УДК 33

Применение инструментов бенчмаркинга для сравнения показателей финансово-экономической деятельности предприятия на примере нефтегазовой отрасли

Сафиуллин Раиль Маратович – магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета

Нурыйахметова Светлана Мазгутовна – кандидат экономических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: В условиях постоянно развивающегося мира становится актуальным применение нового способа анализа бизнеса – бенчмаркинга, который позволяет сравнивать себя с конкурентами, и на их опыте внедрять в свою деятельность лучшие управленческие наработки. Данный способ позволяет сравнивать организации по ключевым показателям, таким как  выручка и EBITDA и находить точки роста и развития.

Ключевые слова: бенчмаркинг; выручка; EBITDA.

На сегодняшний день в условиях постоянно изменяющегося мира и обострения конкуренции на любом рынке становится актуальным поиск новых и инновационных способов ведения бизнеса. Одним из таких способов стал бенчмаркинг, который позволяет сравнивать себя с конкурентами, и на их опыте внедрять в свою деятельность лучшие управленческие наработки и тем самым закрывать все недостатки по отношению к конкурентам.

В основе данного метода стоит выбор компании, которое является «эталоном» или лидером на данном рынке. Далее выбираются различные показатели, по которым сравнивают «эталонное» предприятие с другими для выявления отклонений. Однако стоит отметить, что предприятие «эталон» должно быть сопоставимо по размерам со сравниваемыми предприятиями для более объективного анализа.

Ученые выделяют три вида бенчмаркинка:

  1. Внутренний бенчмаркинг. В основе данного вида лежит сравнение подразделений внутри компании по различным внутренним индикаторам (показателям).
  2. Бенчмаркинг, который ориентирован на сравнение с конкурентами. Сравнение финансовых показателей организации с конкурирующими организациями по различным аналогичным характеристикам. В сравнении обычно выделяют лидера рынка, с которым сравнивают все организации и на основании данного анализа разрабатываются рекомендации для того, чтобы уступающие компании могли сравняться и в должной мере конкурировать с лучшим предприятием на рынке.
  3. Функциональный бенчмаркинг. Суть данного вида бенчмаркинга состоит в том, что компании, которые не являются конкурентами, работают на различных рынках, обмениваются данными для анализа различных процессов и технологий. Основная особенность данного метода состоит в том, что компании охотно делятся информацией, так как это общие усилия способствуют улучшению финансового результата обоих предприятий.

Далее проведем анализ, для которого будут выбраны следующие финансовые показатели:

  • выручка;
  • EBITDA;
  • рентабельность по EBITDA.

Основными причинами выбора данных показателей является то, что EBITDA, отражает прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. И основным его достоинством является возможность сравнения результатов деятельности различных компания, функционирующих на одном рынке и при этом можно не акцентировать внимание на размер организации или налоговые режимы.

EBITDA рассчитывается при помощи корректировки чистой прибыли компании на суммы процентов к получению/уплате, налога на прибыль, амортизации и прочих внереализационных доходов и расходов. Еще одним метод вычисления данного показателя представлен на формуле 1:

 

EBITDA = Выручка — Операционные расходы                                     (1)

Если рассматривать показатель рентабельность по EBITDA, то он позволяет нагляднее всего сравнивать предприятия, работающие на одном рынке, и также он позволяет сопоставить доходность бизнеса с альтернативой. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

Рентабельность по EBITDA = (EBITDA / Выручка) * 100%                (2)

Проведем анализ на нефтегазовом рынке, где были выбраны следующие организации: Газпром, Роснефть и Лукойл.

В первую очередь рассмотрим значения и динамику выручки представленных компаний за период с 2019 по 2021 год:

image001

Рисунок 1. Сравнение значения выручки для нефтегазовых компаний за 2019-2021 гг.

Согласно данным представленном на рисунке можно сделать вывод, что организации 2019 году были на одном рынке, однако в последние годы ПАО «Газпром» вышел в лидеры и наблюдается постоянный рост по данному показателю. ПАО «Лукойл» и ПАО «НК«Роснефть» в 2020 году наблюдается спад, но в 2021 году наблюдается картина при которой ПАО «Лукойл» идет на рост, а в свою очередь ПАО «НК«Роснефть» остался на предыдущем уровне.

Далее рассмотрим значения и динамику показателя EBITDA для рассмотренных компаний.

image002

Рисунок 2. Сравнение значения EBITDA для нефтегазовых компаний за 2019-2021 гг.

Аналогично выручке в последние годы ПАО «Газпром» вышел в лидеры, а ПАО «НК«Роснефть» показывает наихудший результат, но стоит отметить, что в 2020 году во всех организациях наблюдается спад.

Рассмотрим показатель рентабельность по EBITDA для рассмотренных компаний.

image003

Рисунок 3. Сравнение значения рентабельности по EBITDA для нефтегазовых компаний за 2019-2021 гг.

Согласно данным представленном в данном рисунке наблюдается обратная картина, где лидером является ПАО «НК«Роснефть», который в предыдущих показателях занимал последнее место. Стоит отметить, что ПАО «Газпром» показывает ту же динамику за представленный период, а в в свою очередь в ПАО «Лукойл» наблюдается незначительное снижение по сравнению с начальным периодом сравнения.

По итогам проведенного анализа, можно сделать вывод, что лидером на данном рынке ячвляется ПАО «Газпром».

Необходимо отметить, что наиболее институционализированными и проработанными являются стратегии развития ПАО «НК«Роснефть» и ПАО «Газпром», которые «в качестве приоритета ставят в основу интенсивный подход к развитию компании, который ориентируется на интеграцию инноваций и цифровых технологий в деятельность этих компаний». Не очень систематизированной является стратегия компании ПАО «Лукойл», которая ориентируется на четыре цели, в качестве которой можно указать «устойчивый органический рост добычи с фокусом на создание стоимости и раскрытие потенциала имеющейся ресурсной базы, постоянное совершенствование НПЗ с максимизацией свободного денежного потока; развитие нефтехимии и газохимии, повышение эффективности сбытовой сети и развитие премиальных каналов сбыта с максимизацией свободного денежного потока и формирование прогрессивной дивидендной политики и сбалансированного распределения дополнительных средств акционерам». Тем не менее, данная стратегия имеет ряд недостатков, в качестве которых нужно указать отсутствие институциональной проработанности и системы показателей эффективности.

Но стоит отметить, что все три рассмотренные компании имеют впечатляющие показатели производительности, которые превосходят показатели всех других предприятий нефтегазовой отрасли России. Выбор между ПАО «Лукойл», ПАО «НК«Роснефть» и ПАО «Газпром» зависит от конкретных потребностей и критериев инвестора.

Список литературы

  1. Бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля. – М.: Проспект, 2016. – 128 c.
  2. Донцова, Л.В. Бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля. Монография / Л.В. Донцова. – М.: Проспект, 2016. – 130 c.
  3. Коваленко, А. И. Бенчмаркинг в системе конкурентных действий предпринимательских структур / А.И. Коваленко. – М.: Синергия, 2014. – 27 c.
  4. Логинова, Елена Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ: моногр. / Елена Логинова. – М.: Научная книга, 2016. – 17 c.
  5. Ольга, Ленкова und Елена Дебердиева Бенчмаркинг нефтегазовых компаний: моногр. / Ольга Ленкова und Елена Дебердиева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 72 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: