УДК 78, 791

Воздействие звукового оформления фильма на эмоциональное состояние и восприятие зрителя

Хваталь Екатерина Карловна – старший преподаватель кафедры "Теория и история культуры" Института кино и телевидения (ГИТР)

Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, связанная с воздействием звукового оформления фильма на эмоциональное состояние и восприятие зрителя. Автор подчеркивает, что звуковое оформление играет особую роль в повествовании, вовлекая и погружая зрителей в историю и преображая зрительский опыт. В завершении автор приходит к выводу о том, что звуковое оформление – это обрамление для визуальных смыслов, которое служит для формирования настроения произведения, привлечения и удержания внимания, передачи культурных и нарративных смыслов.

Ключевые слова: звуковое оформление, голос, музыка, зритель, восприятие, эмоциональное состояние.

Появление звукового кинематографа, прошедшего долгий путь от ранних экспериментов Эдисона до становления целой индустрии и создания многоканальных технологий объемного звучания, произвело настоящую революцию в киноиндустрии. Звук стал неотъемлемой частью современного мира и используется повсеместно в таких сферах, как кино и телевидение, анимация, видеоигры, реклама, музыкальные клипы и видеоарт, образовательные и развлекательные ресурсы, виртуальная и дополненная реальность.

Достаточно посмотреть любимый фильм без звука, чтобы понять, насколько иначе он воспринимается благодаря использованию языка и особенно метафор, физических характеристик звука и речи, звуковых эффектов, музыки и даже тишины. Талантливо подобранное звуковое оформление способно значительно усилить воздействие произведения, управляя ощущениями зрителя и вызывая у него широчайший спектр сильных, порой даже полярных эмоций, от отвращения до эйфории. Плохой звук, в свою очередь, может испортить любую, даже самую увлекательную историю, навсегда оттолкнув от нее зрителя.

Звуковое оформление включает человеческие голоса, музыку и звуковые эффекты, которые влияют на восприятие и интерпретацию сюжета, образов, героев и событий и, следовательно, могут считаться полноценным инструментом невербальной коммуникации. Синхронизированные с изображением диалоги и реалистичные звуки, например, характерные для определенной местности, делают происходящее более правдоподобным и убедительным. Асинхронные звуковые эффекты, в частности, фоновые звуки или музыка, не коррелирующие с действием напрямую, создают определенную атмосферу и способствуют возникновению индивидуальных ассоциаций. И вот уже треск поленьев относит нас к уютному вечеру у камина, свист чайника и тихий скрип стульев или дверцы возвращают к минутам, проведенным в доме у бабушки, делящейся мудростями и воспоминаниями. Шум птичьих крыльев будит мысли об осенней меланхолии и первых заморозках. Стук лошадиных копыт и хруст снега погружают в предвкушение новогодних праздников. Кукареканье напоминает о рассвете, а крики чаек – о морском побережье.

Самым очевидным элементом звукового оформления является человеческий голос, который может использоваться для комментирования происходящего за кадром, присутствовать в произведении в форме монолога или диалога или озвучивать мысли героя [1].

Каждая характеристика звука, будь то тембр, высота, громкость, интенсивность или скорость, может быть отдельным повествовательным элементом. Например, тиканье часов подчеркивает течение времени или неопределенность. Одновременное использование движений в музыке и кино (например, арки или всплески, основанные на музыкальных параметрах) увлекает и направляет внимание зрителя. В фильме «Сияние» ценность звука и музыки хорошо заметна в сцене, где сумасшедший муж протаскивает героиню через приемную отеля и поднимается по лестнице. Высокая частота голоса Венди и диссонирующие звуки музыки контрастируют с медленными движениями двух персонажей, повышая уровень саспенса и создавая ощущение угрозы. Таким образом, звук передает страх и панику Венди по двум каналам: через музыку и голос. Известным примером использования специфического музыкального тембра является приглушенный звук струнного оркестра в черно-белом фильме Хичкока «Психо», в котором сознательное ограничение цветового и звукового спектров усиливает выразительность образов.

Музыка может формировать определенное отношение к героям, влиять на понимание их характеров, действий и отношений, даже если она звучит не одновременно с их появлением на экране. В частности, использование мужских и женских музыкальных клише способно управлять гендерным восприятием героев. Поднимающая настроение музыка влияет на интерпретацию даже самых неоднозначных поступков героев, а выбор грустной или веселой мелодии в фильме об уходе за пожилыми родственниками определяет ощущение показанной ответственности как блага или бремени. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что музыка играет большую роль в передаче чувств героев и приписывании им положительных или отрицательных эмоций и черт. В ходе одного эксперимента было установлено, что мелодраматическая музыка снижает страх и тревогу и вызывает ностальгические и эмпатические чувства. При прослушивании напряженной музыки, напротив, возникает настороженность, беспокойство, пессимистическое настроение и недоверие к герою, становящемуся в глазах зрителя грустным, испуганным, отчужденным, неуверенным в себе, агрессивным и даже зловещим [4].

Музыка может изменить представление аудитории о том, как будет развиваться сюжет фильма, что подтверждается результатами исследования, в рамках которого участникам демонстрировалось изображение молодой пары, катающейся в лодке по реке. Использование спокойной фоновой музыки способствовало тому, что зрители фокусировали свой взгляд на происходящем в лодке, предполагая спокойное продолжение действия, в то время как при проигрывании музыки из фильмов ужасов они настороженно исследовали пространство и концентрировались на темном пятне в воде в левом углу экрана, вероятно, в поиске возможных опасностей [2].

По результатам другого исследования было обнаружено, что напряженная музыка с диссонирующими интервалами и резкими обрывами, в отличие от расслабляющей мелодии или ее отсутствия, оказывает сильное воздействие на физиологические реакции зрителя, такие как частота сердечных сокращений, пульс и дыхание, вызывая чувство тревоги и неизвестности [3]. Именно это свойство музыки часто используется режиссерами и композиторами для создания, усиления или разрешения саспенса.

Музыкальный материал, в дополнение к своему внутреннему посланию и смыслу, может использоваться для передачи контекста, например, исторической эпохи, географии или социального содержания. Таким образом работает использование определенных инструментов или инструментальных тембров для характеристики определенных стран и регионов, ландшафтов, жанров кино и музыки и даже пола. Музыка разных жанров часто порождает надындивидуальные ассоциации. Так, например, аккордеон ассоциируется с Парижем, атмосферой гавани или народной музыкой и фольклором.

Особой формой музыкальной цитаты является лейтмотивный прием, создающий музыкальную сеть ассоциаций внутри фильма. Лейтмотив — это легко узнаваемая музыкальная тема, система выразительных средств и кодов, вводимая параллельно главному герою, ситуации или внемузыкальной идее фильма. Тема может иметь разный смысл в разных контекстах или в зависимости от аранжировки и нюансов означать одно и то же, но для разных персонажей. Лейтмотив активизирует чувства, переживания и личные воспоминания, ранее связанные с цитатой, и влияет на интерпретацию происходящего на экране. Использование характерного произведения в немузыкальном фильме, например, знаменитой и узнаваемой темы из фильмов о Джеймсе Бонде или сериала «Миссия невыполнима», становится подсказкой, рождающей ассоциацию и напоминающей зрителям о конкретной сцене или фильме в целом.

Таким образом, звуковое оформление является обрамлением для визуальных смыслов, служит для формирования настроения произведения, привлечения и удержания внимания, передачи культурных и нарративных смыслов, повышает вовлеченность зрителя и вызывает у него эмоциональный отклик и широкий спектр телесных и когнитивных ассоциаций, апеллируя к подсознанию и опыту зрителя и помогая ему распознавать состояния и намерения героев.

Список литературы

  1. Васильева М. В., Кадагидзе А. Г., Хваталь Е. К. English for Students of Visual Arts, 2019. 366 с.
  2. Auer K., Vitouch O., Koreimann S., Pesjak G., Leitner G., Hitz M. (2012). When music drives vision. Influences of film music on viewers’ eye movements // Proceeding of the 12th International Conference on Music Perception and Cognition and the 8th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music. Vol. 1. РР. 73-76.
  3. Bente G., Kryston K., Jahn N.T. et al. (2022) Building blocks of suspense: subjective and physiological effects of narrative content and film music // Humanit Soc Sci Commun. Vol. 1 (9). РР. 1-13.
  4. Hoeckner B., Wyatt E. W., Decety J., and Nusbaum, H. (2011). Film music influences how viewers relate to movie characters // Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. Vol. 5 (2). РР. 146-

Интересная статья? Поделись ей с другими: