УДК 339.9

Поиск новых зарубежных партнеров для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества СЗФО в условиях санкционного воздействия

Молдован Артём Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

Малыгин Виктор Сергеевич – магистрант Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.

Аннотация: Сейчас СЗФО признан одним из наиболее перспективных регионов Российской Федерации, в том числе в вопросах развития внешнеэкономических отношений и международного сотрудничества; в этой исследовательской работе рассмотрены актуальные методы и подходы по поиску новых зарубежных партнеров северо-западного федерального округа с учетом санкционных ограничений; помимо этого, уделено внимание анализу результатов Петербургского международного экономического форума с 2018 по 2023 год, обозначена ценность этого мероприятия, как оптимального инструмента для привлечения деловых партнеров при разных внешних условиях.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи и международное сотрудничество, Петербургский международный экономический форум.

Для понимания специфики развития деловых связей СЗФО при санкционном воздействии требуется всесторонний анализ уникальных особенностей этой среды. Так, под внешнеэкономическими отношениями и международным сотрудничеством следует рассматривать деятельность органов государственной власти и управления, коммерческих организаций и предпринимателей из разных стран. Автором этой исследовательской работы была выполнена оценка заключаемых сделок, разных форм взаимодействия представителей северо-западного федерального округа и руководителей зарубежных компаний. И удалось сделать несколько важных выводов, анализ которых позволяет выделить перспективы, прогнозировать отличные результаты дальнейшего делового сотрудничества. В результате детального изучения литературы по теме этой исследовательской работы было установлено, что существует множество определений и толкований для внешнеэкономических связей, среди которых:

- внешнеэкономические связи (взаимодействие разных государств, в основе которого лежит стремление к достижению максимально возможной прибыли при реализации товаров или услуг);

В 2023 году необходимо учитывать, что санкционные ограничения не способствуют быстрому налаживанию внешнеэкономических связей и тем более долгосрочного международного сотрудничества. Однако нельзя забывать, что движение финансовых, трудовых ресурсов, технологий и работников продолжается (как и передача управленческого опыта, результатов научно-информационного прогресса). Ключевым аспектом в системе внешнеэкономических отношений, как и ранее, занимает внешняя торговля. И неотъемлемым ее элементом в современных условиях является инновационная деятельность, развитие технологий, применимых для производства и реализации товаров или услуг. [1]

- внешнеэкономические связи – как формы формирования и выполнения задач межгосударственных отношений в рамках торгового, научно-технического и производственного сотрудничества (а также развития валютно-финансового взаимодействия отдельных государств). [2]

Необходимо дать точное определение понятия международное сотрудничество. Однако в положениях действующего законодательства Российской Федерации отсутствует единая трактовая этой формы взаимодействия представителей разных стран. Наиболее универсальным является определение, согласно которому международное сотрудничество является совместной деятельностью государств, международных организаций и иных участников с целью достижения глобально важных в разных сферах. [3]

В рамках международного сотрудничества государства стремятся достичь взаимовыгодных соглашений и политического согласия, сотрудничая в политической, экономической, научной, культурной, безопасности и других сферах. Одним из главных аспектов международного сотрудничества является развитие экономических отношений между государствами. Это включает в себя проведение взаимной торговли товарами и услугами, инвестиции, передачу технологий и знаний. Государства сотрудничают на международном уровне для создания благоприятной экономической среды, привлечения инвестиций и развития внешнеэкономических связей. Кроме того, международное сотрудничество охватывает широкий спектр других областей сотрудничества, включая политическую сферу.

Государства стремятся достичь договоренностей и соглашений по вопросам безопасности, сотрудничеству в борьбе с терроризмом, противодействию распространению ядерного оружия и другим глобальным проблемам. Культурное международное сотрудничество также имеет важное значение. Государства участвуют в обмене культурными ценностями, идеями, искусством и наукой. Они поддерживают создание условий для взаимного понимания и укрепления дружественных отношений между народами разных стран.

Международное сотрудничество также включает в себя сотрудничество в научной и образовательной сферах. Государства обмениваются научными исследованиями, участвуют в совместных проектах и программам образования и поддерживают развитие науки и образования. Таким образом, международное сотрудничество представляет собой комплексную и разностороннюю деятельность, объединяющую государства и других участников международной арены в стремлении достичь согласия и взаимовыгодных результатов в различных областях. [4]

Выбор Северо-Западного федерального округа (СЗФО) для анализа в рамках данной статьи также имеет весомые основания. СЗФО обладает значительным экономическим потенциалом и природными ресурсами, что делает его важным участником внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Расположенный на границе с Европой, СЗФО является мостиком между Россией и странами Европейского союза, на этом фоне данный регион играет значимую роль в развитии трансграничных экономических отношений. Важность разработки и улучшения внешнеэкономических связей и международного сотрудничества для СЗФО обусловлена не только эффективным использованием имеющихся экономических и торговых возможностей, но и более глобальными факторами. Россия столкнулась с вызовами, связанными с санкциями и протекционистскими мерами на мировой арене.

В этих условиях расширение рынков сбыта и поиск новых партнеров становятся основными стратегическими задачами региона. Кроме того, укрепление внешнеэкономических связей и международного сотрудничества способствует снижению экономической зависимости от отдельных стран или регионов. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в необходимости разработки и определения стратегий, которые способствуют развитию внешнеэкономических связей и международного сотрудничества в СЗФО. Активное участие региона в международной торговле и привлечение иностранных инвестиций станут факторами, способствующими экономическому росту и устойчивому развитию как СЗФО в целом, так и его отдельных субъектов. Необходимость проведения анализа и разработки предложений по улучшению внешнеэкономических связей и международного сотрудничества актуальна и в контексте общероссийских стратегических задач, направленных на развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Отдельно стоит отметить, что важной площадкой поиска новых зарубежных партнеров выступает Петербургский международный экономический форум. Этот формат положительно влияет на формирование позитивно устойчивой мотивационной среды, направленной на активную коммуникацию всех участников. Эксперты считают, что ПМЭФ является уникальных событием для представителей мира экономики и коммерческой деятельности. Форум проводится с 1997 года, а начиная с 2006 года его программа контролируется Правительством РФ и непосредственно Президентом РФ. За долгие годы существования эта площадка развития международного сотрудничества менялась неоднократно. И в 2023 года Петербургский международный экономический форум представляет собой невероятно сбалансированное пространство, где все участники могут свободно делать своими «наработками» в вопросах финансирования производства, модернизации отдельных отраслей промышленности, принятие новых законодательных решений для актуализации мер развития субъектов малого и среднего бизнеса. Это ведущая мировая платформа для формирования внешнеэкономических связей, обсуждения важных финансовых вопросов. Благодаря наличию этого инструмента, представители бизнес-среды Российской Федерации получают возможность развиваться не только в своей стране, но и на мировой арене. [5]

По мнению многих исследователей, Петербургский международный экономический форум СЗФО обладает уникальными преимуществами, по сравнению с другими универсальными методами поиска деловых партнеров. Есть позитивная среда для коммуникации и заключения сделок с зарубежных компаниями, представителями разных государств. Такое партнерство имеет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы, но при этом позволяет любой коммерческой организации или предприятию из Российской Федерации увеличить свой потенциал, добиться высоких стратегических целей развития бизнеса – в максимально короткие сроки. Зарубежные партнеры СЗФО в рамках ПМЭФ представляют различные отрасли и сектора экономики. Один из ключевых направлений сотрудничества - энергетика. Международные компании, работающие в сфере энергетики, выступают партнерами для реализации больших инфраструктурных проектов в СЗФО. Это включает строительство и расширение энергетических объектов, развитие возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности.

Кроме энергетики, зарубежные партнеры СЗФО активны в сфере торговли и инвестиций. СЗФО является важным торговым и инвестиционным пунктом России, и поэтому привлекает внимание зарубежных компаний, стремящихся расширить свой бизнес и увеличить свое присутствие на российском рынке. В рамках ПМЭФ создаются площадки для проведения деловых встреч, переговоров и подписания соглашений. Это помогает укрепить существующие партнерства и создать новые. Зарубежные партнеры СЗФО в рамках ПМЭФ активно участвуют в развитии инновационных проектов и научных исследований. СЗФО славится своими научно-исследовательскими и разработочными центрами, и многие зарубежные компании находят в них партнеров для сотрудничества. Это позволяет объединять усилия, обмениваться знаниями и опытом, а также создавать инновационные продукты и технологии. 

Важно отметить, что партнерство СЗФО с зарубежными компаниями в рамках ПМЭФ является взаимовыгодным. Находясь на стыке Европы и Азии, СЗФО имеет уникальное географическое положение, которое создает возможности для развития международной торговли и логистики. В то же время, зарубежные партнеры получают доступ к растущему российскому рынку, богатому человеческими ресурсами, интеллектуальным потенциалом и технологическими возможностями. Таким образом, зарубежные партнеры СЗФО в рамках ПМЭФ являются важными сторонами для развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Их активное участие способствует реализации больших проектов, привлечению инвестиций, развитию инноваций и укреплению долгосрочных партнерских отношений в Северо-Западном федеральном округе России.

В актуальных условиях важно понимать, что санкционные ограничения, принятые в отношении Российской Федерации (более 13,5 тысяч по 10 пакетам), кардинально меняют бизнес-среду. Это предполагает использованию новых, эффективных методов поиска деловых партнеров, совершенствования форм внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Были полностью разрушены логистические цепочки с торговыми партнерами из стран ЕС и даже на территории постсоветского пространства. Однако внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации продолжает развиваться. Нет оснований считать, что в ближайшее время возникнут серьезные проблемы в этой сфере, что приведет и к проблемам во внутренних финансово-денежных и банковских процессах. Санкции, хоть и стали причиной непродолжительного кризиса в экономике государства, подстегнули предприятия и коммерческие организации к поиску деловых партнеров. Сейчас создаются альтернативные механизмы внешнеэкономической деятельности и постепенно возрождается международное сотрудничество (но на новых условиях). По актуальным данным для российского экспорта есть две категории государств. К первой группе относят соседей по СНГ, во вторую – дружеские партнеры из Азии и Ближнего Востока (Египет, Китай, Индия, Турция). [6] Однако с 2022 года ФТС Российской Федерации не публикует официальную информацию, и ее нет в свободном доступе. Но по данным СМИ и сведениям из государственной внешнеэкономической политики РФ активно формируются связи с КНР, Индией, Ираном и Турцией. Существенно увеличился внешнеторговых оборот. Например, показатели с ОАЭ возросли на 68%, а с Турцией больше чем в два раза – с 33 до 70 миллиардов.

В таблице 1 приведены итоги ПМЭФ в период с 2018 года по 2023 год.

Таблица 1. Итоги ПМЭФ в период с 2018 года по 2023 год. [7] [8] [9] [10]

Даты

проведения

Данные по участникам

Объем

подписанных соглашений

Описание программы, детали форума

(XXII) Петербургский международный экономический форум 2018

24—26 мая

2018 года

Всего ПМЭФ собрал на своей площадке более 17 тыс. участников из 143 стран мира.

Было подписано 593 соглашения на общую сумму 2,625 трлн рублей.

Форум перенесен на май, в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу.

(XXIII) Петербургский международный экономический форум 2019

6-8 июня

2019 года

Форум посетили участники из 110 стран, в том числе 57 иностранных министров. В деловой программе участвовали 3,5 тысячи российских и иностранных компаний, из них более 570 иностранных и

свыше 1,8 тысячи российских компаний были представлены на уровне руководителей. Представители от более чем 900 СМИ из 56 стран.

Было подписано 650 соглашений на общую сумму 3,1 трлн рублей.

Ключевая тема Петербургского международного экономического форума 2019 года — «Формируя повестку устойчивого развития».

(XXIV) Петербургский международный экономический форум 2021

2-5 июня

2021 года

Форум посетило около 13500 участников из 141 страны. При этом 5000 из них представители российских и иностранных компаний и 1500 из них – руководители. В работе Форума приняли участие 43 иностранных министра и 84 главы дипломатического корпуса из 93 стран. На площадках работали представители более 1000 организаций СМИ

из 46 стран.

Было подписано 890 соглашений. Общая сумма соглашений (учтены только соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной) превысила 4

трлн 266 млрд

600 млн рублей.

(XXV) Петербургский международный экономический форум 2022

15-18 июня

2022 года

В форуме приняли участие 14 тыс. человек, представители 130 стран с учетом РФ, 79 государств прислали официальных представителей

Подписано 691 соглашение на сумму 5,639 трлн рублей (учтены только соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной)

Главная тема ПМЭФ 2022: "Новый мир - новые возможности".

Основная деловая

программа форума разделена на четыре направления: новый экономический порядок; экономика России; инвестиции в развитие - инвестиции в человека; современные технологии человечеству.

(XXVI) Петербургский международный экономический форум 2023

14-17 июня

2023 года

В форуме приняли участие 17 тыс. человек, представители 130 стран с учетом РФ

Подписано свыше 900 соглашений на сумму 3,860 трлн рублей

Главная тема ПМЭФ 2022: «Суверенное развитие – основа справедливого мира.

Объединим усилия во имя будущих поколений»

Основная деловая программа форума была разделена на пять тематических направлений: выстраивая технологический суверенитет; народосбережение; рынок труда; мировая экономика в эпоху глобального перелома; российская экономика: от адаптации к росту.

Таким образом, согласно данным по подписанным соглашениям, площадка ПМЭФ является идеальной для привлечения новых зарубежных партнеров как в условиях санкционного воздействия, так и без него, что способствует решению важной задачи для СЗФО. Кроме того, для успешной реализации этой задачи необходимо активизировать поиск и привлечение инвестиций, диверсифицировать экономические связи, предлагать привлекательные условия для бизнеса и инвестиций, а также активно использовать иные международные площадки для презентации региона и установления долгосрочных деловых связей с зарубежными компаниями.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия; СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 2002. — 1628 с.
  2. Хайруллов Д.С., Гафуров Ш.И. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности Татарстана с исламскими странами: Учебное пособие. / Хайруллов Д.С. Гафуров Ш.И. – Казань: К (П)ФУ, 2011. – 211 с.
  3. Сетов Р.А. Современный миропорядок и государственные интересы России: термины, теории, прогнозы / Р.А. Сетов. – М. : Три квадрата, 2010. – 366 с.
  4. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / ред. В.Е. Рыбалкина. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647с.
  5. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ): [Электронный ресурс]. – – URL: https://forumspb.com/about/?lang=ru (дата обращения 22.10.2023).
  6. Российская газета: [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2023/05/18/gruzy-pojdut-na-iug.html (дата обращения 22.10.2023).
  7. История Петербургского международного экономического форума – ТАСС: [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/info/11529755 (дата обращения 22.10.2023).
  8. Итоги ПМЭФ-2021 – Коммерсантъ: [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4847148 (дата обращения 22.10.2023).
  9. Итоги ПМЭФ-2022 – Коммерсантъ: [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5413763 (дата обращения 22.10.2023).
  10. Итоги ПМЭФ-2023 – Коммерсантъ: [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/6053190 (дата обращения 22.10.2023).