УДК 882

Особенности русского языка в литературе постмодерна

Чан Лэ – студент Северо-Восточного университета лесного хозяйства (г. Харбин, Китай)

Аннотация: Постмодернизм – важное явление в литературе 20 века. Оно отражено и в русской литературе второй половины 20 – начале 21 веков. Примеры русской литературы постмодерна включают работы таких авторов, как Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Саша Соколов и других. Их произведения отражают постмодернистские черты и представляют собой эксперименты с формой, содержанием и смыслом, вызывая у читателей нестандартные и неожиданные эмоциональные и интеллектуальные реакции. К важным чертам русского языка в литературе постмодернизма отностся интертекстуальность, деконструкция языковых норм, ирония,  ментафикция и смешение жанров. Все это делает язык русской литературы постможерна уникальным явлением.

Ключевые слова: русский язык, русская литература, постмодернизм, лексика.

Постмодернизм – многозначное понятие с множеством определений. Как отмечает И.П. Ильин, постмодернизм – это «многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений» [1]. Постмодернизм – это философское, культурное и литературное направление, которое возникло во второй половине 20 века в ответ на традиционные идеи и ценности западной культуры. Постмодернизм отвергает идею единого, универсального смысла или истины. Он считает, что смысл открыт для множества толкований и не может быть зафиксирован одним общепринятым значением. Постмодернизм отвергает идеи об общих исторических, религиозных или философских метанарративах, утверждая, что подобные концепции неспособны объяснить современный мир.

Постмодернизм в литературе – это литературное направление, которое возникло во второй половине 20 века. Постмодернизм представляет собой художественное движение, которое активно использует игру, неоднозначность и разнообразие как методы выражения. Он подчеркивает открытость к различным интерпретациям и ставит под сомнение традиционные представления о литературе и её функциях.

Примеры русской литературы постмодерна включают работы таких авторов, как Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Саша Соколов и других. Их произведения отражают постмодернистские черты и представляют собой эксперименты с формой, содержанием и смыслом, вызывая у читателей нестандартные и неожиданные эмоциональные и интеллектуальные реакции.

Постмодернистская литература часто характеризуется экспериментами с языком и формой, игрой с жанрами и конвенциями. В контексте русского языка в постмодернистской литературе можно выделить несколько особенностей.

Важной особенностью является деконструкция языковых норм [2]. Постмодернизм ставит под сомнение стандартные языковые нормы. Писатели используют различные языковые слои, инновационные стилистические приемы, играют с грамматикой и пунктуацией для деконструкции традиционной структуры языка. Так, например, в романе «Кысь» Толстой литературный русский язык заменяется смесью различных несовмещенных его пластов: советских канцеляризмов, русской просторечной лексики, и постапокалиптического «новояза». Также часто в произведениях русского постмодернизма меняются орфографические нормы, слова намеренно пишутся с ошибками. В романе «Школа для дураков» Соколова также переплетены советские канцеляризмы, библейские аллюзии, философские размышления и поэтические описания. Деконструкция также может затрагивать грамматику и пунктуацию.[3]

Авторы постмодернизма активно используют интертекстуальные ссылки на другие тексты, культурные символы, произведения искусства или литературы. Это создает сложные многоуровневые связи между различными текстами и контекстами. В романе «Кысь» широко представлена цитация из произведений русских классиков, в особенности, поэзии. Особенное место занимает фигура Пушкина, в таких произведениях, как «Кысь» и «Пушкинский дом». «Многое в постмодернизме оказалось настолько созвучно личности и поэтике Пушкина и поэтов пушкинского круга, что постмодернизм можно считать развитием и нередко доведением до предела того, что заложено (или освоено) Пушкиным» [4]

Писатели постмодернизма часто играют с множественными значениями слов и концепций. Они могут использовать иронию, парадоксы и неожиданные ассоциации для создания новых смысловых перспектив. Часто этот прием встречается у Пелевина.

Постмодернистская литература часто содержит элементы метафикции, где текст обращается к самому себе, а также автотекста, где авторство и реальность произведения становятся предметом исследования. Часто героями произведений выступают писатели, пишущие текст произведения, но не являющиеся альтер-эго автора. Так, в романе «iPhuck 10» Пелевина главный герой, искусственный интеллект Порфирий Петрович, пишет романы о своих расследованиях, которые по сути являются самим текстом романа.

В постмодернистской литературе авторы часто переплетают различные жанры и стили, смешивают реальность с фантастикой или мифологией, чтобы создать гибридные тексты. Этот подход позволяет авторам не ограничиваться жесткими рамками литературных жанров и стилей, а вместо этого экспериментировать с разными подходами к созданию текста. Такие гибридные тексты могут содержать элементы фантазии или мифологии, внедрять технологические инновации или использовать множество исторических и культурных отсылок, обогащая повествование и придавая ему глубину и многогранность. Эта практика говорит о стремлении писателей к созданию уникальных и оригинальных произведений, где структура текста, языковые приемы и сюжетные линии могут неожиданно переплетаться, создавая новые и интересные художественные произведения.

В постмодернизме выделяют две основные характеристики, как отмечает Я.В. Погребная: 1) «принцип айсберга», где текст уходит вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на реальность, а на саму культуру. Постмодернизм формирует нового читателя и создает новую реальность, где символы, созданные людьми, живут наравне с реальными людьми и вещами. [5]

Русская постмодернистская литература отражает эти черты, иногда представляя сложные и многогранные тексты, играющие с языком и формой для создания новых литературных конструкций и передачи сложных смысловых оттенков. Постмодернистская литература помогает расширить границы языка, предлагая новые способы его использования и интерпретации. Она стимулирует обсуждения о смысле и функции языка в современном обществе.

Список литературы

  1. Ильин И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М. : Интрада, 1998. -
  2. Галинская И. Л. Постмодернизм в русской литературе // Вестник культурологии, 2001 (2), 47-53.
  3. Ащеулова И.В. творчество Саши Соколова в контексте литературного процесса 60-80-хь годов // Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь. 1998
  4. Мачавариани Нана Валериановна Интертекстуальность как способ выражения смысла в малой прозе Т. Н. Толстой // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016, (7-1 (61)), 32-35.
  5. Садиева К.М. Характерные особенности русского постмодернизма // Мир науки, культуры, образования, 2018, (1 (68)), 419-419.

Интересная статья? Поделись ей с другими: