УДК 2

Слова Христа (мф. 18, 19-20) в религиозно-культурном и историческом фоне

Хохолко Илья Юрьевич – Иеромонах Кирилл, магистрат Минской духовной академии. Настоятель Свято-Троицкого собора г. Мариинский Посад Чувашской Республики.

Аннотация: На основании Слов Иисуса Христа о «согласной молитве» к Отцу Небесному во имя Его (Мф, 18. 19–20) широко распространилась и утвердилась практика в Русской Православной Церкви совершения «Молитвы по соглашению», как в частном порядке, так и официально установлено в ряд епархий РПЦ.

Иеромонах Кирилл (Хохолко) магистрат Минской ДА в статье «Слова Христа Мф. 18, 19-20 в религиозно-культурном и историческом фоне» поставил целью и задачей раскрыть смысл обетования Христова о согласной молитве в контексте религиозно-культурного и исторического фона.

Для этого автор применяет аксиоматический, экзегетический, индуктивный и культурно-исторический методы исследования.

Вследствие чего, в статье раскрыто, что согласная молитва стала новым обетованием-договором Христа, но при этом молитвенная практика «согласования», как прототип или подобие, уже имела место в религиозном употреблении иудейства. Значение каждого слова Христова в Мф. 18, 19-20 имеет свой глубокий смысл в контексте всего Евангелия. Этот смысл понятен в аспекте религиозно-культурного и исторического фона благодаря святоотеческой экзегетике.

На основании учения Христа (Мф. 18, 19-20) в жизни Церкви, в экклезиологическом аспекте, утвердился соборный принцип единства и механизм молитвенной практики.

Ключевые слова: Евангелие от Матфея, Библейская археология, Библиология, Экзегетика, Молитва по соглашению, Святое Писание.

Молитвенная практика «Молитва по соглашению» плотно вошла в жизнь РПЦ как в частном порядке, так и официально установлена в ряде епархий. Тем не менее остаются разные мнения о ее происхождении и методе применения, причем у авторитетных мужей с разных сторон. Также стоит вопрос об уместности в какой форме и по какому «образцу» ее совершать и как ее организовывать.

Все это является востребованным в раскрытии святоотеческой экзегезы и в призме библейской археологии, чтобы, во-первых, понимать глубину смысла слов, сказанных Иисусом Христом, а, во-вторых, принять их в аспекте православной экклезиологии.

Причем стоит сказать, что на данном этапе не существует каких-либо официальных систематизированных глубоких богословских трудов по данному предмету исследования, что уже является новизной и уникальным предметом исследования.

Святоотеческая экзегетика на стихи Писания Мф. 18, 19-20 довольно мозаичная и тематически разносторонняя, представляет собой широкий пласт упоминаний, начиная с первого века и до нашего времени [1]. Попытки схоластически дать формулировку, определение, классификацию «Молитве по соглашению» в системе православного вероучения произошли в лоне РПЦ только в начале XX-го века епископом и преподавателями высших духовных заведений [2]. Но сам предмет исследования «Слова Христа Мф. 18, 19-20 в религиозно-культурном и историческом фоне» не был раскрыт.

Решение данной проблемы видится в раскрытии аспектов библейской археологии и исагогики.

Чтобы говорить о предмете исследования, стоит раскрыть составные части «Молитвы по соглашению», если ее применять в действии:

  1. В молитве происходит обращение к Богу, и она дана по прямой воле Бога.
  2. Соборное единение молящихся, в каком бы они месте не находились (вместе или дистанционно).
  3. Совершение по договоренности, в назначенное время.
  4. В соборной молитве обязательно есть в составе: поминание верных и общий предмете мольбы-просьбы, ради которого собрались.

Особенности адресата Евангелия

Евангелие от Матфея — это первое исторически написанное по времени Евангелие. Это Евангелие имеет свои особенности из-за адресата – еврейской общины [3].

И тем интересней предмет исследования, что аналогичного, синоптического текста как у Матфея (Мф. 18, 19-20) в других трех Евангелиях нет! А это значит, что в этом тексте автор сообщает то, что было важно и свойственно только иудейской общине – дистанционное молитвенное единение рассеянных по всему миру еврейских диаспор с религиозным центром – Иерусалимом! Для уверовавших иудеев упраздняется значение Ветхозаветного богослужения и значение Иерусалимского храма. В таком случае возникает потребность альтернативы, что и как должно объединить уверовавших иудеев, а тем более тех, кто рассеян по миру.

Для автора Евангелия важно, со слов Христа, подчеркнуть и дать иудеям Иерусалима и иудейской диаспоре объединяющую альтернативу – молитву согласия во имя Христа к Отцу Небесному.

Молитвенная практика иудеев периода земной жизни Иисуса Христа

В древности еврейские молитвы не имели канонизированных образцов и порядка произнесения, хоть и встречаются тексты молитвы отдельных библейских особ; основную часть богослужения составляли жертвоприношения. Лишь в эпоху после Вавилонского пленения (VI в. до н. э.) молитвы подверглись регламентации и было определено, каким образом и когда следует читать главную молитву дня. Такой установленной молитвой дня у иудеев до сих пор является Амида [4].

Представляет интерес структура Амиды, которая имеет три части, каждая их которых имеет стандартную формулу: благословения (Благословен Ты, Господи…). Начало молитвы посвящалось прославлению Бога, а в середине шли согласные просьбы [[5]], конец — благодарению Бога. Ее структура чем-то похожа на структуру Молитвы по соглашению.

После разрушения Иерусалимского храма эта молитва еще больше приобрела значение. Ведь эту молитву произносят стоя, обратив лицо в сторону Иерусалима [6]. «Это исторический период знаменует смещение акцентов сакральности от ритуального пространства храма к букве (тексты, фиксирующие направление развития традиции)» [7].

Чтение Амиды является заменой храмовых жертвоприношений. Было установлено чтение Амиды три раза в день — в утренней, дневной и вечерней молитвах [[8]]. Амиды были разработаны по-своему содержанию как будничные, так и праздничные, но структура остается та же самая [9]. Если посмотреть на содержание этой молитвы, то есть похожие фразы как в молитве «Отче Наш».

Формула и содержание, время чтения Амиды было четко обозначено после разрушения храма. А при земной жизни Христа ее четкой формулы еще не существовало, так как ученики испрашивают Учителя формулу как нужно молиться (Лк. 11, 1). Такая иудейская практика стала преддверием Молитвы по соглашению, которую потом дарует Иисус Христос (Мф. 18, 19-20).

Разрушение храма и формирование новой религиозной ментальности иудейства

Разрушение Иерусалима, храма – это событие, которое оказало огромное влияние на формирование религиозности, характерной для еврейского рассеяния последующих столетий. В какой-то мере можно назвать это периодом формирования иудейства как религии антихристианства. Об этом даже свидетельствует установившаяся молитвенная практика по согласию – проклятия вероотступников. Об этом очень подробно и содержательно рассказывает в своем исследовании историк Мария Максимова в статье «История еврейской̆ молитвы против христиан «проклятие миним»» [10]. Автор ссылается на указание святых Отцов: блж. Иеронима и свт. Епифания Кипрского (кон. IV – нач. V вв.). Оба эти отца Церкви жили в Палестине среди евреев. Оба упоминают молитву против назореев, читаемую три раза в день, оба знают, что она относится к иудео-христианам.

Святитель Епифаний в своем сборнике «Панарион», пишет о ереси иудео-христиан «назореев»: «евреи проклинают их в молитве три раза в день. Иудеи не только приобрели к ним ненависть, но и, вставая утром, и среди дня, и повечеру, трижды в день, когда совершают молитвы в своих синагогах, в негодовании на них, предают их анафеме, говоря: «да проклянет Бог назореев»» [11].

Блаженный Иероним в комментариях к книге пророка Исаии пишет: «иудеи проклинают христиан «под именем назарян» в синагогах три раза в день [12]; «они днем и ночью хулят Спасителя, и, под именем, как часто я говорил Назарян, трижды в день произносят проклятия на христиан» [13]. Таким образом, миним как молитва-проклятие по согласию иудеев существовала в конце IV и начале V в., которую вставляли в состав прошений Амиды.

Святитель Иоанн Златоуст (IV в.), возможно зная именно об этом, дает наставление о согласованной молитве (Мф. 18, 19-20), противопоставляя прошения «нераскаянных грешников» к настоящей молитве: «Ужели нет нигде и двух, между собою согласно живущих? Есть, конечно… Почему же они не все получают?.. потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания… потому, что просят милости грешники нераскаянные» [14].

Итак, согласованная молитва в иудействе в разных формах имела место существования, как до Р.Х., так и после, практика которой была известна первым христианам.

Содержание фразы (Мф. 18, 19-20) в культурно-религиозном контексте

 «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

  1. Кто такие «двое и трое»; свидетели.

О чем же тут идет речь? Какое значение имеет количество согласившихся просить?

В книге «Второзаконие» свидетели двое или трое — это участники жизни или смерти человека: «По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 17, 6-7). Если было доказано, что свидетели дали ложные показания, их постигало наказание, которое предусматривалось для оговоренного им человека (Втор. 19, 16).

  1. Участие Бога-Свидетеля среди свидетелей.

Образ присутствующего свидетеля в иудейской среде был перенесен на Бога. Поскольку Господь Праведен и Свят. Его призывают как правдивого Свидетеля, как в Ветхом Завете: «Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт. 31, 50); «Господь да будет свидетелем между нами» (Суд. 11, 10); Бог «верный свидетель на небесах» (Пс. 88, 38), так и в Новом Завете: «Свидетель мне Бог, Которому служу» (Рим. 1, 9); «Бог – свидетель, что я люблю всех вас» (Фил. 1, 8); «Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5, 32), при этом призывающий в свидетели Бога предает себя на Его суд [15].

Итак, Бог выступает в роли свидетеля равнозначно для всех сторон и события, в пользу защиты, в пользу обвинителя и как свидетель заключаемой сделки, договора, союза-завета. Свидетель, он же и первый исполнитель суда: «рука свидетелей должна быть на нем прежде всех» (Втор. 17, 7)!

Это понятие Бога-Свидетеля здесь присутствующего между двумя и тремя свидетелями, которые «согласятся просить о всяком деле», становится созвучным словам Христа в 19 стихе «там Я посреди них», другими словам «Я между вами Свидетель».

  1. Минимальный кворум собрания.

Приведенные именно эти слова Христа апостолом Матфеем для иудейской общины указывают и на следующий факт. Минимальный кворум необходимый для проведения собрания «синагоги» составлял десять человек, но часто высказывалась мысль, что Бог присутствует и тогда, когда двое или трое собираются вместе для изучения Его Закона (Торы). Таким образом, присутствие Иисуса представлено здесь как равное присутствию Бога (ср. также: Мф. 1, 23; 28, 20). Одним из наиболее распространенных именований Бога у позднейших раввинов было «Присутствие», т. е. Вездесущий [16].

  1. Мф. 18, 11 – ключевой стих к пониманию – Мф. 18, 19-20.

Итак, в контексте смыла всей 18 главы, ближайших стихов, речь идет в стихах 19-20 о спасения человека. Мф. 18, 11 – это ключевой стих к пониманию – Мф. 18, 19-20: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Ведь речь далее в этой же главе идет о заблудшей овце (Мф.18, 12-14). Для этого Бог-Свидетель предлагает молитвенную методику спасения, решение вопроса – договор, это созвучный (гармоничный) союз свидетелей, в числе которых Он же вместе со всей небесной и земной Церковью.

  1. Молитва по соглашению – договор между Богом и человеком.

Таким договором является Молитва по соглашению, стих 19: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им».

Цель договора:

Попечение и спасение человека: «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11).

Участники договора:

Созвучные свидетели – это минимум два человека и Бог-Свидетель. Свидетели – это те, кто уже принадлежит Его Церкви (так как они созвучны).

Условия договора:

Одна сторона (свидетели):

1) Согласятся о деле «согласятся на земле… о всяком деле»;

2) Просят-вымаливают у Бога «просить о…».

Другая сторона (Бог):

  • Исполняет то, что Его молят (просят) «чего бы ни попросили, будет»;
  • Присутствует среди них «там Я посреди них».

Обязанность в исполнении договора:

Обязанность свидетелей за исполнение договора равнозначна исполнению решения суда, даже ценой своей жизни (аналог Втор. 17, 6-7; 19, 16). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Выводы

Исследуя слова Иисуса Христа Мф. 18, 19-20, возможно, обоснованно сделать вывод, что они наполнены, как экклезиологическим смыслом, говоря о качестве единства в церковной общине – согласованные (как созвучные) верующие во Имя Христово, так и идет речь о молитвенной практике, механизме молитвы-договора с Богом, а не о молитвенном образце-формуле. Практика согласования молитвы (совместно об одном предмете моления) была известна в иудейской религиозной жизни, поэтому в словах Христа его последователи современники понимании всю глубину сказанного обетования.

Поэтому без преувеличения, многие авторитетные экзегеты говорят о согласованной молитве, как о Новом обетовании Христовом:

 Очевидно и ярко об этом говорит святитель Филарет (Дроздов): «Он дал христианской соборной молитве уполномочивающее обетование: «если двое из вас…» (Мф. 18, 19). «О всякой вещи, чего бы ни попросили» — какое обширное, какое, можно сказать, неограниченное полномочие! «будет им от Отца Моего Небесного» — какое высокое и, очевидно, никакою иною властию непреоборимое полномочие!» [17]. Так же об этом говорят экзегеты: еп. Михаил (Лузин) [18]; еп. Виссарион (Нечаев) [19]; проф., архиеп. Василий (Богдашевский) [20] и др.

Действие и возможность такого договора – осуществление Молитвы по соглашению, стало возможным быть в силу искупительной жертвы Иисуса Христа, пролитой «Крови Нового Завета, за многих изливаемой во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Закономерно, что эти евангельские слова о Молитве по соглашению вошли в состав священнических молитв в группу византийских литургий [21]. Поэтому не случайно, что некоторые истолкователи [22] стихи Мф. 18, 19-20 четко связывают с богослужением.

Список литературы

  1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. М., 1990. С.128.
  2. Василий (Богдашевский), еп. Евангелие от Матфея, Критично-экзегетическое исследование. Киев, 1915. С.527.
  3. Виссарион (Нечаев), еп. Обозрение употребительнейших церковных молитв. М., 1865. С.172.
  4. Епифания Кипрский, свт. Творение. М., 1863. Ч.1. С.384 +IV.
  5. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к Ефесянам//Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, С.101-111.
  6. Иеронима Стридонский, блж. Творения. Киев, 1882. Ч.7. Кн.13. С. 457+III.
  7. Иеронима Стридонский, блж. Творения. Киев, 1882. Ч.8. Кн.15. С.322.
  8. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб, 1901. Т.7. Кн.2. С. 473-912.
  9. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб, 1898. Т.9. Кн.1. С.1-480.
  10. Иоанн Кронштадтский, прав. Толкование на Евангелие от Матфея. СПб, 2009. С. 384
  11. Иустин (Попович), прп. Собрание творений. Толкование Евангелия от Матфея. М., 2014. Т.5. С.576.
  12. Крейг Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет. СПб, 2005. Ч.2. С.733.
  13. Лев Липеровский, прот. Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения. М., 2009. С.96.
  14. Максимова М. История еврейской̆ молитвы против христиан «проклятие миним»//Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 18. М., 2016. С.65-77.
  15. Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. М., 1870. Кн.1. С.549.
  16. Никанор (Каменский), еп. Толковый Апостол. Объяснение книги Деяния. СПб, 1905. Ч.1. С.640.
  17. Пестов Н.Е., проф. Путь к совершенной радости. СПб, 1996. С.184.
  18. Скурат К. Е., проф. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования//Богословские труды. Сборник 33. РПЦ, М., 1997. С.5-62.
  19. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. С.646.
  20. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Апостол. М., 2016. С.920.
  21. Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т.4. М., 1882. С.635+VII.

Вспомогательная литература

  1. Еврейская энциклопедия. В 16-ти т. СПб, 1913 Т.11. Стб.960.
  2. Еврейская энциклопедия. В 16-ти т. СПб, 1913 Т.13. Стб.960.

Электронные источники

  1. Свидетель. Авторы: Ринекер Ф., Майер Г. // Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999. Электронная версия URL: https://bit.ly/3cVAYg2 (дата обращения: 12.08.2023).

Ссылки

[1] Практика общей и единодушной молитвы апостолов, первых христиан экзегеты называют Молитвой по соглашению, используя толкование в призме стихов Мф. 18, 19-20:

Исцеление расслабленного (Мф. 18, 19) (Лев Липеровский, прот. Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения. М., 2009. С.13). Молитвы апостолов при сошествии Святого Духа (Деян. 1, 1-14) (Никанор (Каменский), еп. Толковый Апостол. Объяснение книги Деяния. СПб, 1905. Ч.1. С.39-40; Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т.4. М., 1882. С.167-168, 463-464; Иустин (Попович), прп. Собрание творений. Толкование Евангелия от Матфея. М., 2014. Т.5. С.365). Молитва церкви за освобождение ап. Петра (Деян. 12, 5-11; Деян. 16, 24-26) (Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Апостол. М., 2016. С.880-881; Иоанн Кронштадтский, прав. Толкование на Евангелие от Матфея. СПб, 2009. С.278-280). Молитва Корынфян о апостоле (2 Кор. 1, 10-11) и молитва Ниневитян (Ион. 4, 11) (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб, 1898. Т.9. Кн.1. С.330). Наставление ап. Павла Ефесянам о молитве (Еф. 6, 18) (Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. С.632) и т.д.

Среди мужей апостольских упоминает свщмч. Игнатий Антиохийский (Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к Ефесянам. Гл. 5//Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, С.103-104).

Среди современников практики Молитвы по соглашению прот. Андрей Ткачев, прот. Владимир Головин и др.,

[2] Еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский) (1890–1979): Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. М., 1990. С.114.

Николай Евграфович Пестов (1892–1982): Пестов Н. Е., проф. Молитва по соглашению//Пестов Н.Е., проф. Путь к совершенной радости. СПб, 1996. С.158.

Проф. Константин Ефимович Скурат (1929–2021): Скурат К. Е., проф. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования// Богословские труды. Сборник 33. РПЦ, М., 1997. С.33.

[3] В Евангелии часты ссылки на мессианские пророчества Ветхого Завета, имеющие целью показать исполнение этих пророчеств в Иисусе Христе. Стиль написания характеризируется богослужебным синагогальным богослужебным характером.

[4] Амида (ивр. ‏עֲמִידָה‏‎ — Стояние) — главная молитва в иудаизме. В Талмуде обычно называется просто «молитва» (ивр. ‏תְּפִלָּה‏‎, тфила). Амиды были составлены великим собранием (иудейским религиозно-законодательным советом, существовавшим в V—III в. до н. э.). До разрушения второго храма (70 г. н. э.) молитва не имела установленного текста, была определена только общая структура. Структура и порядок чтения молитвы обсуждается в Талмуде (трактат Брахот, главы 4-5) и описывается в галахических кодексах Мишне Тора, Шулхан арух.

[5] Хотя текст молитвы в настоящее время является фиксированным, в неё допускается вставлять личные просьбы, для которых отведены специальные места: просьбы о здравии вставляют в благословение «Исцеление», другие просьбы — в благословение «Внимающий молитве» или в конец. Личные просьбы не принято вставлять в субботние и праздничные молитвы.

[6] Молитва//Еврейская энциклопедия. В 16-ти т. СПб, 1913 Т.11. С.237.

[7] Олег Корытко, прот. Иудаизм. Гл. Талмудический период//Иларион (Алфеев), митр., прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. История религий. М., 2016. С.412. 

[8] Молитва//Еврейская энциклопедия. В 16-ти т. СПб, 1913. Т.11. С.236.

[9] Там же. С.239-240.

[10] Максимова М. История еврейской̆ молитвы против христиан «проклятие миним»//Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 18. М., 2016. С.65-67.

[11] Епифания Кипрский, свт. Панарион//Епифания Кипрский, свт. Творение. М., 1863. Ч.1. С.214.

[12] Иеронима Стридонский, блж. Восемнадцать книг толкования на пророка Исайю. Комментарий на Ис. 49, 7//Иеронима Стридонский, блж. Творения. Киев, 1882. Ч.7. Кн.13. С.246.

[13] Иеронима Стридонский, блж. Восемнадцать книг толкования на пророка Исайю. Комментарий на Ис. 52, 5// Иеронима Стридонский, блж. Творения. Киев, 1882. Ч.8. Кн. 15. С.295.

[14] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 60//Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб, 1901. Т.7. Кн.2. С.621-622.

[15] Свидетель. Авторы: Ринекер Ф., Майер Г.//Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999. Электронная версия URL: https://bit.ly/3cVAYg2 (дата обращения: 12.08.2023).

[16] Крейг Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет. СПб, 2005. Ч.2. С.73.

[17] Филарет (Дроздов), свт. Слово в день восшествия на всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. М., 1882. Т.4. С.463-464.

[18] Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Матфея с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями//Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. М., 1870. Кн.1. С.333-335.

[19] Виссарион (Нечаев), еп. О церковных молитвах вообще//Виссарион (Нечаев), еп. Обозрение употребительнейших церковных молитв. М., 1865. С. 8-9.

[20] Василий (Богдашевский), еп. Евангелие от Матфея, Критично-экзегетическое исследование. Киев, 1915. С.291-292.

[21] Эти слова есть в составе литургий святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого и в литургии Армянской Апостольской Церкви, известной под названием «Литургия блаженного отца нашего св. Григория Просветителя».

[22] Святые отцы Молитву по соглашению тесно связывают с Евхаристией: Игнатий Антиохийский, Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, праведный Иоанн Кронштадский и др.