УДК 33

Цифровизация бизнес-процессов алюминиевой промышленности

Моисеева Елена Евгеньевна – заведующий кафедрой Экономики предприятий и отраслей Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Семерякова Анастасия Игоревна – магистрант Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Аннотация: В современных условиях все сферы предпринимательства сталкиваются с непростыми и быстроменяющимися условиями рынка. И, для удержания баланса им необходимо адаптироваться к новым реалиям, оптимизировать свои бизнес-процессы и использовать современные процессы цифровизации.

Цифровизация является процессом глубокого преобразования с внедрением инновационных цифровых технологий для оптимизации бизнес- процессов и повышения производительности на разных этапах производства.

В данной статье описывается процесс цифровизации бизнес-процессов алюминиевой промышленности, а также трансформация необходимая для развития предприятий.

Ключевые слова: цифровизация, бизнес-процесс, алюминиевая промышленность, информационные технологии, трудозатраты, производство.

В современном мире, где ситуация быстро меняется, предпринимательская деятельность уже немыслима без активного использования информационных и цифровых технологий. Они значительно облегчили и даже трансформировали различные аспекты бизнеса и, следовательно, управленческие процессы. Даже такая специфическая отрасль, как алюминиевый промышленный сектор, не стала исключением из этого правила.

Под цифровизацией традиционно понимается трансформация существующих процессов в цифровые аналоги. Именно поэтому все больше отраслей интегрируют в свою работу стратегию активного внедрения цифровых инструментов. Главная задача цифровой трансформации заключается в обеспечении жизнеспособности и роста бизнеса на длительный период. Подобные изменения будут полезными для любой отрасли.

Цифровизация способствует регулированию бизнес-модели, изменению подхода к ведению внутренних и внешних процессов. В дополнение к новым технологиям, компаниям во всех областях предпринимательства требуются новые навыки, корпоративная культура, организационные и операционные модели.

Главная цель цифровизации - сократить трудозатраты и минимизировать человеческий фактор. В результате многие основные подразделения могут автоматизировать свои процессы, по крайней мере частично. Например, контроль качества готовой продукции становится проще и быстрее, а также точнее и прозрачнее. Кроме того, оптимизация внутреннего взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами экономит время, ресурсы и способствует укреплению взаимовыгодных отношений.

В контексте обсуждения бизнеса понятие цифровизации начало звучать относительно недавно, многие авторы ошибочно считают его тенденцией последних лет. На самом деле, внедрение цифровых инструментов началось примерно полвека назад, с момента широкого распространения компьютеров.

Иной взгляд на этапы цифровизации высказан в докладе 2019 года «Государство как платформа», в котором выделены три этапа. Первый этап, «Автоматизация», характеризуется внедрением ИТ-решений, повторяющих имеющиеся процессы. Второй этап, «Цифровизация», предполагает улучшение существующих процессов путем внедрения ИТ, реинжиниринг процессов, анализа данных для принятия решений. На третьем этапе, «Цифровой трансформации», должно произойти резкое снижение транзакционных издержек за счет платформ, появления новых продуктов и услуг за счет соединения возможностей технологий и традиционной сферы деятельности. Из названия этапов можно сделать вывод, что за основу классификации взято понятие цифровая зрелость.

По данным портала «Aluminum information portal», современные российские производители алюминия нацелены на цифровизацию процессов для оптимизации стоимостной цепочки. Основными преимуществами цифровизации производства являются: эффективные производственные технологии, увеличение производительности и повышенное сотрудничество по всей стоимостной цепочке алюминиевой промышленности.

Цифровая трансформация служит инструментом для повышения конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики. Отсюда возникает задача определения взаимосвязи между цифровой трансформацией и ключевыми экономическими и финансовыми индикаторами деятельности компаний. Среди таких индикаторов, в первую очередь, стоит отметить финансовую стабильность и способность к оплате, производительность труда, привлечение инвестиционных средств, доступность источников финансирования и ряд других параметров.

По данным Первого медиа российского сообщества «CDO», автоматизация процессов в отечественной промышленности с 2022 года определяется двумя трендами. Во-первых, в ближайшие три года основная доля ИТ-затрат придется на кибербезопасность. Во-вторых, начался интенсивный переход к технологической независимости. При этом отечественная и тем более собственная разработка, а также ИТ-услуги зачастую в 1,5-2 раза дешевле зарубежных аналогов. То есть цифровизация единицы функционала при импортозамещении, хотя и не всегда, но требует от предприятий меньших затрат, чем раньше. Сочетание обоих трендов позволяет ожидать, что цифровизация российской промышленности с 2023 года кардинально ускорится.

Также, эксперты считают, что в 2023 году цифровизация экономики существенно повлияет на рынок труда. С одной стороны, будут расти требования к квалификации специалистов в области IT-технологий, базовые профессии могут устареть и потерять свою актуальность, а с другой стороны, появятся новые рабочие места в отраслях, которые получили наибольшее развитие благодаря цифровизации. В целом, цифровая трансформация экономики в 2023 году должна ускорить переход к более высокотехнологичному и знаниям зависимому обществу, где потребуется более профессиональный и гибкий подход к работе.

В мае 2023 г. Правительство РФ утвердило Концепцию технологического развития до 2030 г., основной целью которой является достижение технологического суверенитета. Заметную роль в ее решении сыграют технологии искусственного интеллекта. Искусственный интеллект относят к сквозным технологиям, которые определяют будущий облик всей экономики и ее отдельных отраслей.

Применение искусственного интеллекта в России становится все более масштабным, как и экономическая выгода от его использования. По итогам 2022 года объем российского рынка продуктов с использованием искусственного интеллекта вырос на 18% и составил почти 650 миллиардов рублей. Как отмечено в докладе АНО «Цифровая экономика», в 2021 году использование искусственного интеллекта принесло России пользу в размере более 300 миллиардов рублей. На ПМЭФ-2023 заявлено, что к 2025 году выгода от использования искусственного интеллекта в России составит 1 триллион рублей.

Сегодня мировая алюминиевая промышленность активно внедряет цифровые технологии и концепцию «Индустрия 4.0» в производство.

Под термином «Индустрия 4.0» понимается созданная немецкими промышленниками и набирающая популярность по всему миру концепция новой экономической реальности, при которой большинство промышленных бизнес-процессов перейдёт в цифровой формат и будет автоматизировано, а главными компонентами станут интернет вещей (IoT), в том числе промышленный (IIoT), киберфизические системы (CPS) и искусственный интеллект (AI).

Хотелось бы отметить, что актуальность цифровизации отражается в существовании государственных программ и национальных проектов как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

Цифровизация также актуальна благодаря появлению новых современных технологий, таких как большие данные, интернет вещей, облачные вычисления и другие.

Кроме того, ее актуальность подтверждается положительным эффектом от использования цифровых технологий в различных областях, отмеченным в научных работах различных авторов, проводивших исследования по цифровизации в современном мире.

Таким образом, цифровизацию можно считать актуальной и приносящей положительный эффект при ее внедрении в алюминиевую промышленность.

Список литературы

  1. Автоматизация производства алюминиевых конструкций в контексте Индустрии 4.0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://tybet.ru/content/articles/index.php?SECTION_ID=597&ELEMENT_ID=121123 (Дата обращения: 01.11.2023).
  2. Костина С.Н., Сивоволов Д.Л., Банных Г.А., Резер Т.М., Александров О.Г. Цифровизация публичного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/119420/1/978-5-7996-3570-1_2022.pdf (Дата обращения: 04.11.2023).
  3. Умные (SMART) стандарты: возможности и перспективы – /[Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://cntd.ru/cifrovaya-transformacia/actual (Дата обращения: 01.11.2023).
  4. Цифровой алюминий в Дюссельдорфе-2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://aluminium-guide.com/digital-aluminum-in-dusseldorf-2018 (Дата обращения: 01.11.2023).
  5. Цифровая эра: как «Индустрия 4.0» пришла и в алюминиевую отрасль 2018 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://up-pro.ru/library/information_systems/automation_management/cifrovaya-era (Дата обращения: 01.11.2023).
  6. Черкасова В.А., Слепушенко Г.А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний / В.А. Черкасова, Г.А. Слепушенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-biznesa-na-finansovye-pokazateli-rossiyskih-kompaniy/viewer (Дата обращения: 01.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: