УДК 339.54.012

Влияние киберспорта на психологическое состояние человека

Петровский Вячеслав Дмитриевич – студент Белгородского государственного университета

Гончарук Светлана Викторовна – кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного университета

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию воздействия киберспорта на психологическое состояние человека. Авторы проводят анализ современных видеоигр, их влияния на эмоциональную стабильность, концентрацию внимания и стрессоустойчивость игроков. В статье рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты участия в киберспорте, включая возможные выгоды для развития логического мышления и координации движений, а также риски развития зависимости, снижения активности в реальной жизни и ухудшения психоэмоционального благополучия. Работа содержит рекомендации по сбалансированному использованию видеоигр с учетом их воздействия на психическое здоровье, что может быть полезным как для практикующих киберспортсменов, так и для широкой общественности.

Ключевые слова: киберспорт, психологическое состояние, соревнования, стресс, социальная адаптация.         

Киберспорт, представляющий собой соревновательную игру в компьютерные игры, стал неотъемлемой частью современной культуры и развлечений. В последние десятилетия он завоевал не только огромную популярность, но и приобрел статус полноценного спорта. Однако, как и любая другая деятельность, киберспорт оказывает влияние на психологическое состояние человека.

Развитие стратегического мышления и концентрации внимания

Киберспорт требует высокого уровня стратегического мышления и быстрого принятия решений. Участники соревнований вынуждены анализировать сложные ситуации, принимать решения в условиях ограниченного времени и реагировать на действия соперников. Эти навыки переносятся в реальную жизнь, способствуя развитию устойчивости к стрессу и повышению уровня концентрации внимания.

Социальная адаптация и командная работа

Киберспорт часто требует участия в командных соревнованиях, где важным фактором является способность эффективно взаимодействовать с партнерами. Это способствует формированию навыков командной работы, обучению слушать и уважать мнение других. В процессе тренировок и соревнований игроки находят общий язык, что может способствовать лучшей социальной адаптации в обществе.

Риск проблем с психическим здоровьем

Однако, как и любая интенсивная деятельность, киберспорт может оказать отрицательное воздействие на психологическое состояние человека. Долгие часы, проведенные перед компьютером, могут вызвать проблемы с сном, увеличить уровень стресса и тревожности. Постоянное соперничество на высоком уровне также может привести к чрезмерной нагрузке и повышенному риску развития психических расстройств.

Баланс между виртуальным и реальным миром

Существенным аспектом влияния киберспорта на психологическое состояние является поддержание баланса между виртуальным и реальным миром. Слишком интенсивное увлечение играми может привести к социальной изоляции, проблемам в отношениях и забыванию о важных сферах жизни, таких как работа, образование и здоровье.

Токсичное поведение в киберспорте

Оскорбления и унижения

Словесные атаки: Виртуальное окружение киберспорта часто становится ареной для агрессивных высказываний и оскорблений между игроками.

Унижения: Токсичные игроки могут стараться унизить своих соперников с целью деморализации и создания преимущества в соревнованиях.

Игнорирование и изоляция

Игнорирование: Игроки могут проявлять токсичное поведение, игнорируя командные усилия или отказываясь координироваться с партнерами.

Изоляция: Внутрикомандные конфликты и токсичное общение могут привести к изоляции членов команды.

Провокации и создание напряженности

Провокации: Токсичные игроки могут активно провоцировать своих соперников, создавая негативные эмоции.

Напряженность: Постоянное напряжение в игровом процессе может отрицательно сказываться на психологическом здоровье всех участников.

Воздействие токсичного поведения на окружающих

Стресс и тревога

Для цели: Токсичные комментарии и агрессивные действия создают стрессовую обстановку, что может повысить уровень тревоги у всех участников.

Для жертв: Игроки, подвергнутые токсичному поведению, могут испытывать стресс и тревожность, что влияет на их игровую эффективность и психологическое состояние.

Снижение мотивации и эффективности

Отталкивание: Токсичное общение может оттолкнуть от игры даже тех, кто в принципе заинтересован в киберспорте, уменьшая общий интерес и мотивацию к участию.

Уменьшение эффективности

Игроки, подвергнутые токсичности, могут столкнуться с ухудшением своей игровой эффективности из-за негативного воздействия на их психологическое состояние.

Снижение качества общественного взаимодействия

Создание негативной атмосферы: Токсичное поведение может сформировать вокруг игры негативную атмосферу, что отрицательно влияет на общение в сообществе киберспорта.

Потеря интереса

Игроки, сталкивающиеся с токсичностью, могут потерять интерес к участию в сообществе киберспорта и даже к самой игре.

Сидячий образ жизни

Длительное пребывание перед компьютером может привести к сидячему образу жизни, что отрицательно сказывается на физическом здоровье. Важно внедрять элементы физической активности в повседневную жизнь.

В заключение, киберспорт, ставший неотъемлемой частью современной культуры и развлечений, оказывает множественное влияние на психологическое состояние человека. С одной стороны, развитие стратегического мышления, концентрации внимания, социальная адаптация и формирование навыков командной работы представляют собой положительные аспекты этой деятельности. С другой стороны, киберспорт несет риск возникновения проблем с психическим здоровьем, особенно при чрезмерном увлечении и игровой зависимости.

Токсичное поведение в киберспорте является серьезной проблемой, которая может создать негативную обстановку в виртуальном окружении. Оскорбления, унижения, игнорирование, изоляция, провокации и напряженность могут привести не только к стрессу и тревоге у участников, но и к снижению мотивации, эффективности и качества общественного взаимодействия. Важно осознавать, что токсичное поведение оказывает влияние не только на жертву, но и на общую атмосферу в сообществе киберспорта

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля
  2. http://rcpp.by/article/chto-takoe-bulling-i-chto-s-etim-delat/
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-fizicheskoy-kultury
  4. Соколовская, С. В. Психология физической культуры и спорта : учебное пособие для вузов / С. В. Соколовская. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-8261-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173808 (дата обращения: 07.12.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: