УДК 339.13

Конкурентные преимущества и конкурентные стратегии предприятия

Майор Павел Павлович – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: В статье рассматривается экономическая категория – конкурентное преимущество, определяются его основные факторы, дается их краткая характеристика. Приводится матрица конкурентных стратегий М. Портера и дается краткое обоснование сути каждой стратегии. Дается обоснование влияния факторов на конкурентные преимущества предприятия, а также как от наличия ресурсов зависит возможность создать уникальное конкурентное преимущество.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, предприятие, конкуренция, конкурентоспособность, стратегия, факторы, издержки, рынок.

Предприятия в условиях конкуренции, чтобы занимать свою нишу, увеличивать долю рынка, повышать узнаваемость и доверие покупателей, должен работать над улучшением конкурентоспособности, подстраиваться под текущие изменения, мониторить рынок и фундаментальным аспектом здесь выступают конкурентные преимущества, которые, в свою очередь, и обеспечивают успешное существование и развитие предприятия [1, с. 9].

Конкурентное преимущество как экономическая категория была впервые введена американским экономистом Майклом Портеров в 70-80 годах ХХ века, и обоснована с точки зрения положения предприятия на рынке, а именно, что благодаря конкурентным преимуществам фирма (предприятие) способна «преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей» [2].

После того как появилась новая экономическая категория как «конкурентное преимущество» начался и интерес к ее изучению, в связи с чем есть множество разных публикаций на эту тему, каждый автор высказывает свое видение, аргументирует свою точку зрение и обосновывает ее выводя авторское определение, отличное от определения М. Портера. Безусловно, есть авторы, которые разделяют точку зрения М. Портера, но рассмотрев даже несколько разных определений понятия «конкурентные преимущества предприятия» можно сказать то, что большинство из них схоже в том, что конкурентные преимущества рассматриваются как «возможности для проявления превосходства над конкурентами» и это может касаться как предприятия, так и товара (продукции) [3].

К основным факторам конкурентного преимущества относится полезность, уникальность, защищенность, ценность.

Конкурентное преимущество, в первую очередь, должно приносить полезность самому предприятию, поскольку от этого зависит прибыль, поэтому можно разработать стратегический план, который будет направлен на улучшение финансовых показателей деятельности предприятия [4, с. 80].

Конкурентное преимущество обязательно должно обладать уникальностью, т. е. это должно быть что-то такое, что отстроит от конкурентов.

Поскольку конкурентное преимущество обладает уникальностью, то сюда можно добавить такой фактор как защищенность, т. е. наделив конкурентное преимущество юридической защитой, предприятие гарантирует себе стабильность в долгосрочной перспективе, т. к. конкуренты не смогут воспроизвести его, если же, не защитить конкурентное преимущество, в таком случае, им могут воспользоваться конкуренты, и тогда оно уже не будет иметь такой силы, конкурентоспособность предприятия будет снижаться, а следовательно, необходимо будет предлагать что-то новое [3].

Ценность конкурентного преимущества выражается в высокой оценке его целевой аудиторией.

М. Портер выделил три основных источника, служащих для разработки конкурентных преимуществ: дифференциация, издержки и фокус, которые легли в основу стратегии дифференциации, стратегии лидерства в издержках и стратегии фокусирования (рисунок 1) [5].

image1

Рисунок 1. Матрица конкурентных стратегий М.Портера. [6, с. 25]

Стратегия для предприятия представляет собой список мероприятий (действий), которые следует реализовать, чтобы достичь поставленной цели. В зависимости от цели выбирается стратегия либо модернизируется уже действующая.

Стратегия дифференциации по М. Портеру подразумевает создание уникального товара или услуги, т. е. необходимо на рынок представить то, что не было еще у конкурентов. помимо этого данная стратегия подразумевает достижение более высокой прибыли и улучшении обычного товара с целью продажи его по высокой цене. Дифференцированный маркетинг, или стратегия дифференциации по М. Портеру, считается эффективным методом достижения конкурентного преимущества на рынке и наиболее часто встречающейся на практике стратегией [7].

Недифференцированный маркетинговый подход, или стратегия лидерства в издержках, подразумевает, что предприятие может достичь минимальных затрат на производстве продукции (товара). Данная стратегия благодаря концепции кривой опыта стала популярной в 70-х годах ХХ века, и входит в тройку базовых стратегий М. Портера. Благодаря стратегии лидерства в издержках предприятие может даже в условиях высокой конкуренции может получать доходы, уровень которых выше в среднем по отрасли. Высокий уровень прибыли по отрасли позволяют предприятию устанавливать самую низкую цену на товары, реинвестировать свои доходы на поддержку и развитие осведомленности о продукции (товарах) [8].

Стратегия фокусирования, или концентрированный маркетинг, подразумевает то, что предприятию необходимо сосредотачивать свои усилия на определенный сегмент потребителей, типе товара или географическом рыночном сегменте. Целью данной стратегии является создание конкурентного преимущества в узком сегменте рынка. Стратегия фокусирования позволяет предприятию достигать более высоких результатов в достижении цели, чем конкуренты [9, с. 236].

Предприятие, которое не может определить четкую стратегию для преодоления конкуренции, в результате оказывается в затруднительном положении, снижается эффективность деятельности, а также находится в неблагоприятной ситуации на рынке. Отсутствие четкой конкурентной стратегии приводит к снижению доли рынка, предприятие не сможет эффективно управлять инвестициями или быть привлекательным для инвесторов, поскольку снижается прибыль. В этом случае предприятие теряет клиентов, которым важная низкая цена, т. к. не в состоянии предложить им более выгодные предложения без ущерба для себя, а также не может привлечь сегмент покупателей, заинтересованных в универсальных характеристиках продукции (товара), поскольку не развивает дифференциацию или специализацию.

Цена, сроки (время), опыт, особые условия, авторитет, узкая специализация другие фактические преимущества являются основными конкурентными преимуществами предприятия [4, с. 80].

Под влиянием различных факторов (внешние и внутренние) обычно происходит формирование конкурентных преимуществ предприятия. Позиции предприятия на рынке зависят от количества и значимости его конкурентных преимуществ, доступности этих преимуществ и длительности их жизненного цикла. Если предприятие имеет много ресурсов это расширяет возможность на создание нескольких конкурентных преимуществ.

Сильная конкурентная позиция предприятия на рынке зависит от уникальных конкурентных преимуществ, которые сложно скопировать другим компаниям. Чем дольше продолжается жизненный цикл этих конкурентных преимуществ, тем прочнее становятся стратегические позиции предприятия. Однако, стоит отметить, что факторы внешней среды могут изменяться, что в результате оказывает влияние на конкурентные преимущества предприятия и даже может привести к тому, что они уменьшатся или вовсе исчезнут.

Основываясь на представленной выше информации можно сказать, что в нестабильных экономических условиях конкурентные преимущества и способы их достижения представляют интерес для предприятий и являются обязательной частью общей стратегии производства. Здесь важно учитывать тот факт, что конкурентоспособность предложения и имеющиеся ресурсы предприятия должны быть достаточными для реализации выбранной стратегии и достижения желаемых результатов.

Список литературы

  1. Ярандайкин Н.С., Щеголева Э.Н. Работа предприятия в условиях конкуренции // Вестник магистратуры. 2022. №3-1 (126). С. 9-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-predpriyatiya-v-usloviyah-konkurentsii (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Филимонов Ф.Ю. Конкурентоспособность российских экспортеров угля на мировом рынке. 2020. URL:https://sok.marketing/konkurentnoe-preimuschestvo/?ysclid=lqhf2b4lr3833333654
  3. Ахмиева Г.Р. Конкурентные преимущества организации: понятие, виды, формирование // Kant. 2020. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnye-preimuschestva-organizatsii-ponyatie-vidy-formirovanie (дата обращения: 23.12.2023).
  4. С. С. Хайновская Конкурентные преимущества предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-2. – С. 79-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnye-preimuschestva-predpriyatiya (дата обращения: 23.12.2023).
  5. Сафиуллин А.Р. Проектирование цепочки создания ценности при разработке стратегии конкурентоспособности компании. Нижний Новгород: ИП Кузнецов Никита Владимирович, 2021. 213 с.
  6. Ермилов И.В. Конкурентные стратегии // Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы. 2020. С. 24-26.
  7. Конкурентная стратегия лидерства на продукте URL: http://powerbranding.ru/marketing-strategy/porter/liderstvo-product/?ysclid=lqhfe3kl1h680096123 (дата обращения: 22.12.2023).
  8. Михайлов О.В. Конкурентные стратегии дифференциации и минимизации издержек // Управление. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnye-strategii-differentsiatsii-i-minimizatsii-izderzhek (дата обращения: 23.12.2023).
  9. Хищенко А.В. Стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. С. 235-239.

Интересная статья? Поделись ей с другими: