УДК 658

Направления повышения платежеспособности предприятий по продаже строительных материалов

Самплавская Евгения Александровна – студент магистратуры Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Научный руководитель Фомичева Ирина Вячеславовна – кандидат экономических наук, доцент Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассмотрены методы и направления, с помощью которых повышается платежеспособность предприятий по продаже стройматериалов; доказано, что эффективные решения, принимаемые руководством – это ключ к достижению высоких результатов на долгосрочной основе (организационных, управленческих и финансовых). Экономическая стабильность предприятия является основным показателем, влияющим на все дальнейшие действия руководства, заключение сделок, расширение, реорганизацию. Улучшение средств управления финансово-хозяйственной деятельностью можно дать более точную оценку экономической стабильности субъекта – для своевременной реакции на внешние и внутренние угрозы.

Ключевые слова: ликвидность, платежеспособность, управление. 

Платежеспособность, как и ликвидность, проверяет способность бизнеса выплачивать свой долг, хотя платежеспособность концентрируется на способности выполнять долгосрочные обязательства, в то время как ликвидность фокусируется на способности оплачивать краткосрочные обязательства. Финансовая платежеспособность, измеряемая коэффициентами, важна для долгосрочного выживания любого бизнеса.

При поиске методов управления ликвидностью и платежеспособностью предприятий по продаже строительных материалов необходимо учитывать данные специфические для строительной отрасли факторы.

Ввиду того, что предприятия по продаже строительных материалов являются существенно зависимыми от внешних факторов, при управлении ликвидностью и платежеспособностью необходимо учитывать их влияние в краткосрочной и среднесрочной перспективе. 

Кроме этого, в деятельности каждой компании по продаже строительных материалов существенную долю в составе оборотных активов занимает дебиторская задолженность, которая непосредственно влияет на показатели ликвидности и платежеспособности организаций. Исходя из этого, требуется регулярно контролировать состояние и качество дебиторской задолженности (рисунок).

1

Рисунок 1. Модель управления ликвидности и платежеспособности предприятий по продаже строительных материалов.

Расчет коэффициентов платежеспособности важен для любой сферы бизнеса, поскольку понимание результатов расчетов позволяет проявлять инициативу при принятии более эффективных управленческих решений.

Отдельно стоит отметить, что продажи будут стабильными только в том случае, если выбранные ресурсы являются ликвидными. Предприятие может использовать разные методы повышения качества выпускаемых товаров, однако наиболее эффективным способом улучшения способности к выплатам является увеличение прибыли от реализации – за счет применения современных стандартов, результативных вариантов сохранения энергии, снижения расходов на разных этапах производства. Должны быть учтены все требования к соблюдению ликвидности активов. И главным условием является возможность реализации продукции в любое время.

В некоторых случаях рентабельно уменьшить цикл производства до минимальных значений. Это позволит ускорить оборот денежных средств, изменить структуру ключевых активов предприятия. Также не стоит забывать и о привлечении новых партнеров, то есть о создании долгосрочных финансовых источников – для постоянного поступления денежных средств. Когда период хранения запасов станет меньше, то кардинальным образом изменится структура производственного процесса. Однако только комплексный подход (использование одновременно разных методов, средств и инструментов) позволит улучшить экономическое положение предприятия.

Еще одним важным действием является совершенствование расчетной модели с потребителями. Платежеспособность юридического лица напрямую зависит от правильной системы взаимодействия с клиентами, поставщиками, партнерами. В том случае, если дебиторы на постоянной основе нарушают сроки оплаты – то рекомендуется принять профилактические меры. Наличие дополнительных источников денежных средств всегда влечет за собой расходы на привлечение иных активов. Руководство предприятия по продаже строительных материалов должно регулярно контролировать все финансовые операции, связанные или несвязанные с производственным процессом, реализацией товаров, взаимодействием с партнерами, поставщиками или клиентами. Формируется запас по сомнительным долгам, выполняется строгий контроль потенциальных потребителей (с предварительный анализом выбранного сегмента рынка).

Важно понимать, что платежеспособность предприятия (его возможность делать выплаты регулярно) зависит от уровня ликвидности оборотных активов. С другой стороны, многие исследователи отмечают, что ликвидность и способность вносить платежи не являются равноценными понятиями. Первое явление определяет стабильное положение юридического лица. Но с учетом того, что к оборотным активом могут быть отнесены денежные средства и ресурсы, ценность которых под сомнением – то весь финансовый анализ представляется ненадежным, недостоверным. В современных условиях платежеспособность любого субъекта изменяется стремительно, под воздействием внешних и внутренних факторов, связанных с развитием бизнесов (особенно, с аспектом ценности производственных процессов).

В качестве примера можно привести тот факт, что юридическое лицо в настоящее время может иметь нормальные параметры, а уже спустя несколько недель (когда наступил период расчета с кредиторами) у компании возникнут проблемы с дебиторской задолженностью (недостаток денежных средств для выплаты всего долга). Несмотря на то, что такие ситуации краткосрочны, они негативно влияют на экономическую стабильность предприятия. Поэтому так важно своевременно проводить комплексную оценку финансовых показателей, дебиторской и кредиторской задолженностей юридического лица, понимать взаимосвязи заключаемых сделок, привлекаемых источников денежных средств, классифицировать оборотные и необоротные активы. Среди наиболее эффективных методов повышения платежеспособности предприятий можно выделить следующие:

  1. Внедрение соревновательного аспекта в личных продажах (это позволит улучшить мотивационную структуру в компании, сделать работу продавцов более активной, а также стимулировать сотрудников на достижение высоких стратегических целей в долгосрочной перспективе);
  2. Снижение дебиторской задолженности с помощью внедрения скидок для оптовых покупателей при моментальной оплате.

Покупателям могут быть предложены следующие скидки в зависимости от внесенной предоплаты:

  • вариант А: если покупатель сразу вносит 20% предоплаты от общей суммы, то получает скидку в размере 3%;
  • вариант Б: если покупатель вносит в счет предоплаты половину от общей стоимости продукции, то может рассчитывать на 6% скидку.
  1. Снижение коммерческих расходов за счет переоборудования склада.
  2. Снижение расходов на аренду склада.

Выручка складывается из дохода и расходов, которые приходится нести организации. Именно поэтому уменьшение трат предприятия становится единственным источником получения высокой прибыли. Формирование коммерческих расходов является главным и сразу более сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия окутанного системой управленческого денежного учета. 

От практической реализации и предварительного исследования будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов понижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление государственного дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новейшей техники, технологии, организационно-технических мероприятий, также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. Важно понимать, что учет коммерческих расходов является ключевым элементом в общей системе бухгалтерского учета. Должен проводиться верный анализ издержек – чтобы найти эффективность расходов, уточнить их чрезмерность, установить цены и использовать с целью получения максимальной прибыли, закрытия долгов предприятия в короткие сроки.

Список литературы

  1. Коротицкая В. В., Путренко Д. О. Ликвидность и платежеспособность предприятия и пути их повышения. В сборнике: Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Армянск, 2021. С. 38–44.
  2. Котельникова Я. Е. Ликвидность и платежеспособность предприятия. Анализ и методы повышения // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 91-93.
  3. Ларина Д. О., Кравченко, О. В. Способы повышения ликвидности и платежеспособности // Вестник Международного института рынка. 2021. № 1. С. 35-39.
  4. Молдован А.А. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 29. С. 1035-1041.
  5. Мороз Н. Ю., Солопова Е. С. Ликвидность и платежеспособность как основные показатели финансового состояния организации // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 4. С. 78-80.

Интересная статья? Поделись ей с другими: