УДК 001.83
Нормы научной этики
Кайзер Александр Викторович – студент магистратуры Института права Челябинского государственного университета.
Научный руководитель Дробот Сергей Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Челябинского государственного университета.
Аннотация: Основной целью научных публикаций является привнесение новых знаний к массиву уже полученной и изученной информации. Также стоит отметить то, что настоящей наукой является воспроизводимость результатов, т.е. при соблюдении определенных действий, экспериментальное выполнение должно осуществляться с получением схожих или новых данных (результатов). В статье рассмотрены этические нормы, негативное влияние и возможные последствия научно-исследовательской деятельности при несоблюдении этических и моральных правил.
Ключевые слова: нормы научной этики, моральные нормы, научно-исследовательская работа.
Этика – это система норм профессионального поведения и профессиональных взаимоотношений между авторами, читателями, редакторами, издателями и рецензентами при создании и распространении и использовании научных публикаций. Данный термин подразделяется на две основные группы, первая из которых – описательная этика. Она в свою очередь направлена на изучение эмпирических фактов, связанных с моралью, познаниями о нормах суждений и о развитии норм в целом. вторая группа – нормативная этика. Это некая систематизация знаний о том какими должны быть люди. Нормативная этика предоставляет советы и рекомендации для соблюдения определенных моральных требований и устоев. Последняя группа выделяет три основные версии: теория добродетели, утилитаризм, деонтология. Теории добродетели придерживался Аристотель [1]. Под собой данная теория подразумевает состояние характера (добродетель или порочность) и на влияние способности жить лучшей человеческой жизнью. Утилитаризм же основывается на последствиях действий и на причиняемом вреде или же наоборот благе, которое совершено посредством науки. Указанные факторы являются преобладающими, по сравнению с характером человека, т.е. с добродетелью. Указанной версии придерживались такие философы как: Джереми Бентам (1748-1832 г.г.) и Джон Стюарт Милль (1806-1873 г.г.). И последняя версия – деонтология, сосредоточена на природе самого действия, а не на его последствиях. Важен сам процесс. Ее придерживался философ Иммануил Кант (1724-1804 г.г.) [1].
Различают несколько вариантов этики: моральные, социальные и профессиональные нормы, нормы непредвзятости, бескорыстности. Профессиональный вид затрагивает общечеловеческие ценности и запреты об умалчивании (обнародованию) тех или иных фактов. Также этика научных публикаций подразумевает свободу научного поиска и творчества. В понятие «этика научных публикаций» входит приращение научных знаний, оригинальность работы, использование проверенных данных и проверка на антиплагиат или неправомочных заимствований.
При публикации научных работы авторы должны соблюдать определенные этические правила, которые были указаны выше. Основные нормы научной этики были сформированы американским социологом Р. Мертоном в 1942 г. Они включают в себя 4 основных принципа: универсализм – непредвзятая оценка к личностным, физическим, этническим характеристикам; общность – доступные научные открытия для общественности; беспристрастность и незаинтересованность, в какой-либо материальной выгоде, непосредственно самого автора; рациональный скептицизм – проверка полученных данных, ответственность за их достоверность [2].
Однако этика в научной сфере способствует установлению моральных норм читателя и общества в целом. Примером может послужить создание ядерного оружия, которое является гарантией безопасности страны и является прямой угрозой для всего человечества [3]. Началось все с исследования радиоактивности урана и поиска других радиоактивных веществ. Данный метод исследования попал в поток и начал активно набирать обороты, пока не достиг своего пика – создания атомной бомбы. Т.е. процесс исследования не был проконтролирован, не были учтены негативные последствия, которые возникнут в ходе дальнейших экспериментов, и таким образом, человек сам для себя создал оружие уничтожения. На сегодняшний день наблюдается ядерная гонка вооружений, которую вряд ли удастся остановить. Другой пример, не менее значимый – испытания и эксперименты, проводимые во времена Второй Мировой войны, которые повлекли за собой огромные человеческие жертвы [3].
В настоящее время бурное развитие получила молекулярная генетики и генная инженерия. Данные направления обладают высоким потенциалом и возможностями воздействия на человека и общество в целом. Однако необходимо учитывать потенциальную угрозу для человечества [4]. К угрозам относится следующее: изменение ДНК человека, в следствии чего возможна мутация генома; идентичное воспроизведение генетически-запрограммированной особи, т.е. клонирование; создание химер. К тому же отмечается мнение о том, что корректировка человеческой природы и ее усовершенствование будет доступно только тем, кто готов платить за получение «улучшения» для своего организма. Например, интеллектуальные способности, внешний вид, здоровье. Все эти медицинские редактирования способны привести к социальному неравенству людей. Т.е. медицинские характеристики могут превратиться в индикатор социального статуса, который будет разделять людей на «лучших» и «остальных», в результате все это может привести к войнам и другим формам конфликта в обществе. Медицинские направления должны развиваться и постоянно исследоваться на благо человеческого здоровья и его улучшения [4].
Таким образом, нормы научной этики обеспечивают сдерживание научного прогресса, который может в дальнейшем привести к глобальной катастрофе.
Но при избыточном контроле и управлении науки во внешней среде также несут в себе негативные воздействия. Конкретно в России к ним относятся:
- утрачивание независимости и тесное переплетение с промышленностью, бизнесом, здравоохранением и другими отраслями;
- нехватка финансовых средств и государственной поддержки;
- сокращение периода «научное открытие – новый продукт, технология, услуга»;
- выделение одного доминирующего направления (например, военное), где непосредственно осуществляется больший прогресс по сравнению с другими видами деятельности.
Стоит отметить один из важных аспектов научной этики –критическое отношение ко всем работам. Как отмечал английский ученый Р. А. Грегори (1864-1952): «Наука поощряет критику, радуется открытию новых истин, расширяющих или заменяющих устаревшее воззрение» [5]. Однако критика также должна быть уместной. Она не должна переплетаться с какими-то личностными неприязнями, разногласиями между авторами (критиком и непосредственно самим автором). Клевета работы, с целью повышения превосходства над соперником, недопустима, также как и оскорбления любого рода.
За этикой научных публикаций прежде всего следит редакция научного журнала или любого другого источника, который содержит в себе научные работы. Еще одна важная инстанция – это комитет по этике при ассоциации научных редакторов и издателя. Также при российской академии наук действует комиссия по этике научных публикаций. И последняя инстанция по отслеживанию этических нарушений – сетевое сообщество «Диссернет». Указанная организация рассматривает и отслеживает соблюдение и нарушение этических и моральных норм в научной деятельности.
В свою очередь, нарушение этических норм – это вольный или не вольный обман профессионального сообщества. Этические нормы должны обеспечивать достоверность общественных сведений, которые должны быть правильными, честными и не нести за собой каких-либо манипуляций полученными данными [6]. В большинстве случаев обман (умеренный) совершается ради награды каких-то научных званий или цитируемости.
Нарушение этических норм несет за собой ответственность. Во-первых, имя автора может попасть в списки авторов замеченных за нарушением этических норм [6]. Также статья может быть отозвана с подачи научного журнала или с подачи какой-либо комиссии или научного учреждения, в котором работает/работал автор. В информации о статье будут указаны причины почему статья отозвана.
Если автор получил государственный грант или любую денежную выплату за публикацию ненормированной научно-исследовательской работы, где были выявлены этические нарушения, то сумма, которая была выделена на реализацию практических исследований, или своего рода финансирование в поддержании научно-исследовательского потенциала, должна вернуться в полном объеме, т.к. это рассматривается как хищение государственных средств и их выделение не по целевому назначению. Также возможно лишение ученой степени при выявлении недостоверности информации.
В заключении стоит отметить, что наука – это в первую очередь двигатель прогресса и благополучия человека [5]. Поэтому соблюдение учеными научной этики позволяет соблюдать определенные требования для сохранения доверия общества к науке и ее дальнейшего развития. Также научная этика предостерегает общество от познаний, которые в большей степени несут в себе вред, нежели пользу.
Список литературы
- Песоцкая К.И. О нормах научной этики// Экономико-правовые, социологические и философские ориентиры – 2022 – С.47-48.
- Добрынин В.А. Нормы научной этики// Аллея науки – 2023 – С.292-294.
- Лазар М.Г. Этика науки как новое направление в социологии науки// Журнал социологии и социальной антропологии – 2001 – С.147-158.
- Рогожа М.М. К вопросу об этических проблемах биотехнологий (случай ученого из Хэ Джеанквея)// Сахаровские чтения 2019 года: экологические проблемы XXI века – 2019 – С.486-490.
- Гуляк И.И., Болдырев И.А. Становление этики науки и ее будущее// Лучшая студенческая статья 2018 – 2018 – С.134-137.
- Соловьев И.Д. Нормы научной этики// Научные достижения и открытия современной молодежи – 2017 – С.939-94.