УДК 8

Молодежный сленг как противоречивое явление в современной лингвистике

Шайдулова Аделина Александровна – лаборант Кизлярского профессионально-педагогического колледжа, студентка Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова

Аннотация: Предмет. Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности человека и является едва ли не самой важной для молодежи. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Молодежный сленг – явление, не устоявшееся во времени, являющееся подвижным и меняющимся, поэтому возникают трудности в изучении этой темы. Молодёжный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Цели. Выявить и показать причины возникновения молодёжного сленга, его взаимосвязи с литературным языком; изучить его разнородность, в том числе и ненормативные проявления. Понять, как через этот языковой пласт отображается сознание молодёжи, её ценностные и нравственные ориентиры, решить, что такое сленг – норма или антинорма. Методология. В своем исследовании я использовала такие методы как: описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений; приём систематизации и классификации; анализ словарных статей из толкового словаря «Молодёжный сленг»; сравнительный метод; обобщающий метод. Результаты. Проанализировав все проведенные эксперименты, я пришла к выводам, что со сленгом не нужно бороться. Это явление временное, проходящее с возрастом, интересное только в определенную пору жизни и относиться к нему нужно как к болезни роста молодежи, которое необходимо подрастающему поколению, но которое они обязательно перерастут. Меня, как будущего учителя, волнует, каким будет молодое подрастающее поколение. Я вижу, что сленг – это отражение существующей реальности, процесс самовыражения, процесс коммуникации общения. Следует отметить, что отношение взрослых к этому явлению большей частью отрицательное, но старшее поколение не должно видеть в нем только минусы. Мне бы хотелось, чтобы родители больше интересовались этим языковым явлением, где-то даже изучали его, не просто критиковали молодежный сленг, а пытались вникнуть в суть этого явления. Возможно, это могло бы помочь понять собственного ребенка, его проблемы, его интересы, узнать круг общения, наладить контакт, снять какие-то существующие барьеры. Выводы. Сленг неотъемлемая часть молодёжной речи, он идёт в ногу со временем. С развитием научно-технических технологий в русском языке появляется всё больше и больше «сленгизмов» точно так же, как и в любом другом языке. Бесспорно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Самое время задуматься: сможем ли мы в будущем понимать друг друга? Сохраним ли свой прекрасный, великий русский язык? Ответ на этот актуальный вопрос каждый даст для себя сам, мне думается, что он будет неоднозначным.

Ключевые слова: молодежный сленг, сленговые выражения, сленгизмы, жаргон, язык, молодежь.

Язык – одежда мыслей

Сэмюэл Джонсон

Язык – это не только знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях. Язык – это духовное богатство и культурное наследие каждого народа, говорящего на этом языке. На сегодняшний день приблизительно для 350 млн. человек русский язык является родным или вторым родным языком; при этом около 180 млн. называют его родным. Состояние русского языка к концу ХХ столетия существенно изменилось. Одно из очевидных и объяснимых изменений - в лексике.

Когда говорят о будущем страны принято ссылаться на молодое поколение: будущее за молодежью. Молодежь - это та социальная группа, которая обладает не только силой и энергией, но и значительным влиянием на судьбы нашей страны, народа и нации в целом. Однако, не существует единого международно признанного определения возрастной группы молодежи. В статистических целях организация объединенных наций определенно рассматривает "молодежь" как лиц в возрасте от 15 до 24 лет. В России сейчас проживает около 14 миллионов молодых людей, составляющих 9,8% от всего населения страны.

Молодежный сленг, используемый русскими, является уникальным лингвистическим явлением. Его употребление не ограничивается только определенными возрастными рамками, как указывает его название, но также зависит от социального контекста, временных и местных особенностей.

Сленг (от английского "slang") представляет собой набор слов или новых значений существующих слов, которые используются различными группами людей - профессиональными, общественными, социальными, возрастными и т.д. Такие слова рассматриваются как неправильное употребление стандартного языка. Часто сленг выражает очень яркие эмоции и служит для обозначения предметов, которые встречаются в повседневной жизни.

Мой интерес к изучению молодежного сленга был вызван желанием ознакомиться с вкусами, привычками, интересами и стремлениями молодых людей. Я провела исследование в своем колледже, предложив студентам с 1 по 4 курсы продолжить фразу (см. ниже):

image001

Результаты опроса показали, что молодежь использует сленг для поддержания разговора, выражения эмоций и чувств, а также для экономии времени при общении. Многим ребятам сленг нужен для более яркого и выразительного выражения собственных эмоций и для успешной адаптации в своей среде.

Выявление наиболее популярных среди молодежи жаргонизмов. В этом исследовании я выяснила, что в нашем колледже самые употребляемые жаргонизмы – это: кринж; жиза; блин; норм; треш; реально (100%); ашалеть; шарага; ору; омайгад; базарить (90%); капец; топ; туса; хата (80%); шпора; в кайф; бойфренд (70%); балдеж, хай, трындец (60%); домашка; фигня; баскет (50%); чувак; чел; лд (40%); мб; крейзи; прикольно (30%); фейс; прикид; фэшн (10%).

Я считаю, что появление молодежного сленга несет социальные причины. В современном жаргоне, прежде всего, можно увидеть бунт подрастающего поколения против установленных норм общества. Его возникновение объясняется появлением активной молодёжи с высокой степенью самостоятельности. С другой стороны, это также связано с возрастом и модой. Молодые люди желают отделиться от старших и общаться на "своем" языке. Они привлекаются звучанием и эмоционально-экспрессивной окраской жаргонизмов.

image002

  1. Изучив речь молодежи и ее использование сленга, я составил словарь самых популярных сленговых выражений, который я разместила в социальной сети. Цель этого была показать молодежи, как чрезмерное использование сленга в речи и на письме может повлиять на их коммуникацию. Для этого я провела сравнительный анализ текстов с использованием множества сленговых выражений и со стандартной лексикой. Результаты эксперимента показали, что из 50 опрошенных, 33 человека полностью расшифровали все сленговые выражения. Исходя из этого, можно заключить, что не все молодые люди понимают современный молодежный сленг, и большая часть предпочитает использовать стандартный разговорный русский язык. Это не может не радовать. Изучив молодежный сленг, причины его возникновения и особенности образования, можно сделать следующие выводы:
    Главное в этом языковом явлении - уход от обыденности, игра, ирония, создание маски. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
  2. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он проявление желания переосмыслить мир на свой лад и подать окружающим знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние стремления молодых людей с большей яркостью и интенсивностью, чем одежда, прически или образ жизни.
  3. Сленг уже давно существует в школьной лексике и будет продолжать существовать. Вопрос о том, хорошо это или плохо, является неоднозначным. Нельзя запретить или отменить сленг. Он постоянно меняется со временем, одни слова исчезают, другие появляются, так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью вытесняет нормальную речь. Однако невозможно представить современного молодого человека без сленга. Главные достоинства здесь – краткость и выразительность.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Русский язык (приложение к газете “Первое сентября”), №40, 1999.
  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  8. Подрабинек К. Много жаргонов, хороших и разных. Русский язык (приложение к газете “Первое сентября”), № 40, 1999.
  9. Сенюшкина Т.В. Русский язык. Лексика. Сборник упражнений по лексике для 6 класса. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1994.
  10. Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., Знание, 1976.
  11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. М.Аксёнова; отв. Ред. Л.Петрановская. – М.: Аванта плюс, 2004.
  12. Сов. энц. словарь, под ред. С.М. Ковалева, - М.: «Советская энциклопедия», с.1234.

Интересная статья? Поделись ей с другими: