УДК 338.27

Когнитивный анализ в системе управления организацией

Мальтин Олег Викторович – соискатель Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Виноградова Елена Борисовна – доктор экономических наук, доцент, профессор Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Методы когнитивного анализа, имитирующие человеческое мышление, становятся все более популярными в системе управления организацией, так как возрастает важность учета изначально скрытой информации эмоционального, поведенческого характера в текстовых, поведенческих и визуальных данных. При учете этой информации у организации появляется возможность проводить прогнозирование будущих событий и тенденций, извлечения значимой информации и инсайтов из текстовых данных, выполнять семантический анализ, интерпретирующий смыслы и контексты слов и фраз в текстовых данных. Также методы когнитивного анализа позволяют проводить эмоциональный анализ, которые дают возможность анализа эмоциональной тональности и настроения в текстовых данных, что в свою очередь показывает степень отношения к тому или иному объекту и общий курс общественного мнения. Методы когнитивного анализа позволяют проводить поведенческий анализ и исследование визуальных данных позволяющие прогнозировать тенденции развития и выполнять распознавание образов для целей эмоционального исследования. В данной работе проанализированы особенности методов когнитивного анализа, а также возможности альтернативных методов и их совместной интеграции для повышения точности и надёжности полученных результатов.

Ключевые слова: когнитивные технологии, прогностический анализ, система управления организацией, нейронные сети, анализ текста, машинное обучение, семантический анализ.

Введение

В современных экономических условиях возрастает роль цифровых методов и технологий, облегчающих управление и деятельность организации. При этом все большее развитие получают методы когнитивного анализа, которые объединяют различные методы искусственного интеллекта для имитации человеческого процесса мышления при анализе экономических и организационных данных. Проанализируем несколько методов когнитивного анализа помогающих на новом уровне взглянуть на анализ всего спектра «человеческого» фактора, вносимого как внутри так снаружи деятельности организации [3; 7; 9].

Первым рассматриваемым типом когнитивного анализа в системе управления организацией является метод прогностического анализа. Основная задача данного метода заключается в обработке и анализе исторических данных для прогнозирования будущих событий и тенденций. Это помогает организации подготовиться к возможным будущим сценариям событий и тем самым принять более информированные решения. Данный метод основан на алгоритмах регрессионного анализа, деревьев решений и технологии нейронных сетей. В процессе настройки алгоритма необходим подбор соответствующей модели, ее настройка, обучение и валидация данных, оптимизация гиперпараметров. Особенностью метода прогностического анализа является возможный риск переобучения модели, а также сильная зависимость от качества анализируемых исторических данных. В качестве альтернативного методу прогностического анализа, для решения данных задач можно использовать статистический анализ и интеллектуальный анализ данных (Data Mining). А также существует возможность настройки согласования моделей интеллектуального анализа данных с прогностическими моделями для улучшения точности прогнозирования [2; 5; 6].

Следующим разбираемым методом когнитивного анализа является анализ текста (анализатор текста). Задача данного метода заключается в анализе текстовых данных, включая методику обработки естественного языка (NLP), с целью извлечения значимой информации, выделения «инсайтов» из текстовых документов, таких как отчеты, электронные письма, публикации в социальных сетях. Это дает возможность в совокупности улучшить понимание получаемой текстовой информации и анализа текстовых данных. Данный метод основан на методике «токенизации», анализе «сентиментов» и машинном обучении. Также требуется точная настройка параметров метода обработки естественного языка (NLP) и определение ключевых индикаторов для проведения анализа. Особенностью данного метода является сложность обработки неструктурированных текстовых данных, а также риск неправильной интерпретации поведения данных. В качестве альтернативного метода для решения данных задач можно использовать метод контент анализа и квалиметрические методы. Также существует возможность интеграции метода контент анализа для дополнения количественных методов анализа текстовых данных (метод анализа текста) [4; 8].

Таблица 1. Таблица сравнительного анализа методов когнитивного, описание и преимущества, используемые алгоритмы реализации.

Типы методов когнитивного анализа

Описание и преимущества

Алгоритмы реализации

Прогностический анализ (predictive analytics)

Использует прошлые данные для прогнозирования будущих событий, помогает в принятии предвиденных решений.

Регрессионный анализ, деревья решений, нейронные сети.

Анализ текста (text analytics)

Извлекает значимую информацию из текстов, улучшает понимание и анализ текстовых данных.

Токенизация, анализ сентиментов, машинное обучение.

Семантический анализ (semantic analytics)

Интерпретирует смыслы и контексты в данных, обогащает анализ глубиной понимания.

Обработка естественного языка (NLP), машинное обучение.

Эмоциональный анализ (sentiment analysis)

Определяет эмоциональный тон текстов, помогает понять настроения и мнения.

Анализ сентиментов, NLP, машинное обучение.

Анализ поведенческих данных (behavioral analytics)

Анализирует данные о поведении, выявляет тенденции и помогает в оптимизации взаимодействий.

Моделирование поведения, анализ паттернов, машинное обучение.

Визуальный анализ (visual analytics)

Обрабатывает визуальные данные для извлечения информации, поддерживает принятие решений на основе визуальных данных.

Распознавание образов, обработка изображений, машинное обучение.

Перейдем к анализу следующего инструмента когнитивного анализа, методу семантического анализа, который основывается на «понимании» и интерпретации смыслов и контекстов слов и фраз в текстовых данных. Он дает возможность осуществить более глубокое понимание смысловых связей и тонких (неявных) зависимостей в текстовых данных. Данный метод основывается на алгоритмах обработки естественного языка (NLP) и машинном обучении. При настройке данного метода необходимо точное определение анализируемого контента, выполнение точной настройки параметров модели NLP. Особенностью данного метода является сильная зависимость от контекста, а также сложность точной семантической интерпретации. Альтернативой данному методу могут служить алгоритмы лексического анализа и «культурные модели», которые основаны на учете культурных особенностей и лексического разнообразия при семантическом анализе.

Метод эмоционального анализа входит в состав анализируемой в данной работе группы методов когнитивного анализа. Задачей данного метода является определение эмоциональной тональности и настроения в текстовых данных, это позволяет анализировать степень общественного мнения, силу отношения к бренду или продукта, а также изучить реакцию на различные события. Данный метод базируется на алгоритмах метода анализа сентиментов, обработки естественного языка (NLP) и машинном обучении. При внедрении данного метода необходим выбор алгоритма анализа сентиментов и его тонкая настройка исходя и специфических особенностей языка и контекста. Особенностью данного метода может быть субъективность проводимого анализа, а также чувствительность к контексту и сленгу изучаемых текстовых данных. Альтернативными методами для решения рассматриваемых задач может служить инструмент биометрического анализа и метод анализа тональности голоса. Также существует возможность интеграции (синхронизации) метода анализа тона голоса с методами текстового анализа, для получения более полной информации о выражаемых эмоциях.

Следующим анализируемым методом когнитивного анализа является алгоритм анализа поведенческих данных. Основная задача данного алгоритма заключается в исследовании данных о поведении пользователей или потребителей для выявления закономерностей поведения, тенденций развития и инсайтов. Эта задача служит накоплению и анализу успешного пользовательского опыта и данных персонализации, оптимизирует взаимодействие в рамках изучаемой системы. Данный метод основан на алгоритмах моделирования поведения, анализе паттернов и машинном обучении. Для настройки алгоритма необходим выбор подходящей модели поведения, а также правильная настройка параметров для анализа паттернов. Особенностью данного метода является требование больших объемов, анализируемых поведенческих данных, а также необходима защита конфиденциальной (персональной) информации. Альтернативной технологией в данном случае может выступать метод социометрического анализа и анализ социальных сетей. Также существует возможность объединения (интеграции) метода социометрического анализа с алгоритмом поведенческих- данных для комплексного понимания процессов социального взаимодействия [1].

Заключительным анализируемым методом когнитивного анализа является методика визуального анализа. Основной задачей которой является обработка и исследование визуальных данных (видео и изображения), включает в себя распознавание образов, анализ движений, интерпретацию визуальных контекстов. В результате анализа извлекается обрабатывается информация, помогающая принятию организационных или иных решений. Данный метод базируется на алгоритмах распознавания образов, обработки изображения и машинном обучении. Для настройки данного метода необходима юстировка алгоритмов распознавания образов и их оптимизация для различных типов анализируемых изображений. Особенностью данного метода является требование к высокому качеству анализируемого изображения и видео, сложность обработки комплексных сцен. Альтернативным инструментом в данном случаи является анализ временных рядов и алгоритмы трекинга. Также существует возможность использования метода анализа временных рядов для дополнения визуального анализа, а также использование настройки параметров трекинга для изучения динамики визуальных данных.

Вывод

В условиях современных тенденций развития цифровых технологий конкурентное преимущество организации обеспечивает внедрение новейших инструментов и методов обработки и анализа. Рассматриваемые в работе авторами методы когнитивного анализа позволяют получить специальные знания в области данных имитации и анализа человеческого мышления. Это очень важная и перспективная область анализа данных в организации, позволяющая учитывать и контролировать эмоциональную, «человеческую» составляющую в поступающих данных. В работе проведен анализ и особенности настройки следующих методов когнитивного анализа: прогностический анализ, анализ текста, семантический анализ, эмоциональный анализ, анализ поведенческих данных, визуальный анализ. Также рассмотрен перечень альтернативных методов и их интеграция с когнитивными инструментами анализа. Внедрение рассмотренных в работе методов когнитивного анализа даст возможность организации сформировать систему управления, позволяющую организации предвидеть и проактивно подготовиться к будущим событиям.

Список литературы

  1. Cars Hommes, Behavioral and experimental macroeconomics and policy analysis: A complex systems approach. Journal of Economic Literature 59(1) (2021): 149-219.
  2. Болбаков Р.Г. Основы когнитивного управления // Государственный советник. 2015. № 1 (9). С. 45-49.
  3. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы //Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1473-1492.
  4. Курников Д.С., Петров С.А. Использование нейронных сетей в экономике // Juvenis Scientia. 2017. № 6. С. 10-12.
  5. Маренко В.А., Лучко О.Н., Ляпин В.А., Гуща С.Ю., Алексеенко Л.В. Анализ когнитивных моделей // Математические структуры и моделирование. 2015. № 2 (34). С. 64-74.
  6. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта // Науковедческие исследования. 2018. № 2018. С. 129-153.
  7. Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 2. С. 38-44.
  8. Цветков В.Я. Комплементарность информационных ресурсов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. С. 182-185.
  9. Яковлева Е.А., Толочко И.А. Инструменты и методы цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 2. С. 415-430.

Интересная статья? Поделись ей с другими: