УДК 336.22

Налогообложение азартных игр в Германии и Франции

Сазонова Ирина Владимировна – доцент кафедры Бухгалтерского учета, налогообложения и аудита Пензенского государственного университета

Фролягина Арина Анатольевна – студент Пензенского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается налогообложение азартных игр в Германии и Франции. Рассматривается и анализируется аспекты налогового законодательства данных стран, регулирующее соответствующую сферу, в частности: рассматриваются признанные государством и легализованные виды и формы азартных игр, приведены действующие на них налоговые ставки и подробно рассмотрен процесс обложения ряда игорных заведений, а также соответствующий механизм налогообложения. На примере крупнейшего казино в странах Евросоюза приводятся данные о влиянии игорного бизнеса на экономику страны. Также сделаны выводы о применимости существующей европейской политики в отношении экономики РФ.

Ключевые слова: налогообложение, азартные игры, Германия, Франция, доходы бюджета.

Азартные игры остаются одной из древнейших форм развлечения для человечества, однако, серьезные обсуждения легализации игорного бизнеса и механизма его налогообложения возникли сравнительно недавно.

На текущий момент все страны по их подходу к регулированию и налогообложению деятельности игорного бизнеса можно разделить на две крупные группы.

Первая группа стран практически не регулирует данную сферу, соответственно, не уделяет практически никакого внимания и налогообложению данной сферы, ограничиваясь лишь введением базовых лицензий на некоторые виды деятельности и сбором налога с выигрыша.

 Вторая группа стран наоборот, серьезно подходит к вопросу налогообложения и лицензирования, при этом часть полномочий в данной сфере может отводиться муниципалитетам и регионам, которые могут использовать игорный бизнес в качестве инструмента повышения интереса к своему региону.

На данный момент самый «серьезный» подход существует в Швейцарии, где некоторые вопросы налогообложения игорного бизнеса урегулированы напрямую в Конституции.

Опыт налогообложения страх ЕС интересен для рассмотрения благодаря не одинаковому подходу к самому понятию азартной игры, определению налогооблагаемой базы, к легализации виртуальных разновидностей азартных игр. При этом стоит отметить, что, несмотря на тенденцию к унификации налогового законодательства в странах-членах ЕС, уникальное законодательство, регулирующую эту сферу, сохраняется в ряде стран.

Крупнейшее казино, расположенное на территории стран ЕС, находится в Монако, карликовом государстве, ассоциированном с Францией. Несмотря на определенный суверенитет, на территории Монако функционирует налоговое законодательство Франции, соответственно, расположенное там казино также облагается в соответствии с французскими законами.

Размер налог на игорный бизнес, которым облагается казино, зависит от суммы его дохода, уменьшенной на 25%. Иными словами, четверть дохода казино всегда будет освобождено от уплаты налога. Налог на игорный бизнес является прогрессивным, минимальная ставка при доходе до 58 тысяч евро составит 10%, максимальная составит 80%, ей соответствует доход в размере суммы, превышающей 9 443 000. Такие же ставки также действуют в Бельгии, Германии и Швейцарии.

Французское законодательство также относит к азартным играм скачки, ставки на спорт и лотереи. С 2010 года во Франции также были легализованы онлайн ставки на спорт и скачки, а также онлайн покер. Для контроля в соответствующих сферах игорного бизнеса существуют государственные органы, PMU, ответственная за надзор в сфере скачек, FDJ, контролирующая ставки и лотереи, а также ARJEL, контролирующая онлайн-версии азартных игр.

Для всех видов азартных игр кроме казино существует отдельный налог. Налогооблагаемой базой по нему является GGR – валовой игровой доход, который рассчитывается как разность общей суммы ставок и выигрыша игроков. Компании, проводящие онлайн-розыгрыши покера, выплачивают 40,8% от GGR, букмекеры 55,2%, а организаторы ставок на скачки 37,7%.

В Германии, крупнейшей экономике ЕС, законодательно признается меньшее число азартных игр. Легализована деятельность казино, лотерей и спортивных ставок, относительно недавно были легализованы онлайн-казино и онлайн-покер. Реформа законодательства Германии, которая, наконец, определила статус онлайн-версий азартных игры, в этой сфере стала следствием соответствующего требования ЕС.

Помимо упомянутого ранее прогрессивного налога на казино, для прочих азартных игр за исключением лотерей существует отдельный налог, равный 5,3% с каждой ставки игрока. Для лотерей существует отдельный лотерейный налог, равный 20% от стоимости каждого билета.

Справедливо отметить, что Германия и Франция в достаточно значительном объеме легализовали азартные игры, превратив их в эффективный способ пополнения казны. При этом и в Германии, и во Франции, государство частично монополизировало рынок азартных игр, так, например, казино в Монако является государственной собственностью, а единственными доступными лотереями в обеих странах являются государственные.

При этом обе рассматриваемые страны стремятся к ограничению популяризации азартных игр среди населения. Так, во Франции, с 2006 года обязательна идентификация игроков, это необходимо для защиты молодежи и людей, больных игроманией. Также в казино запрещено появляться военнослужащим, полицейским и госслужащим в форме. В Германии же казино не работают в государственные и церковные праздники.

Такое неоднозначное с морально-этической точки зрения занятие, как игорный бизнес, стало не только самостоятельным инструментом повышения доходов бюджета, но и позволило повысить туристический потенциал отдельных частей государства, таких как Монако во Франции.

Так, например, одно рабочее место в казино Монте-Карло, расположенное в Монако, обеспечивает порядка трех или четырех рабочих мест в сопутствующих сферах, таких как общественное питание, гостиничный бизнес, предоставление услуг безопасности.

Но вопрос о необходимости перенесения опыта Германии и Франции и использования его в РФ, однозначно, остается достаточно спорным и неоднозначным. Однако точно ясно одно – и государство, и бизнес, и общество заинтересованы в продолжении дискуссии о дальнейшем развитии индустрии азартных игр, так как предельно ясно, что адекватное законодательство в этой сфере способно удовлетворить интересы каждой группы интересантов.

Список литературы

  1. Гудиева, Т. Т. Характеристика зарубежного опыта игорного налогообложения / Т. Т. Гудиева // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 84-89.
  2.  Ковтун Е.В., Ковалев С.М. Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах. М.: Аллель. 2000, 2006. 217 с.
  3. Оганезов Н.Р. Правовое регулирование игорного бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 315 с.
  4. 8th EUROPEAN CONFERENCE ON GAMBLING STUDIES ANDPOLICY ISSUESPOLICY ISSUES: сайт. – URL: www.easg.org/media/file/vienna2010/presentations/Thursday/1600/P3/4_Martina_Barcaroli.pdf (дата обращения: 7.11.2023).
  5. Gaming Law 2022: сайт. – URL: https/practiceguides.chambers.com/practice-guides/gaming-law-2022/germany (дата обращения: 7.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: