УДК 372.016

Современные методики преподавания русского языка как иностранного

Чжан Цзюньцзе – выпускник Средней школы Ухань Чанхун (Китай, Ухань).

Ван Чжихуэй – магистр факультета Прикладной математики Хуачжунского нормального университета (Китай, Ухань).

Аннотация: Цель работы заключается в изучении современных методик преподавания русского языка как иностранного. Проведен подробный анализ наиболее перспективных подходов, которые применяются в настоящее время для обучения иностранной аудитории русскому языку. В заключении работы отмечается высокая важность продолжения работ по развитию и совершенствованию методик преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методология, Российская Федерация, обучающийся, стандарт, квалификация.

В современном мире одним из ключевых направлений развития населения является изучение им иностранных языков, с помощью которых становится возможным осуществлять общение с населением из различных уголков света. Русский язык, который по праву считается одним из самых сложных во всем мире, не является исключением. Данной проблемной тематике посвящено достаточно большое количество научно-исследовательских и практических работ [1-5], которые направлены на решение различного рода проблем.

Одной из таковых является проблема методологии проведения занятий по русскому языку в иностранной аудитории. Несомненно, что первые из методик, которые были разработаны еще в 1960-х годах [1], в современном информационном обществе являются попросту устаревшими и не могут в полной степени использоваться для построения занятий в иностранных аудиториях. В связи с вышесказанным можно с уверенностью сказать, что изучение вопросов, которые касаются исследования современных методов (подходов) к преподаванию русского языка как иностранного, является весьма актуальным в настоящее время.

Перед рассмотрением самих методик (подходов) к построению занятия русским языком в иностранной аудитории, стоит отметить, что при обучении русскому языку как иностранному принято выделять три базовых уровня подготовки обучающихся:

  • начальный (длительность от двух до трех месяцев), который преследует перед собой цель научить обучающегося понимать произносимую медленную речь органами слуха посредством наработанного языкового материала, а также читать небольшие обучающие тексты и общаться на некоторые темы;
  • средний (длительность от четырех до пяти месяцев), который преследует перед собой цель ознакомиться с базовыми типами структурных стилей русского языка, научить обучающегося полностью понимать произносимую речь органами слуха посредством наработанного языкового материала, а также читать любую литературу и общаться на учебные и бытовые темы;
  • основной (длительность от четырех до пяти лет на специальных факультетах в высших учебных заведениях), который преследует перед собой цель развивать и доводить до идеала умения и навыки обучающихся, которые были получены ими на предыдущих уровнях обучения.

Среди основных методик (подходов), которые применяются для обучения иностранной аудитории русскому языку на вышеперечисленных уровнях подготовки, наибольшую популярность в настоящее время получили следующие:

  1. Системно-языковой подход. В рамках данного метода обучения для обучающихся важно показать то значение, которое имеют языковые единицы русского языка для успешного выполнения коммуникативной цели обучения. Все это, в конечно итоге, позволит обучающимся самостоятельно излагать собственное мнение и, тем самым, построит эффективный процесс общения. В рамках данной методики процесс речевого развития является наиболее целеустремленным, что приведет к более перспективному развитию у обучающихся необходимых речевых умений [1].
  2. Социокультурный подход, в рамках которого изучение русского языка происходит в рамках русской культуры, которая была сформирована на протяжении всей истории ее существования. Ознакомление иностранной аудитории с элементами русской культуры происходит в сравнении со своей, что дает им понять существующие границы между ними, которые являются особенными. Процесс приобщения к культуре чужого государства не может произойти без воспитания в обучающихся внутренней толерантности и доброжелательности [1].
  3. Личностно ориентированный подход, который основан на достижении задачи обеспечения наилучших условий, которые способствуют разностороннему развитию коммуникации у обучающихся. С это целью преподаватель осуществляет поощрение обучающихся, помогает им в выборе и достижении индивидуальной цели обучения, а также организует рабочий процесс по ее достижению. Среди наиболее перспективных форм работы с иностранными обучающимися в рамках данного подхода можно выделить следующие - дискуссия, научное исследование, внеурочная деятельность, самостоятельная работа и некоторые другие [1].
  4. Компетентностный подход, в рамках которого наивысшее положение занимает окончательный результат процесса образования. Он может быть оценен с точки зрения приобретенных навыков и умений в коммуникации, а также их практической реализации. К сожалению к настоящему времени до сих пор не разработаны эффективные методы, позволяющие произвести оценку уровня сформированности вышеперечисленных умений и навыков. Но, несмотря на это, данный подход в обучении иностранной аудитории русскому языку относится к числу приоритетных [1].
  5. Метод геймификации, включающий в себя элементы игры для привлечения внимания обучающихся к процессу обучения русскому языку. В качестве варинатов реализации данного метода может выбрано использование интерактивных материалов, различных видеороликов, мобильных и компьютерных программ. При обучении русскому языку иностранной аудитории можно выбрать такие формы, как викторина, ролевая игра и многие другие [2].
  6. Смешанный подход, который преследует под собой цель соединения внутри себя традиционных методов обучения и дистанционных с целью формирования наиболее гибкой среды образования. В рамках обучения русскому языку как иностранному данная методика может включать применение различных образовательных онлайн-платформ (например, подкасты или видеоролики) в рамках традиционного аудиторного занятия. Все это дает обучающимся возможность получать и усваивать знания в удобном для них темпе, а также получать доступ ко всей необходимой для них информации и обратной связи от педагога, тем самым реализуя принципы гибкости и доступности в образовательном процессе. Обучающиеся могут получать знание из любой точки во всем мире. Среди недостатков данного метода стоит отметить, что не все обучающиеся, несмотря на развитость технологий в современном информационном мире, имеют доступ к таким ресурсам. Помимо этого, данный метод обучения является доступным только для тех обучающихся, у которых нет проблем с самодисциплиной и мотивацией при удаленной работе, поскольку темпы освоения русского языка как иностранного достаточно быстрые [3].
  7. Проблемный метод обучения. Данный подход преследует под собой цель получения наиболее важных теоретических знаний при работе с реальными задачами. Перед обучающимися формируются определенные жизненные ситуации (в том числе и профессионального характера), например таковой может быть оформление заказа продуктов питания, приобретение билетов для передвижения или же прохождение собеседования на трудоустройстве на новое рабочее место. В рамках подобной ситуации обучающиеся должны сформировать диалог на русском языке, что позволит им отработать типовые моменты в рамках определенной темы. При изучении русского языка как иностранного в рамках данного подхода могут применяться различные аутентичные материалы (газетные вырезки или подкасты), применение которых помогает обучающимся наиболее полно погрузиться в изучаемую среду и выучить лексические и грамматические особенности данных контекстов. Данный подход является наиболее эффективным при совершенствовании устных и письменных навыков в коммуникации [4].
  8. Проектный метод обучения, в котором предполагается, что обучающиеся выполняют предлагаемый им проект с помощью приобретенных на аудиторных занятиях умений и навыков. В контексте изучения русского языка это может быть работа над исследовательским проектом по русской культуре, организация традиционных русских народных празднеств, проведение «выставки работ» известных русских художников или написание короткого рассказа на русском языке. Данный подход является наиболее перспективным при развитии сотрудничества, критического мышления и креативности. Обучающиеся могут работать над проектами, имеющих для них наибольший интерес, что приводит к повышению степени их вовлеченности и увеличению уровня мотивации. Обучение, основанное на проектах, предоставляет возможности для творчества и формирования независимого критического мышления [5].

В заключение работы хотелось бы отметить, что достаточно быстрая адаптация русского языка в мировом сообществе приводит к появлению отрицательной реакции со стороны достаточно большого количества людей. Но, несмотря на это, стремление социума к налаживанию международного общения и наиболее полному пониманию западного стиля жизни и культуры стало явной причиной его широкого изучения иностранными обучающимися. Поэтому необходимо продолжать работу по развитию и совершенствованию методик преподавания русского языка как иностранного, что, несомненно, позволит решить все существующие проблемы в данной сфере и наиболее полно раскроет всю широту и красоту русского языка в глазах иностранцев, изучающих его.

Список литературы

  1. Чебурышков А.А. Современные подходы в преподавании русского языка как иностранного / А.А. Чебурышков // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. – 2020. – № 9. – С. 174-179.
  2. Мирзалиева Д.Б. Геймификация в обучении русскому языку как иностранному / Д.Б. Мирзалиева // Вестник науки и образования. – 2020. – №. 21-1 (99). – С. 38-40.
  3. Накузиева Г.З. Смешанное обучение русскому языку как иностранному / Г.З. Накузиева // Молодой ученый. – 2019. – №. 9. – С. 200-202.
  4. Алленова И.В. Современные методы обучения русскому языку как иностранному / И.В. Алленова // Проблемы современной науки и образования. – 2023. – № 2 (180). – С. 38-40.
  5. Корочкина Е.В. Обучение русскому языку как иностранному в современном образовательном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Россия, г. Ульяновск, 9–10 июня, 2020 г.) / Е.В. Корочкин. – Ульяновск: УлГТУ, 2021. – 259 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: