллекта, может быть огромной; 5) Разрыв в уровне навыков использования искусственного интеллекта можно сократить за счет обучения.

Как видим компетенции в области искусственного интеллекта оказываются ведущими среди востребованных компетенций, по мнению американских специалистов. На наш взгляд нет принципиальной различий в приведённых результатах если считать, что ключевым фактором для успешного профессионального роста – готовность постоянно осваивать новые появляющиеся технологии в российской экономике соответствует конкретизация данного положения как освоение искусственного интеллекта , аналогичный вывод о том, что в целом цифровые компетенции, которые имплементированы в повседневную деятельность, в России и мире приблизительно релевантные сделан в работе [11], тогда возникает вопрос о том как сформировать ключевые компетенции персонала в процессе цифровой трансформации и цифровизации экономики.

Формирование ключевых компетенций персонала в процессе цифровой трансформации и цифровизации экономики рассмотрено в работе [7] в которой в частности отмечено, что ключевым фактором успеха процессов цифровизации является наличие рабочих мест и высококвалифицированных специалистов в достаточном объёме и обладающих базовыми компетенциями цифровыми компетенциями.

В работе [8] были исследованы базовые цифровые компетенции экономически активного населения России, в работе [9] рассмотрена Европейская модель цифровых компетенций. В контексте современного рынка труда структура компетенций, в особенности цифровых, подвергается радикальному изменению. Важность присутствия этих компетенций у экономически активного населения связана с изменениями, характерными для условий цифровой трансформации самого характера работы.

Таблица 1. Классификация базовых цифровых компетенций

Название группы

Базовые цифровые компетенции

%

Общие

1. Работа с текстовым редактором

45

2. Отправка электронной почты с прикрепленными файлами

3. Копирование/перемещение файла /папки

4. Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами

5. Работа с электронными таблицами

6. Работа с основными мессенджерами

7. Установка приложений и работа с ними

8. Установка мобильных приложений

9. Создание профиля, цифрового портфолио, личного кабинета

Типовые

1. Использование программ для редактирования фото- видео- и аудиофайлов

25

2. Создание электронных презентаций

3. Создание, размещение контента в социальных сетях

4. Работа в наиболее распространенных специализированных программах

5. Работа с облачными сервисами

Функциональные

1. Визуализация и анализ данных

10

2. Работа с базами данных

Специальные

1. Подключение и установка новых устройств

20

2. Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения

3. Установка новой или переустановка операционной системы

4. Создание удаленного рабочего места

 Таким образом, вся совокупность цифровых компетенций подразделяются на четыре базовых группы, которые классифицированы по степени сложности и последовательности развития в рамках цифрового рынка труда, что позволяет не только оценить текущую структуру и уровень развития цифровых компетенций, но и выработать системный подход в работе с персоналом организации в области стимулирования их формирования и дальнейшему развитию, предоставило возможность направленно влиять на формирование и развитие всего комплекса цифровых компетенций, что является важным элементом в условиях наступающей эры цифровой экономики.

Заключение

Нами рассмотрены понятие цифровая экономика и её и базовые компетенции руководителей и персонала характерные для цифровой экономики, определены компетенции характерные для России и США, сделан вывод о отсутствии принципиальных различий в приведённых результатах если считать, что ключевым фактором для успешного профессионального роста – готовность постоянно осваивать новые появляющиеся технологии в российской экономике соответствует конкретизация данного положения как освоение искусственного интеллекта.

Список литературы

  1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
  2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад НИУ ВШЭ // Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2019. 85 с.
  3. Мантусов А.Б., Мантусов В.А. Цифровая трансформация в свете устойчивого развития цифровой экономики. // В сборнике: Тренды социально-экономического развития в условиях реального и виртуального мира. Материалы III Национальной студенческой научно-практической конференции с международным участием в рамках стратегического проекта № 1 "Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование - факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии". Редколлегия: К.Е. Бадмаева [и др.]. Элиста, 2023. С. 53-58.
  4. ACCELERATING AI SKILLS PREPARING THE WORKFORCE FOR JOBS OF THE FUTURE AWS STUDY ON AI SKILLS IN THE UNITED STATES // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://assets.aboutamazon.com/e1/a0/17842ee148e8af9d55d10d75a213/aws-accelerating-ai-skills-us-en.pdf
  5. Мантусов А.Б., Эрдниев О.П., Ленкова Т.В., Манкаева Г.А. Цифровизация как инструмент оптимизации функционала сотрудников организации. // В сборнике: Актуальные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора Кирилла Александровича Савченко-Бельского. Редколлегия: С.Б. Болдырева, Б.Л. Бадма-Халгаева [и др.]. Элиста, 2022. С. 211-220.
  6. Грошев, И. В. Компетенции, умения и навыки руководителей и персонала в эпоху цифровой трансформации российской экономики / И. В. Грошев, С. В. Коблов // E-Management. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 117-124. – DOI 10.26425/2658-3445-2022-5-3-117-124. – EDN XGDVOS.
  7. Хомутовская Я.Н., Червяк Ю.П., Симоненко Л.Ю. Формирование ключевых компетенций персонала в процессе цифровой трансформации и цифровизации экономики. // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2022. № 9 (63). С. 172-176.
  8. Дороненко М.В. Базовые цифровые компетенции экономически активного населения. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 6-1. С. 54-59.
  9. Чжан В. Европейская модель цифровых компетенций. понятие и сущность цифровизации. // Linguistica Juvenis. 2022. № 24. С. 249-257.
  10. Зинич А.В., Ревякина Ю.Н., Ревякин П.И. Цифровые компетенции молодежи как базис развития экономики будущего. // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 4. С. 2749-2762.
  11. Грошев И.В., Коблов С.В. Компетенции, умения и навыки руководителей и персонала в эпоху цифровой трансформации российской экономики. // E-Management. 2022. Т. 5. № 3. С. 117-124.