УДК 8

«Фальшивомонетчики» А. Жида как метароман французской литературы первой половины ⅩⅩ века

Гадельшина Юлия Рустамовна – студент Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Научный руководитель Рыбина Мария Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Аннотация: Статья посвящена анализу романа А. Жида «Фальшивомонетчики», его сюжетно-композиционной структуре. Также особое внимание в статье отводится признакам метапрозы и особенностям повествования «романа в романе».

Ключевые слова: модернистский роман, метароман, признаки метапрозы.

Начало ХХ столетия часто позиционируется как эпоха «кризиса романа», изменение жанрового сознания. Своеобразным пиком этих изменений являются 20-е годы. Именно в это десятилетие создано большое количество произведений, определяемых как «метароман». Также стоит отметить, что основной художественной системой ХХ века является модернизм, охватывающий не только сферу литературы, но и культуры прошедшего столетия.

Одним из таких ярких представителей модернизма является французский писатель и критик Андре Жид, а его роман «Фальшивомонетчики» представляет собой знаковое произведение как для творчества Жида, так и для французской литературы первой половины ХХ века.

Модернизм – общая культурологическая характеристика всего искусства XX века. Он предшествует авангарду и в принципе шире его во всех смыслах. Модернизм привнес изменения в западное культурное сознание, при этом не полностью отвергая культуру прошлого.  Одна из черт модернизма то, что неприятие окружающего мира парадоксально сочеталось у модернистов с пассеизмом, тоской по «золотому веку» (английский модернизм, отчасти немецкий экспрессионизм), по этическому идеалу (французский экзистенциализм), синкретизму творчества [5, с.74].

Особенность этой новой парадигмы художественности – полное изменение классического восприятия картины мира: авторы уже не носители абсолютной истины и готовых концепций, а скорее демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, уступая место хаотичному, фрагментарному сюжету, часто выступающему от имени сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на события [4, с. 144].

Метароман – это двуплановая художественная структура, где предметом для читателя становится не только «роман героев», но и мир литературного творчества, процесс создания этого «романа героев». Иначе говоря, метароман повествует не только о перипетиях судьбы персонажей в условной реальности их мира, но направлен на само событие рассказывания. Однако не каждый роман мы можем называть метароманом. Например, обращение автора к читателю, оценка персонажей и комментарии писателя не делают роман метароманом, скорее тут подойдёт значение «роман с авторским вторжением», которое возникло во французской литературе двадцатого века [2, с. 63].

М. Липовецкий называет следующие признаки метапрозы:

  • тематизация процесса творчества;
  • нахождение в текстах автора-творца, который находит своего текстового двойника в образе персонажа-писателя;
  • рамочная система построения текста и зеркальность повествования, соотносящая героя-писателя с автором;
  • акцент на процесс конструирования целостного мира романа;
  • пространственно-временная свобода [3, с. 315].

Одним из ярких представителей модернизма во французской литературе является Андре Поль Гийом Жид. Взгляды Андре Жида (1869–1951) на литературу всегда определялись его стремлением преодолеть рамки собственной стилистики, общественной морали и других освоенных им пределов. Не зря его главными художественными достижениями стал роман «Фальшивомонетчики» (1925), определивший последующее развитие «нового романа» во Франции.

Рассмотрим основные признаки метаромана, выделяемые исследователями в «Фальшивомонетчиках».

Во-первых, хочется обратить внимание на разнообразие жанров повествования, что дает нам первый знак о том, что это не классический роман. Литературоведа выделяют стиль «Фальшивомонетчиков» как: эпистолярный, автобиографический (дневник Эдуарда) и романтический [6].

Во-вторых, присутствует большое количество непосредственных вторжений самого автора в текст. А. Жид комментирует события в произведении, анализирует характер персонажей. Однако автор не ограничивается только лишь собственным повествованием, он вводит в круг персонажей героя-романиста Эдуарда. Эдуард – текстовый двойник самого А. Жида. Более того, на протяжении всего романа один герой-романист размышляет над созданием собственного романа, которому он предполагает дать название «Фальшивомонетчики».

В-третьих, особенность романа также заключается в том, что мы не можем выделить лишь одного повествователя.  В основном повествователями в «Фальшивомонетчиках» являются аукториальный нарратор, а также герой-романист. Помимо этого, читатель видит происходящие события и со стороны других персонажей, таких как Бернар, Оливье, Лаура, Борис и др.

Например, уже в самом начале книги мы можем наблюдать разность повествований. В первой главе читатель наблюдает привычный тип повествования от третьего лица: «Бернар сложил письмо. Оно было того же формата, что и дюжина других писем в пачке. Письма перевязывала розовая ленточка; ему не надо было её развязывать, достаточно слегка передвинуть ленту, чтобы она, как прежде, опоясала всю пачку. Он положил письма обратно в шкатулку – в выдвижной ящик подзеркального столика. Ящик не был открыт; Бернар обнаружил его секрет сверху…» (с. 6)

Однако уже в конце второй главы мы замечаем вторжения автора: «Ни у того, ни у другого нет больше слов. Так расстанемся же с ними. Скоро будет одиннадцать часов. Оставим и госпожу Профитандье, сидящую в своей комнате на маленьком неудобном стуле с прямой спинкой. Она не плачет и ни о чем не думает. Ей тоже хотелось бы убежать, но она этого не сделает. Расстанемся с ней. Я был бы не прочь узнать, что Антуан рассказал своей подружке-кухарке, но ведь подслушать всех невозможно. Подошло время Бернару идти к Оливье. Я, право, не знаю, где он поужинал этим вечером, да и ужинал ли он вообще» (с. 26).

Первое появление автора заставляет читателя словно отвлечься от описанной ситуации и быть готовым перенестись вместе с автором в другие события. Примечательно, что вторжения автора в роман осуществляется в конце главы, в последствии подобные комментарии, мнения, описание самого А. Жида будут встречаться именной в начале или в конце глав, что ярко показывает «рамочную структуру» романа.

Перейдем теперь ко второму основному повествователю «Фальшивомонетчиков». Им является персонаж-пистаель Эдуард. На всем протяжении романа Эдуард пытается написать свой собственный роман и немало размышляет над особенностями этого жанра. Первое высказывание о задуманном романе появляется уже в первом отрывке «Дневника Эдуарда».

Эдуард, прочитав письмо своей подруги Лауры размышляет о несчастной любви девушки, после чего делает запись в дневнике: «Какой прекрасный сюжет для романа: через пятнадцать, двадцать лет супружеской жизни все растущая взаимная декристаллизация супругов! Поскольку он любит и хочет быть любимым, влюблённый не может быть самим собой; и больше того: он не видит другого, он видит вместо него идола, которого приукрашивает, боготворит и создаёт…» (с. 75).

Примерами манифестации в тексте всеведущего повествователя можно считать следующие фрагменты: глава ⅩⅣ первой части «Тут произошел забавный эпизод, который я не решаюсь рассказать; но именно он неожиданно вывел Бернара и Лауру из затруднения и окончательно определил их отношения. Поэтому не стану пытаться приукрашивать сцену…» (с. 134) и глава Ⅸ третьей части «Бернар спал недолго <…> Он оставил Сару спящей, украдкой высвободившись из её объятий. Как? Без нового поцелуя, без последнего взгляда, без нового объятия? Он покидает её так из-за своей бесчувственности? Не знаю. Он и сам не знает…» (с. 319)  в приведённой выше цитате, нарратор сначала указывает на то, что он не подозревал, как поступит Бернар, а следом же описывает его чувства четкой фразой «он и сам не знает». Вопрос в том, каково это знание. Автор способен заглянуть в своих «самостоятельных» персонажей глубоко, но при этом он сам контролирует их поведение и поступки.

Следует отметить, что подобного рода неопределенность и двусмысленность, весьма характерная для жанра метаромана в целом, она проявляется на всем протяжении «Фальшивомонетчиков» в разных вариациях.

Наиболее существенными признаками метаромана в произведении А. Жида исследователи считают комментарии автора, которые иногда «выдергивают» читателя из основных событий. В особенности, когда сам автор при помощи героя-романиста Эдуарда размышляет над тем, что нужно будет сделать для романа. В одной из записей он пишет: «Необходимо сильно сократить этот эпизод. Точность должна достигаться не подробностью рассказа, но и двумя-тремя штрихами именно там, где их ждет воображения читателя…» (с. 90).

Конечно, мы не могли обойти стороной такую особенность «Фальшивомонетчиков» как нелинейность повествования. Автор «переносит» читателя в разные события, рассказывая о разных ситуация, происходящих с героями. Читатель буквально собирает общую картину как пазл по кусочкам, лишь только потом он способен увидеть связи между персонажами и общий сюжет.

Таким образом, основными признаками метаромана в произведении А. Жида можно считать:

  • рефлексивность (это может проявляться в виде метафорических комментариев, автокомментариев или диалогов между автором и героями);
  • игра с жанровыми ожиданиями может нарушать или искажать типичные жанровые структуры, создавая неожиданные повороты сюжета или введение метаэлементов, которые обращают внимание на сам процесс создания и интерпретации истории;
  • самоотражение и самокритика (автор может анализировать и комментировать свое собственное содержание и форму, оценивать свои сильные и слабые стороны как литературного произведения и даже осмеивать или иронизировать над самим собой;
  • присутствие в героя-романиста, который предполагает наличие фигуры автора;
  • нелинейность повествования, которая позволяет передать эмоциональные и психологические состояния героев.

Все эти признаки присуще метароману и помогают автору создать сложные и самосознательные сюжеты, задействовать читателя в акте интерпретации и размышления, а также играть с основными конвенциями литературы.

Список литературы

  1. Жид Андре. Фальшивомонетчики [роман]/Андре Жид; [перевод с французского А.Франковского]. – Москва: Издательство АСТ, 2021. 461 с.
  2. Зусева В.Б.  Память жанра в романе А. Жида «Фальшивомонетчики» // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2008. Том 21 № 9. С. 60–74.
  3. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Поэтика прозы. Екатеринбург: Средний Урал 1996. 460 с.
  4. Можагунян С.Е. О модернизме в 2 т. Москва: Искусство, 1970. 282 с.
  5. Толмачев В. М. Зарубежная литература XX века в 2 т. учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  430 с. 
  6. Les Faux-monnayeurs (статья) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.espacefrancais.com/andre-gide-les-faux-monnayeurs/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: