УДК 005

Теоретические основы национальных особенностей китайского менеджмента

Ван Мэнюань – студент Хунаньского городского института (Китай, Иян).

Аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время происходят различные процессы в мировой экономике: глобализация, интернационализация бизнеса, сближение и объединение экономических систем, а также повышение роли человеческого фактора в управлении. Данная тема выбрана не случайно - поскольку экономика в Китае растёт самыми быстрыми темпами, при построении менеджмента руководство страны учитывает различные факторы и ставит, на первый взгляд, недостижимые цели. Однако добивается плановых показателей, при этом учитывая интересы местного населения.

Китайский менеджмент относится к национальным особенностям Китая, где ещё не развита наука менеджмента как в странах развитого капитализма. Важно оценить национальные особенности и преимущества опыта китайского управления - как исторически накопленного, так и развивающегося в новых условиях социально-экономической трансформации.

Ключевые слова: менеджмент, контроль за подчинёнными, китайский менеджмент, теория.

Содержание и алгоритмы действия ведущих систем управления бизнес-процессами можно лучше раскрыть через понятие «модель управления», которая отражает реальные характеристики системы управления и имитирует ее деятельность [10, c. 98]. Подобная модель помогает руководству понять, как эффективнее управлять предприятием или целой экономической отраслью, какой именно для этого нужен набор методов и стратегий.

Управление предприятиями и промышленными объектами непрерывно воздействует на экономические процессы разного уровня. Причем управление – это тоже процесс, тогда как структура управления – целевой механизм, обеспечивающий результативность такого процесса [1, c. 77]. Модель же управления определяется как теоретическая совокупность данных о сущности конкретной структуры управления, способах ее воздействия на управляемые системы, способах ее адаптации к внешним переменам, с целью достижения стоящих перед ней задач и целей, обеспечения устойчивого развития и хорошей жизнеспособности [8, c. 175]. Многие экономисты прошлого и настоящего пытались описать различные модели менеджемента, продемонстрировать их важные нюансы и аспекты, оценить самые выдающиеся из них в научном и практическом смысле. Среди иностранных ученых, которые внесли значительный вклад в исследование рассматриваемой проблематики, можно выделить ряд заметных фигур: Вебер, Эмерсон, Мэйо, Моутон, Маслоу, Мюрдаль, Блейк; среди российских имен – это Сперанский, Грачев, Струмилин, Платонов, Богданов, Посошков, Столыпин, Мордвинов, Чаянов и другие.

Описать какую-либо крупную модель управления - муниципального образования, отраслевого комплекса или вообще народного хозяйства региона или всей страны, является чрезмерно сложной задачей, учитывая огромное количество ее внутренних и внешних связей. В силу этого изучение моделей управления обычно ограничивается более узким ракурсом [4, c. 52].

По различным критериям определяют перечень ведущих моделей менеджмента:

  1. По уровню включенности в рыночную экономику: либеральная, плановая, рыночная с частичным госрегулированием, рыночная социальная, модель госуправления с развитыми внутрирыночными взаимодействиями.
  2. По типу собственности: корпоративная, социалистическая, капиталистическая.
  3. По критерию того, как управляющая верхушка реализует свои полномочия: демократическая либо авторитарная.
  4. По названию территории происхождения: японская, шведская, американская, российская, бразильская, германская.
  5. По признаку степени человеческой «встроенности» в структуру промышленного производства: индустриальная, доиндустриалъная, постиндустриальная.
  6. По характеру того, к какой именно школе менеджмента относится модель: рациональной бюрократии, научного менеджмента, административного менеджмента, школе управления НОТ, «классической школе», школе «организационного поведения», мотивационной школе, школе «человеческих отношений».
  7. По определенным управленческим критериям: модель управления по результатам, модель 7-S, ситуационная модель.
  8. По месту и значению личности в структуре менеджмента: модель Оучи (теория Z), модель Макгрегора (теории X и У).
  9. По отношению к динамике общественно-экономических изменений: адаптивная статическая, динамическая [12].

Исследуя управленческую парадигму XXI века, можно прийти к заключению, что различные системы управления имеют право на существование, если они конкурентоспособны и одновременно неразрывно взаимосвязаны с национальными культурными традициями. Каждая страна – это набор специфических особенностей, ритуалов и национальных феноменов, пути развития разных народов уникальны. Для каждой страны существует объективная необходимость управлять эффективно. Понимание того, как именно это делать, формировалось в разных исторических условиях. Постепенно складывались собственные особенные модели менеджмента. Сегодня выделились три основополагающие модели менеджмента: азиатская (Корея, Япония, Китай), западная (Европа и США), евразийская (Россия).

Рассматривая более пристально китайскую модель менеджмента, мы видим, что ее главный признак и характеристика - воспитание личностных качеств, постоянное развитие и укрепление мотивационно-волевой сферы работника, который готов полностью отдаваться рабочей деятельности без перерывов и отдыха. Это объясняется национальными исторически сложившимися установками, когда главной ценностью в жизни считается работа, обеспечивающая не только заработную плату, но и высокий уровень морального удовлетворения.

В Китае рассматривают финансы как непрерывно циркулирующий энергетический поток. Согласно такому воззрению, если человек свободно распоряжается финансами, он способен принести много пользы социуму. Поэтому для китайского народа очень важно обеспечить себе и своей семье высокий жизненный достаток.

В китайском менеджменте совершенно не приветствуется сухой, деловой, административно-командный стиль управления. Подобная тенденция поддерживается и тем фактом, что в Китае существует огромное количество семейных производств и компаний, причем преобладают мелкие и средние предприятия.

Китайской модели управления и менеджмента присущи определенные национальные особенности [13]:

  1. Преимущественно авторитарное управление.
  2. Доверительные взаимоотношения.
  3. Высокая степень контроля подчинённых.
  4. Высокие деловые качества.

Еще одна характерная черта – стремление работника к высокому профессиональному уровню, достигаемому за счет многолетней стабильной работы на одном рабочем месте.

Надзор за подчинёнными на китайских предприятиях осуществляется зачастую в маниакальной форме. Эта особенность объясняется тем, что руководители компаний не уверены в будущем, но по традиции приравнивают жизненный успех к количеству заработанных денег. Работникам приходится постоянно доказывать руководителю свою верность компании и компетентность. Любое обращение руководителя к работнику не остается без внимания и активизирует его деятельность. Китайские профсоюзы ориентированы в первую очередь на сотрудничество с начальством, а не на решение проблем работника. Тем не менее на предприятиях практически не возникают конфликтные ситуации или забастовки работников.

Отметим, что авторитарный стиль управления персоналом препятствует проявлению его инициативы и творческого подхода к работе. В малой степени такой подход может получить развитие только в небольших семейных предприятиях.

Проанализируем наиболее значимые черты современной модели управления и менеджмента в Китае [14]:

  • Дисциплина. В коллективе постоянно поддерживается строгая дисциплина и порядок.
  • Динамичность. За счет нее в современных быстро меняющихся условиях достигается баланс между нацеленностью на достижения и традиционным стремлением к стабильности.
  • Комплексность. Руководители стараются внедрять элементы различных современных моделей управления, что способствует повышению эффективности предприятий.
  • Адаптирование. Решения, связанные с вопросами организации компании, принимаются в тесной связи с текущей ситуацией в экономике.
  • Духовность. Стремление к финансовому достатку сочетается с высокой ролью духовных ориентиров.
  • Естественность. Несмотря на то, что нынешний комплексный стиль менеджмента возник на базе частичного внедрения американской модели управления предприятием, он носит естественный характер и не противоречит китайским традиционным принципам общинности, единства и коллективизма.

Для китайской авторитарной модели управления характерно долгосрочное планирование, а получение прибыли предприятия жестко контролируется руководителем, поскольку он сосредоточивает в своих руках все нити управления, полностью беря на себя ответственность за конечный результат. Однако действия руководства также направлены на развитие человеческого потенциала, на достижение эффективного взаимодействия внутри группы работников, на рационализацию решения важных рабочих вопросов. Надо признать, что объективно оценивать деятельность подавляющей части китайских предприятий крайне сложно, так как они существуют в виде небольших семейных компаний.

Список литературы

  1. Балашов А. П. Менеджмент: Учебное пособие. / А. П. Балашов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 272 с.
  2. Баринов В. А. Теория менеджмента: Учебник. / В. А. Баринов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 201 с.
  3. Бердыклычева Н. М. Женщины в управлении и бизнесе // Энергия: экономика, техника, экология. – 2020. – №5 .‑ С.66-70.
  4. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: МГУ, 2022. – 457 с.
  5. Гвоздеева Е. Женский менеджмент в российском бизнесе //ЭКО. – 2018. – №11. – С.163-175.
  6. Голиков В. Д. Особенности китайского менеджмента. – М.: Просвещение, 2018. – 478 с.
  7. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: – М.: «МНИИПУ», 2020. – 816 с.
  8. Грибов В. Д. Теория менеджмента: Учебник. / В. Д. Грибов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 357 c.
  9. Комаров Е. И. Гендерный менеджмент // Управление персоналом. – 2019. – №11-12. – С.49-53.
  10. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2022. – 612 с.
  11. Особенности управления персоналом в Китае. Ван Лицзюнь. // Молодой учёный. – 2022. – №28 (132). Рубрика «Экономика и управление». – С.378-380.
  12. Титов В. Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
  13. Попович Н. А. Китайский менеджмент как способ управления компаниями / Н. А. Попович // Вестник Омского университета: Серия Экономика. – 2018. – №3. – С. 68-69.
  14. Селищев А. С., Селищев Н. С. Китайская экономика в 21 веке. – Спб.: Питер, 2020. – 70 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: