УДК 811.111

Роль презентации в процессе языковой подготовке студентов-международников на старших курсах неязыкового вуза

Буйлова Ирина Витальевна – старший преподаватель кафедры английского языка №3 Московского государственного института международных отношений МИД Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье рассматривается презентационная деятельность как одна из ключевых навыков в процессе языковой подготовки специалистов-международников. Автором статьи раскрывается понятие термина презентации, основные задачи использования навыка презентационной деятельности в учебном процессе, процесс организации презентации, и ключевые моменты подготовки к выступлению перед аудиторией. В заключении автор выделяет достоинства применения презентации в учебном процессе.

Ключевые слова: презентация, монологическое высказывание, языковая подготовка, специалисты-международники.

В современном мире искусство публичного выступления является неотъемлемой частью будущей профессии специалистов-международников. Выступления на различных конференциях, выставках, участие в бизнес-встречах, переговорах зачастую подразумевает общение на иностранном языке. В связи с этим, перед преподавателями иностранных языков стоит задача развить у будущих специалистов навык презентационной деятельности.

Презентационная деятельность представляется эффективным способом организации публичного выступления, необходимой опорой монологического высказывания. Под презентацией (от лат. praesento - представление) мы понимаем документ или комплект документов, созданный с целью представления проекта, продукта, организации, продвижения идей, представления результатов проекта, исследования. 

На сегодняшний день невозможно представить выступления высококвалифицированного специалиста без презентации, в связи с чем обучение навыку презентационной деятельности приобретает актуальность в организации образовательного процесса. Целью данной статьи является изучение роли презентации как эффективного компонента в обучении навыка публичного выступления на иностранном языке. 

В учебном процессе под презентацией принято понимать устное монологическое выступление студентов перед аудиторией с заранее проанализированным материалом по выбранной ими тематике, ключевые аспекты которого иллюстрируются при помощи мультимедийных технологий. Презентационный материал требует сбалансированного подхода к теоретической и иллюстративной части выступления, поскольку эффективность воздействия излагаемого устного материала на аудиторию зависит от визуальной насыщенности. Таким образом, презентация с визуальными компонентами обеспечивает высокую наглядность материала и обеспечивает восприятие студентами излагаемой информации за счет визуализации.

В данной статье мы подробно рассмотрим процесс языковой подготовки и организации презентации студентами-международниками старших курсов (уровень С1-С2) факультета Международной Журналистики МГИМО РФ, занимающихся по учебнику KeyNote Proficient Student’s Book (авторы Paul Dummett, Helen Stephenson, Lewis Lansford). После прохождения одной или нескольких тем уроков студентам предлагается подготовить презентации на тематику пройденных юнитов. В качестве примера рассмотрим следующие тематики презентаций: Creativity, Hopes and Fears, Perception. Студентам на выбор предлагается список примерных тем для подготовки выступления, или же студент вправе самостоятельно придумать тему в рамках заданной тематики:

  1. Creativity at school
  2. Talented people never realize the potential of their talent
  3. Effective public speaking techniques
  4. How to overcome the fear of public speaking
  5. Multi-sensory marketing
  6. Why is the first impression inaccurate?

В рамках подготовки к презентации преподаватель должен четко проработать со студентами цель их выступления, а именно задать два ключевых вопроса - для чего нужна эта презентация и какого эффекта студент хочет достичь свои выступлением. При ответе на вышеупомянутые вопросы преподавателю стоит напомнить о задачах презентации. Первой и логичной задачей явление информирование аудитории, однако это задача не достигает конечной цели презентации. Второй задачей, на которую преподавателю стоит обратить внимание студентов, является убеждение, а именно донесение до аудитории ключевой мысли высказывания, а в последующем и побуждение к действию (третья задача). Таким образом, студенты должны понять, что целью презентации является не само техническое выступление оратора, а то, как выступление отразится на сознании аудитории.

Важно отметить, что при подготовке презентационной деятельности преподаватель активно вовлечен в работу со студентом, поскольку обе стороны заинтересованы в успешном результате. Для успешного выступления необходимо выработать некие приемы (presentation tips), которые помогут организовать презентационную деятельность. Рассмотрим некоторые из таких приемов:

  1. Вдохновение. Для наиболее яркого и запоминающегося выступления студенту необходимо подобрать тему, которая резонирует с его предпочтениями. Эмоциональное и страстное отношение к выбранной теме отразится на аудитории и оставит положительное впечатление после выступления.
  2. Логика. При построении структуры выступления студентам необходимо следовать логике высказывания от начала до конца, и помнить об основной задаче - донести главную мысль до аудитории.
  3. Аргументация. Необходимо четко проработать аргументы, которые подтверждают ключевую мысль высказывания. Для этой цели стоит прибегать к различным стилистическим приемам: метафорам, сравнениям, противопоставлению, эмфатическим конструкциям, риторическим вопросам, инверсии, грамматическим и лексическим повторам.
  4. Естественность. При работе с публикой важно вести себя естественно, открыто и искренне.
  5. Юмор. Одним из эффективных способов установить контакт с аудиторией является юмор. Стоить разбавить монологическое выступление добавлением шуток, анекдотов, смешных ситуаций из жизни.
  6. Темп речи. Необходимо выработать подходящий темп речи - не слишком быстрый, так как он создает образ нервозности у говорящего, но не слишком медленный, поскольку он будет негативно сказываться на интересе аудитории к выступлению.
  7. Пауза. Перед выступлением необходимо отрепетировать речь и добавить короткие логические паузы перед важной информации, чтобы аудитория смогла осмыслить ее.

Следующим этапом подготовки презентации является отработка устного высказывания на предмет логичности (coherence) и связности (cohesion). Как следует из вышесказанного, речь должна быть структурированной и логичной, чтобы аудитория смогла проследить и усвоить главную мысль выступления. Следовательно, устное монологическое высказывание требует употребления связывающих фраз и словосочетаний. В качестве примера предлагается рассмотреть список следующих Link Words and Phrases:

Opening words

  • Welcome to this morning’s presentation on…
  • First of all, may I introduce myself…
  • Stating objectives and scope
  • Perhaps I could begin by explaining…
  • First of all let me say a few words about…
  • Let me tell you what I intend to deal with today…
  • Today we will be looking at…
  • We will be concentrating on…
  • The aim of this presentation is…
  • My/our presentation will consist of…parts take…minutes
  • I will be glad to answer any questions at the end of my talk / If I have any questions feel free to interrupt me during the presentation

Introducing visuals

  • I’d like to show you…
  • If you take a look at this…
  • Now, let’s look at…
  • If we look at…, we can see that…
  • You will notice from the graph/chart/diagram that…
  • Continuing on the same subject
  • Secondly, I’d like to mention…
  • My third point is…(but no fourth point, please)
  • Now let’s look at…
  • At this point it may be useful to consider…

Generalizing

  • in general/generally speaking/as a rule/by and large/overall it’s true to say that/ in most cases

Making a special point

  • I’d like to point out…
  • We need to bear in mind that…
  • Don’t forget that /Let’s not forget…
  • I’d like to draw your attention to…
  • one exception is/but in fact/in reality/the fact of the matter is/the point is/the real question is…

Moving on to a new subject

  • Perhaps we could now turn to the question of…
  • This leads us on to another important issue/question/aspect…
  • Moving on…
  • Reformulating your message
  • To put in another way…
  • In other words…
  • What I am suggesting is…
  • Let me put in another way…
  • What I am trying to say is…
  • How shall I put it?

Dealing with unexpected/difficult questions (reformulate the question to “mirror” back)

  • That is very interesting point…we will be dealing with that question later
  • Let me try to give you a general answer…I’m not really an expert in that area, but…
  • If I may, I’ll hand that question on to my colleague who has interest in this field…/The best way I can answer that question is…

Closing the presentation

  • Finally we mustn’t forget/overlook…
  • Last but not the least, there is the matter of…
  • I’d like to finish off by drawing your attention to…
  • In conclusion/to summarise/thank you…
  • Are there any questions/Does anyone have any questions?

Заключительным, но не менее важным, этапом подготовки презентационной деятельности является ознакомление студентов с критериями оценивания устного презентационного выступления. Заблаговременное обсуждение критериев позволит студентам более тщательно отнестись к выполнению задания. Предлагаются следующие критерии оценивания:

  1. Тайминг. Время выступления не должно превышать 6-7 минут. Такое ограничение во времени позволяет в рамках двух академических часов выступить студентам со своей презентацией и ответить на вопросы от аудитории. Сообщение сопровождается видео-презентацией, которая в полной мере соответствует выбранной теме.
  2. Видео-презентация. На экране студент должен отобразить только ключевые факты, цифры, таблицы, диаграммы и так далее, но ни в коем случае не сплошной текстовый материал.
  3. Структура. Докладчик следует четкой структуре выступления: приветствия, обозначение цели и плана своего выступления, заключение, вопросы от аудитории, благодарственное слово.
  4. Этикет. Выступающий соблюдает речевой этикет; в доступной и ясной форме корректно отвечает на вопросы аудитории.

Внимание! Оценка за презентацию снижается если:

  1. Выступающий просто монотонно читает текст своего выступления, не имея зрительного контакта со своими слушателями.
  2. Выступающий допускает лексические, грамматические и стилистические ошибки, искажающие смысл высказывания.
  3. Выступающий не употребляет активную лексику из пройденных тем уроков (обязательная норма 8-10 лексических единиц).
  4. Выступающий не написал на доске новые слова (которые могут затруднить или исказить понимание сказанного) и не дал их перевод на русский язык.
  5. Выступающий не может четко и аргументировано ответить на заданные вопросы.

Из всего вышеупомянутого и перечисленного можно сделать вывод, что подготовка и организация презентации, — это серьезный, ответственный и трудоемкий процесс.

В заключении автор данной статьи хотел бы еще раз подчеркнуть преимущество презентации в процессе обучения иностранному языку:

  1. Дает студентам широкие возможности свободного выбора соответствующей траектории в процессе образования.
  2. Предполагает и закладывает основы дифференциального подхода к студентам.
  3. Повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения.
  4. Устанавливает непрерывную связь в отношениях «преподаватель - студент».
  5. Способствует индивидуализации учебной деятельности. Для подготовки презентации студент должен использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждое выступление в продукт индивидуального творчества.
  6. Значительно повышает мотивацию и заинтересованность студентов в учебном процессе.
  7. Способствует развитию у студентов продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, а также формированию операционного стиля мышления.

Таким образом, опыт включения презентационный деятельности в учебный процесс подчеркнул эффективность данного вида подготовки в рамках обучения иностранному языку студентов-международников на старших курсах.

Список литературы

  1. Киселева Н.С. Роль презентации в процессе обучения иностранному языку на старших курсах языкового вуза/ Н.З.Киселева // Россия и Запад: диалог культур. — 2019. — №20. — С. 21-25.
  2. Dummett P., Stephenson H. KeyNote Proficient Student’s book, National Geographic Learning, 2016.
  3. Dummett P., Stephenson H. KeyNote Proficient Teacher’s book, National Geographic Learning, 2016.
  4. Grussendorf M. English for Presentations/Oxford Business English. – 2008.