УДК 330

Теоретические аспекты использования стейкхолдерского подхода в финансовой стратегии компании

Булдаков Артём Валерьевич – магистрант Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Основополагающая работа Фримена (1984) считается первой и наиболее важной вехой в литературе по теории заинтересованных сторон. Однако, существует необходимость смены парадигмы управления организациями в соответствии с новыми социальными запросами и тенденциями. Чтобы организация преуспела в этом новом контексте, необходимо одновременно удовлетворять потребности владельцев, сотрудников и их профсоюзов, поставщиков и клиентов. Управление отношениями с заинтересованными сторонами также все чаще рассматривается как стратегическое средство подхода к организационным действиям, направленным на решение социальных проблем. Концепция заинтересованных сторон играет важную роль в разработке анализа финансовой стратегии и позволяет определить показатели, достижение которых положительно повлияет на результаты деятельности организации.

Ключевые слова: теория заинтересованных сторон, стратегическое управление, взаимодействие, финансовая стратегия.

В своем развитии теория заинтересованных сторон указала на различные вопросы стратегического управления организациями, такие как, как идентифицировать и расставить приоритеты заинтересованных сторон, как понять их интересы и требования, как сбалансировать отношения между различными заинтересованными сторонами и как вовлечь заинтересованные стороны в организационную деятельность [2, 5].

По мнению Стоунера и Фримена, заинтересованные стороны можно разделить на следующие две категории: внутренние и внешние. Внутренние заинтересованные стороны — это те, кто действует внутри организации, например владельцы и сотрудники. Внешние заинтересованные стороны — это те, кто напрямую взаимодействует с организацией, например клиенты и поставщики.

Заинтересованные стороны для типичного бизнеса:

Собственники и/или акционеры. Несмотря на то, что теория заинтересованных сторон позиционируется как противоположность теории акционеров, реальность такова, что акционеры всегда будут одними из крупнейших заинтересованных сторон любого бизнеса.

Сотрудники. Любой руководитель бизнеса согласится, что важно, чтобы сотрудники были довольны. Проще говоря, вовлеченные сотрудники работают лучше и добиваются лучших результатов.

Клиенты — еще одна очевидная группа заинтересованных сторон, поскольку их удовлетворенность и лояльность напрямую влияют на успех компании.

Поставщики. Они предоставляют сырье или ресурсы для деятельности компании. Надежность и качество поставок имеют решающее значение для организации.

Сообщества. Можно определить сообщество различными способами: от локального сообщества до виртуального глобального. В любом случае они являются ключевыми игроками в теории заинтересованных сторон.

Правительство и регулирующие органы могут осуществлять значительный контроль и влияние на деятельность компании посредством законов, постановлений и налогообложения.

Друзья и семья также являются важными заинтересованными сторонами, которых необходимо удовлетворить согласно теории заинтересованных сторон.

- Конкуренты: Теория заинтересованных сторон предполагает, что здоровая конкурентная среда приносит пользу всем, включая других заинтересованных сторон, таких как клиенты.

Совсем недавно теоретики сосредоточили свое внимание на механизмах создания и распределения ценности среди заинтересованных сторон [2, 4, 5]. Вместо того, чтобы сосредоточиться на анализе того, какие заинтересованные стороны являются наиболее важными, и расстановке приоритетов в их требованиях, в центре внимания стало улучшение отношений, которые создают большую ценность [3].

Ценность — важная концепция в области стратегии. Согласно теории заинтересованных сторон, создание стоимости встроено в отношения между организацией и ее заинтересованными сторонами. Подчеркивая различные формы создания стоимости, Харрисон и Уикс продвигают традиционный подход к оценке создания стоимости, ограничиваясь экономическим измерением, и предлагают, чтобы показатели эффективности организации учитывали точку зрения множества заинтересованных сторон. Авторы считают, что ценность – это «все, что потенциально может представлять ценность для заинтересованных сторон», включая как материальные, так и нематериальные факторы, важные для заинтересованных сторон [4]. Ценность может относиться, например, к программам общественных работ, участию сотрудников в процессе принятия решений, лучшим условиям оплаты для поставщиков, более низким ценам для клиентов и т. д. [5].

С этой точки зрения необходимо способствовать созданию стоимости и распределять эту ценность среди заинтересованных сторон посредством эффективного управления отношениями. Управление взаимоотношениями важно для понимания того, что считается ценным для каждой группы заинтересованных сторон, и, таким образом, для надлежащего распределения ресурсов для удовлетворения их потребностей. Фриман и др. отмечают, что управление заинтересованными сторонами имеет дело с широкими и сложными аспектами и должно включать процессы и процедуры, которые способствуют справедливости в распределении ресурсов [3].

Основная предпосылка теории заинтересованных сторон заключается в том, что заинтересованные стороны будут тем больше сотрудничать с организацией, чем больше они будут чувствовать, что их интересы учитываются. Другими словами, заинтересованные стороны стремятся относиться к организации в соответствии с принципами справедливости, при которых предлагаемый вклад пропорционален полученной ценности. Согласно этой логике, предполагается, что отношения со стейкхолдерами, характеризуемые принципами теории заинтересованных сторон, создают большую ценность для организаций. Более конкретно, предположительно, что отношения характеризуются: участием заинтересованных сторон в процессе принятия решений; обменом информацией; взаимным доверием.

Включение в процесс стратегического планирования связано с созданием большей ценности для организаций. Группы заинтересованных сторон могут внести свой вклад своими знаниями, навыками и опытом, чтобы расширить обмен идеями с организациями и снизить вероятность недовольства между одной или несколькими группами. Условия, а также требования заинтересованных сторон меняются со временем, поэтому для организаций важно оценивать идеи и проблемы заинтересованных сторон посредством взаимодействия и диалога. Более широкий обмен информацией с заинтересованными сторонами позволяет лучше понять их интересы и предпочтения.

Финансовая стратегия играет ключевую роль в определении целей, задач и решений, направленных на эффективное стратегическое управление организацией. В современном мире критические финансовые факторы, такие как ограничения, возможности и угрозы, являются основой для определения деятельности организаций. Формирование финансовой стратегии зависит от множества внешних и внутренних факторов, которые отражаются в современных концепциях управления. Именно эти факторы определяют основные направления анализа финансовой стратегии. Концепция заинтересованных сторон играет важную роль в разработке анализа финансовой стратегии и позволяет определить показатели, достижение которых положительно повлияет на результаты деятельности организации [1].

Список литературы

  1. Джалалов, Д. Э. Критерии оценки реализации финансовой стратегии корпорации с учетом требований ключевых заинтересованных сторон / Д. Э. Джалалов // Вестник евразийской науки. – 2020. – Т. 12, № 2. – С. 36.
  2. Freeman, R.E., Harrison, J.S., Wicks, A.C., Parmar, B.L. and De Colle, S. (2010), Stakeholder Theory: The State of the Art, Cambridge University Press Cambridge.
  3. Freeman, R.E., Phillips, R. and Sisodia, R. (2020), “Tensions in stakeholder theory”, Business and Society, Vol. 59 No. 2, pp. 213-231.
  4. Harrison, J.S. and Wicks, A.C. (2013), “Stakeholder theory, value, and firm performance”, Business Ethics Quarterly, Vol. 23 No. 1, pp. 97-124.
  5. Harrison, J.S., Bosse, D.A. and Phillips, R.A.A. (2010), “Managing for stakeholders, stakeholder utility functions, and competitive advantage”, Strategic Management Journal, Vol. 31 No. 1, pp. 58-74.