УДК 339.54.012
Влияние киберспорта на психологическое состояние человека
Петровский Вячеслав Дмитриевич – студент Белгородского государственного университета
Гончарук Светлана Викторовна – кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного университета
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию воздействия киберспорта на психологическое состояние человека. Авторы проводят анализ современных видеоигр, их влияния на эмоциональную стабильность, концентрацию внимания и стрессоустойчивость игроков. В статье рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты участия в киберспорте, включая возможные выгоды для развития логического мышления и координации движений, а также риски развития зависимости, снижения активности в реальной жизни и ухудшения психоэмоционального благополучия. Работа содержит рекомендации по сбалансированному использованию видеоигр с учетом их воздействия на психическое здоровье, что может быть полезным как для практикующих киберспортсменов, так и для широкой общественности.
Ключевые слова: киберспорт, психологическое состояние, соревнования, стресс, социальная адаптация.
Киберспорт, представляющий собой соревновательную игру в компьютерные игры, стал неотъемлемой частью современной культуры и развлечений. В последние десятилетия он завоевал не только огромную популярность, но и приобрел статус полноценного спорта. Однако, как и любая другая деятельность, киберспорт оказывает влияние на психологическое состояние человека.
Развитие стратегического мышления и концентрации внимания
Киберспорт требует высокого уровня стратегического мышления и быстрого принятия решений. Участники соревнований вынуждены анализировать сложные ситуации, принимать решения в условиях ограниченного времени и реагировать на действия соперников. Эти навыки переносятся в реальную жизнь, способствуя развитию устойчивости к стрессу и повышению уровня концентрации внимания.
Социальная адаптация и командная работа
Киберспорт часто требует участия в командных соревнованиях, где важным фактором является способность эффективно взаимодействовать с партнерами. Это способствует формированию навыков командной работы, обучению слушать и уважать мнение других. В процессе тренировок и соревнований игроки находят общий язык, что может способствовать лучшей социальной адаптации в обществе.
Риск проблем с психическим здоровьем
Однако, как и любая интенсивная деятельность, киберспорт может оказать отрицательное воздействие на психологическое состояние человека. Долгие часы, проведенные перед компьютером, могут вызвать проблемы с сном, увеличить уровень стресса и тревожности. Постоянное соперничество на высоком уровне также может привести к чрезмерной нагрузке и повышенному риску развития психических расстройств.
Баланс между виртуальным и реальным миром
Существенным аспектом влияния киберспорта на психологическое состояние является поддержание баланса между виртуальным и реальным миром. Слишком интенсивное увлечение играми может привести к социальной изоляции, проблемам в отношениях и забыванию о важных сферах жизни, таких как работа, образование и здоровье.
Токсичное поведение в киберспорте
Оскорбления и унижения
Словесные атаки: Виртуальное окружение киберспорта часто становится ареной для агрессивных высказываний и оскорблений между игроками.
Унижения: Токсичные игроки могут стараться унизить своих соперников с целью деморализации и создания преимущества в соревнованиях.
Игнорирование и изоляция
Игнорирование: Игроки могут проявлять токсичное поведение, игнорируя командные усилия или отказываясь координироваться с партнерами.
Изоляция: Внутрикомандные конфликты и токсичное общение могут привести к изоляции членов команды.
Провокации и создание напряженности
Провокации: Токсичные игроки могут активно провоцировать своих соперников, создавая негативные эмоции.
Напряженность: Постоянное напряжение в игровом процессе может отрицательно сказываться на психологическом здоровье всех участников.
Воздействие токсичного поведения на окружающих
Стресс и тревога
Для цели: Токсичные комментарии и агрессивные действия создают стрессовую обстановку, что может повысить уровень тревоги у всех участников.
Для жертв: Игроки, подвергнутые токсичному поведению, могут испытывать стресс и тревожность, что влияет на их игровую эффективность и психологическое состояние.
Снижение мотивации и эффективности
Отталкивание: Токсичное общение может оттолкнуть от игры даже тех, кто в принципе заинтересован в киберспорте, уменьшая общий интерес и мотивацию к участию.
Уменьшение эффективности
Игроки, подвергнутые токсичности, могут столкнуться с ухудшением своей игровой эффективности из-за негативного воздействия на их психологическое состояние.
Снижение качества общественного взаимодействия
Создание негативной атмосферы: Токсичное поведение может сформировать вокруг игры негативную атмосферу, что отрицательно влияет на общение в сообществе киберспорта.
Потеря интереса
Игроки, сталкивающиеся с токсичностью, могут потерять интерес к участию в сообществе киберспорта и даже к самой игре.
Сидячий образ жизни
Длительное пребывание перед компьютером может привести к сидячему образу жизни, что отрицательно сказывается на физическом здоровье. Важно внедрять элементы физической активности в повседневную жизнь.
В заключение, киберспорт, ставший неотъемлемой частью современной культуры и развлечений, оказывает множественное влияние на психологическое состояние человека. С одной стороны, развитие стратегического мышления, концентрации внимания, социальная адаптация и формирование навыков командной работы представляют собой положительные аспекты этой деятельности. С другой стороны, киберспорт несет риск возникновения проблем с психическим здоровьем, особенно при чрезмерном увлечении и игровой зависимости.
Токсичное поведение в киберспорте является серьезной проблемой, которая может создать негативную обстановку в виртуальном окружении. Оскорбления, унижения, игнорирование, изоляция, провокации и напряженность могут привести не только к стрессу и тревоге у участников, но и к снижению мотивации, эффективности и качества общественного взаимодействия. Важно осознавать, что токсичное поведение оказывает влияние не только на жертву, но и на общую атмосферу в сообществе киберспорта
Список литературы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля
- http://rcpp.by/article/chto-takoe-bulling-i-chto-s-etim-delat/
- https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-fizicheskoy-kultury
- Соколовская, С. В. Психология физической культуры и спорта : учебное пособие для вузов / С. В. Соколовская. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-8261-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173808 (дата обращения: 07.12.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.