УДК 33

Подходы к принципам работы сетевой организации в автомобильном кластере

Ван Цзюэцзя – магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы кластеризации автомобильной промышленности Китая, которая формирует основы для генерации капитала и занятости предприятий. Исследование идет от теоретического изучения до практического анализа международных автомобильных компаний. Совокупность идей переходит к анализу Geely, чтобы определить ее принципы развития на уровень корпоративного кластера производства компонентов и автомобильной сборки.

Ключевые слова: сетевые организации, предпринимательство, менеджмент, управление предприятиями, международные корпорации.

Корпоративная сеть относится к долгосрочному консорциуму предприятий, созданному группой независимых и взаимосвязанных предприятий и различных учреждений на основе профессионального разделения труда и сотрудничества для достижения общих целей.

  1. Адам Смит считает с точки зрения разделения кластер предприятий — это группа, размеров труда с целью завершения совместного производства определенного продукта [2].
  2. Вебер определение, подчеркнув, что кластеры представляют собой форму пространственной организации предприятий, которые представляют собой взаимосвязанные совокупности в пределах определенного географического охвата.
  3. Текла считает, предпринимательские кластеры представляют собой предприятий друг другом [3].
  4. С точки зрения формы организации производства Уильямсон считает, предпринимательский кластер — это организация, которая множество малых и средних размера на разделении труда и сотрудничестве. Это промежуточная организация между чисто рыночной организацией и иерархической организацией.
  5. Розенфельд подчеркивает, что социальные сети и сотрудничество между предприятиями играют. Он считает, что предпринимательские кластеры представляют собой схожие, родственные или дополняющие друг друга малых и средних предприятий в определенном географическом диапазоне; у них беспрепятственные каналы сбыта, активные обмены и диалоги, общие социальные сети, рынки труда и услуг, общие рыночные возможности и общие риски.
  6. Майкл Портер, автор теории конкурентных преимуществ "Национальное конкурентное преимущество", согласно которому предприятий- это размеров собранных в определенной географической области. Агрегаты. и горизонтальных предпринимательских кластеров: вертикальные предпринимательские кластеры - это предпринимательские кластеры, образованные множеством предприятий, связанных отношениями купли-продажи, а горизонтальные предпринимательские кластеры - это кластеры, состоящие из предприятий, которые разделяют рынки конечной продукции и используют общие технологии, навыки и схожие природные ресурсы [2].
  7. Джекберс и Даймон до ключевых измерительных факторов, используемых для идентификации кластеров. Эти факторы включают в себя кластеризации деятельности в пределах определенного географического диапазона, горизонтальные и вертикальные связи между различными секторами промышленности, использование общих технологий, появление центральных субъектов деятельности (таких как крупные предприятия, исследовательские центры и т.д.) [1].

Рассмотрим характеристики корпоративных сетевых систем управления:

Во-первых, объедините технологии, организационные инновации и рынок, чтобы проанализировать возникновение корпоративной сетевой организации. В анализе радикальных ученых мы можем видеть новое изменение на рынке: возникновение конкуренции в стиле Шумпетера, основанной на непрерывных инновациях продукта. Сам рынок рассматривается как параметр, и компании активно внедряют инновации перед лицом рыночных изменений, вместо того чтобы негативно адаптироваться [1].

Во-вторых, сосредоточьтесь на разделении труда во внутреннем производственном процессе предприятия. Вышеупомянутые радикальные ученые разъяснили изменения во внутреннем разделении труда предприятий, указав, что конвейерное разделение труда не подходит для новой конкуренции за непрерывные инновации продукции. Необходимо объединить концепцию и реализацию труда, чтобы установить новый тип отношений сотрудничества между трудом и управлением, потому что “Повышение квалификации теперь играет новую роль, а именно, гибким техническим специалистам должна быть предоставлена самая важная роль в совершенствовании производства и ключевое положение в рабочей силе.”

В-третьих, взаимосвязь между сотрудничеством и конкуренцией между различными корпоративными организациями в корпоративной сети проистекает из новых характеристик технологических инноваций и необходимости снижения затрат. Системы, характеризующейся индивидуальным выбором и конкуренцией, очевидно, недостаточно в качестве поддерживающего фактора в этом процессе. Поддержание этих отношений зависит от активного обучения и сотрудничества соответствующих предприятий и внутренних сотрудников. Для достижения такого рода активного обучения и активного сотрудничества мы должны полагаться на взаимное поведение и социальные нормы (идентичность) как долгосрочный механизм интеграции разделения труда.

Формирование корпоративной сети в любой стране или регионе зависит не только от конкретного времени и места, в котором находится страна или регион, но и от пройденного пути. Например, третьей Италии и кластер высокотехнологичных предприятий в Соединенных Штатах, рассматриваемый теорией “Системной интеграции“, по сравнению с сетевой моделью периферийных предприятий с эластичным ядром, сформированных крупными японскими производителями, имеют как последовательность, так и различия. Это различие как раз и является результатом прошлого развития этих стран или регионов. "наследие». Конкурентное преимущество “Третьей Италии“ и восстановленное конкурентное преимущество ведущих американских компаний как раз и являются результатом сочетания “наследия“ страны или региона с общей тенденцией развития корпоративной сети [3].

  1. Предприятия, входящие в кластер, независимы друг от друга. Это проявляется в том факте, что каждое предприятие по-прежнему является независимым юридическим лицом, поддерживает свою собственную систему, аффилированность, каналы инвестирования, внедряет независимый бухгалтерский учет и проводит равноправные операции в соответствии с рыночными принципами.
  2. Между предприятиями кластера существует тесный контакт. Между предприятиями в кластере существует тесное взаимодействие, которое распространилось от заводских контактов до производственных контактов, включая физические и нефизические информационные контакты, и этот вид контактов все чаще становится основным содержанием контактов компаний.
  3. Между предприятиями в кластере существует множество специфических взаимосвязей. Это проявляется для получения внешней выгоды. Эти специфические взаимоотношения привели к тому, что малые и средние кластера от фрагментированного и беспорядочного состояния к систематическому и упорядоченному [4].
  4. Кластер является динамичным. Из-за небольших препятствий для входа в кластер или выхода из него кластер всегда находится в постоянном развитии и изменениях, поэтому кластер может сохранять жизнеспособность в долгосрочной перспективе.
  5. Основой механизма функционирования кластера являются гуманистические факторы, такие как “доверие и приверженность». Такого рода гуманистический фактор является связующим звеном, которое поддерживает долгосрочные отношения, сложившиеся между предприятиями кластера, и дает кластеру уникальное конкурентное преимущество перед иностранными конкурентами.

Кластер предприятий – это когда несколько производителей сосредоточены в определенной отрасли в определенном регионе, и общими усилиями нескольких типов участников они используют кластер для получения конкурентного преимущества 1+1>2.Таким образом, в некоторых регионах, особенно в тех отраслях в имеются известные обходные методы производства, использование кластерного развития может быстро повысить конкурентные преимущества отрасли в регионе, как внутри страны, так и на международном уровне

Компании Ford, Porshe, Volkswagen, General Motors, Toyota, Hyundai, BMW и другие предприятия имеют общие подходы к модернизации своих продуктов на основе следующих идей, которые могут быть показаны ниже [1].

Первоначально существовали системы впрыска топлива с электронным управлением, зажигание, выбросы, антиблокировочное торможение, противоскользящие системы вождения, освещение, диагностика неисправностей и сигнализация [3].

Существуют также транспортные информационные системы, такие как бортовое аудио, цифровые мультимедийные развлекательные системы видео, беспроводные сети и интеллектуальный транспорт.

С развитием технологий автомобильной электроники постепенно применяются автомобильные интеллектуальные технологии. 3 марта 2014 года Apple объявила о запуске Carplay, бортовой системы, которая легко интегрирует устройство iOS пользователя и опыт iOS с системой приборной панели [4].

Автомобильная электроника и разведка будут реализовывать взаимодействие «человек-транспортное средство», Интернет транспортных средств будет реализовывать взаимодействие «люди-транспорт-сеть», а интеллектуальный транспорт будет реализовывать взаимодействие «человек-транспортное средство-сеть-дорога».

Внедрение новых автомобильных технологий не может полностью избежать загрязнения окружающей среды при использовании автомобилей, поэтому зеленая энергия постепенно станет первым выбором для автомобилей, а новые энергетические транспортные средства и электромобили будут основным направлением развития.

В настоящее время только Toyota и Honda в Японии являются единственными компаниями в мире, которые могут массово производить и продавать гибридные автомобили. В настоящее время энергосберегающие технологии разрабатываются на всех уровнях автомобильной промышленности. General Motors, Ford, Volkswagen, Daimler-Chrysler, Toyota, Honda и другие производители автомобилей активно разрабатывают небольшие электромобили, которые могут заряжаться с помощью радио технологий [5].

Чтобы проанализировать зарубежный и исторический опыт формирования стратегий развития международных компаний следует рассмотреть предприятия из автомобильной промышленности.

image001

Рисунок 1. Структурные составляющие элементов модернизации продукции автомобиля микроуровень [4].

Именно данные компании будут наиболее эффективными для сопоставления принципов модернизации продукции и компании в целом.

Для этого установим базовые критерии, которые были сформированы на основе изучения методологических основ в предыдущем параграфе:

Список модернизации линейки:

  1. Двигатель и сопутствующие детали в отсеке
  2. Корпус
  3. Колесная база
  4. Трансмиссия
  5. Стекло и подъемники
  6. Торпеда и приборная панель

Список модернизации предприятия:

  1. Ручная сборка.
  2. Автоматическая сборка
  3. Робототехническая сборка

Также компания стремится модернизировать и саму себя в рамках развития. Она оптимизирует различные подходы к управлению запасами для производства, систематизирует издержки и развивает возможности повышения качества и автоматизации сборки автомобилей.

Система управления предприятием:

  1. Структурная особенность работы над каждым продуктом
  2. Систематизированная общая система работы над продуктом.

Таблица 1. Сравнительный анализ стратегий развития корпоративного управления автомобильных компаний – макроуровень [4].

Критерий сравнения

Geely (China)

Hyudai (Korea rep)

BMW (Germany)

Продуктовая стратегия

Средний класс потребителя

Потребительский класс выше среднего

Сбытовая стратегия

Сбыт нацелен на локализацию и последующий охват страновых рынков в каждом сегменте

Потребительская стратегия

Автомобили с полным пакетом технологий для удобной езды

Различные пакеты услуг внутри каждого сегмента

Различные пакеты услуг внутри каждого сегмента

Ценовая стратегия

Ценовой диапазон средний

Ценовой диапазон выше среднего

Ценовой диапазон Высокий

Рекламная стратегия

Применение всех возможностей коммуникации

Кадровая стратегия

Китайская модель

Американская модель

Американская модель

Финансовая стратегия

Формирование совместных дочерних компаний

Локализация производства

Общая концепция бизнес-процессов

Продвижение основных потребительских классов автомобилей

Локализация производства и продвижения всей линейки

Зависит от покупательной способности населения

Указанные выше параметры корпоративной стратегии имеют под собой стиль управления, функциональных стратегий и систему общих правил работы предприятия. В значительной степени все анализируемые компании эффективны в этом вопросе одинаково, так как используют самые передовые решения управленческой науки.

Однако внутри каждой компании работает НИОКР отдел, который создает компоненты производства как на основе конечной продукции, так и на основе модернизации станков и оборудования предприятия, что позволяет делать корректировки и оптимизации в процессах производства продукции.

С учетом указанных базисов развития как самой продукции, так и конечных результирующих изменений в самой компании нужно построить карту жизненного цикла некоторых примеров развития в автомобильной промышленности. Данная карта позволит учитывать базовые составляющие и характеристики на каждом этапе развития.

Предлагаемые параметры организационного механизма формируют под собой задачи создания нормативно правовой документации по заявкам на патенты в рамках возможных изобретений и создания новой модели автомобиля. Это требуется для того, чтобы лицензированное производство автомобилей имело четкие грани технологических инноваций, которые не будут продублированы конкурентами.

Общий организационный механизм предприятия может быть представлен на базе логики следующих этапов его формирования:

image002image003

Рисунок 2. Организационный механизм стратегии развития Geely на рынке автомобилей в условиях внедрения в предприятие [Разработка автора].

В связи с этим также требуется осуществлять дополнительный факто потребности создания технологических процессов, которые будут систематизировать задачи реализации производства. Эти базисы требуются для того, чтобы компания Geely смогла выпускать новый формат автомобиля в наиболее удобной для себя экономической среде без дополнительных фундаментальных рисков.

Для этого систематизируем рекомендации организационного механизма через плоскость функциональных стратегий с предлагаемым набором инструментария, в рамках которого возможно осуществлять эти процессы:

Таблица 2. Система методических рекомендаций к функциональным процессам работы компании в рамках предлагаемой стратегии развития [Разработка автора].

Стратегия

Комплекс рекомендаций

Сбытовая стратегия

Систематизация виртуального и реального тест-драйвов для работы дилерских центров при подаче в продажу новых видов автомобилей с усовершенствованными параметрами внутренних функций и технологий

Логистическая стратегия

Обработка заказов производственных и сборочных цехов с учетом новых запчастей и хрупкости оборудования

Производственная стратегия

Запуск в производство и поставка инновационных приборов и технологий, которые были созданы с учетом рекомендаций модернизации компонентной модели развития

Коммуникативная стратегия

Установка новых каналов сбыта и поддержание старых каналов из-за необходимости регулирования отклика эффективности от дилерских центров

Инвестиционная стратегия

Вложение денежных средств согласно разработанной бизнес-модели для НИОКР и запуска стратегии развития в соответствии с планом

Кадровая стратегия

Систематизированная функция по повышению квалификации персонала в соответствии с организационным механизмом

Управление информационными потоками в рамках формирования данного методологического алгоритма для компании может быть осуществлено при помощи подачи информационных данных относительно завершенных НИОКР и созданного агрегата, выпускаемого в производство.

Кадровый потенциал компании также потребует дополнительного обучения с учетом вносимых модернизационных изменений в работу станков, оборудования, сборочных комплексов и пуско-наладочных работ для новой модели автомобиля. Поэтому корпоративные основы стратегии развития также будут крайне важны в этих условиях. С учетом разработанной финансовой модели для предлагаемого проекта необходимо учитывать и то, что предприятие должно следовать базисам регламентации производства для реализации целей стратегии развития.

Именно таким образом рекомендуется наладить основные действия компании и усовершенствовать принципы работы с учетом предлагаемых в данной главе идей развития стратегического потенциала компании Geely на рынке автомобилей в Китае. По итогам формирования стратегических исследований в рамках данной работы были предложены идеи по совершенствованию механизма и алгоритма построения стратегии развития предприятия из автомобильного сектора китайской промышленности.

Список литературы

  1. Джонс, III Рэймонд Дж. «Социальные инновации в венчурных фирмах: стратегия, структура и эффективность». Диссертсерская диссертация, Университет Северного Техаса, 2013 г. https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc407767/.
  2. Ду П.. «Сфокусированная, конкурентоспособная стратегия через инновации». Диссертация, Стелленбос: Университет Стелленбоса, 2019. http://hdl.handle.net/10019.1/928.
  3. Пивоваров С. Международный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. Стандарт третьего поколения / С. Пивоваров, И. Максимцев, Л. Тарасевич. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 720 с. – ISBN 978-5-496-00691-0. – URL: https://ibooks.ru/reading.php?productid=335008
  4. Финансовое положение Джели – URL: https://finance.yahoo.com/quote/GELYF/financials (дата обращения 31.12.2023).
  5. Финансовое положение Джели на Америке – URL: https://www.nasdaq.com/symbol/gm/financials?query=income-statement (дата обращения 31.12023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: