УДК 33

Тенденции развития сектора электронной коммерции в современной России

Овчаренко Виктория Юрьевна – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: Целью научной статьи является анализ основных тенденций развития сектора электронной коммерции в экономике России. Рассмотрены основные предпосылки к формированию электронной коммерции. Проанализированы показатели развития динамики рынка электронной коммерции в России. Исследована структура торговых маркетплейсов. Определены перспективы развития сектора электронной коммерции в современной России.

Ключевые слова: электронная коммерция, онлайн-торговля, платформенные бизнес-модели, торговые маркетплейсы, Интернет-торговля.

Практическая значимость научного исследования на выбранную проблематику связана с тем, что в 2023 году в практике экономики Российской Федерации все чаще применяются новые цифровые технологии, позволяющие создавать платформенные решения при стимулировании развития бизнеса, выхода его на рынки электронной коммерции и повышения конкурентоспособности.

Активное распространение и использование в российской практике данных решений обусловлено рядом конкурентных преимуществ цифровых платформ при управлении экономическими системами и предпринимательскими субъектами, что подтверждают организации разных отраслей национальной и мировой экономики, в особенности, розничной торговли, получающие из этого тренда выгоду.

На сегодняшний день многие устаревшие бизнес-модели организаций в ключевых отраслях экономики становятся неконкурентоспособными, что влечет к появлению новых бизнес-моделей цифрового типа. Главным драйвером к их трансформации являются изменения в потребительском поведении людей, у которых появляются новые потребности [1].

В особенности данный процесс наблюдается в сфере платформенного бизнеса, где из-за появления новейших технологий и максимального распространения мобильных устройств и приложений, возникают такие формы цифрового бизнеса, как электронные платформы, формирующие сектор электронной коммерции в современной России [4].

В основе развития сектора электронной коммерции российской экономики находятся торговые маркетплейсы. Отражением роста популярности отечественных маркетплейсов является увеличение объема рынка электронной коммерции в России (см. рисунок 1).

По данным за 2021 г. из всего сектора электронной коммерции 1,5 трлн руб. продаж товаров и услуг составили на торговых маркетплейсах. Доля данного сегмента составляет уже 38% и, вероятнее всего, будет увеличиваться и далее. При этом в периоде с 2020 по 2021 гг. объем продаж на маркетплейсах вырос на 111%. Из этого следует, что рынок Интернет-торговли в России стремительно развивается и увеличивается в объеме, что повышает его роль в общей структуре национальной экономической системы.

image001

Рисунок 1. Динамика объема рынка Интернет-торговли в России, в трлн руб. [2].

Рассмотрим объем оборота крупнейших торговых маркетплейсов России в 2021 году.

image002

Рисунок 2. Объем оборота торговли маркетплейсов в России за 2021 г., в млрд руб. [3].

Так, основная доля рынка принадлежит небольшому числу крупных торговых маркетплейсов России. Лидирующие позиции занимает платформа Wildberries, объем оборота которой составляет рекордные 844 млрд руб., что больше, чем суммарный оборот остальных крупнейших игроков рынка. При этом лишь четыре платформы имеют оборот свыше 100 млрд руб., тогда как 5-й по рейтингу – Сбермегамаркет имеет продажи на маркетплейсе лишь в 29 млрд руб.

По нашему мнению, ключевой перспективой развития сектора электронной коммерции в российской экономике будет совершенствование деятельности торговых маркетплейсов, которые будут играть все большую роль для субъектов малого и среднего предпринимательства. Эксперты уверены в том, что объемы торговли на маркетплейсах будут увеличиваться и далее. При этом их деятельность способствует и расширению рынка электронной коммерции, они могут использоваться зарубежными компаниями, которые прекратили свое физическое присутствие на рынке России из-за принятых санкционных ограничений.

Таким образом, в условиях цифровой экономики России формируются новые бизнес-модели компаний. К ним относятся платформенные бизнес-модели, имеющие большое число преимуществ в сравнении с традиционными бизнес-моделями. От них идет развитие торговых маркетплейсов, которые сокращаются издержки бизнеса и повышают скорость взаимодействия между участниками рыночных отношений, что формирует основные тенденции развития сектора электронной коммерции в современной России.

Список литературы

  1. Олифиров А.В., Маковейчук К.А., Петренко С.А. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т. 7. № 4. С. 85-91.
  2. Матузенко Е.В., Глазунова О.А., Изварин А.А. Тенденции, проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере Интернет-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 197-206.
  3. Рынок маркетплейсов в России – 2022. Что происходит? URL: https://retailer.ru/rynok-marketplejsov-v-rossii-2022-chto-proishodit/#:~:text=По%20итогам%202021%20года%20на,и%20сотни%20процентов%20в%20год. (дата обращения: 11.12.2023).
  4. Чойжалсанова А.Ц., Базарова Э.В. Тенденции развития электронной коммерции в условиях пандемии Covid-19 // Фундаментальные исследования. 2021. № 2. С. 78-83.

Интересная статья? Поделись ей с другими: